Красноярские мосты в Германии
Долгое время в России алюминиевые автомобильные мосты считались чем-то невозможным. Как утверждают эксперты, еще пять лет назад бытовало мнение, что «таких мостов не бывает». С пешеходными мостами из алюминия ситуация лучше, но они до сих пор остаются редкой экзотикой. Между тем, в европейских странах алюминий уже давно повсеместно используют в мостостроении. Например, в Швеции и Норвегии с 1990 года построено 80 алюминиевых мостов, а в Германии ежегодно строится около 70.
Главный парадокс в том, что европейские алюминиевые мосты зачастую делают не в Европе... а в Красноярске, на заводе КраМЗ, принадлежащем компании «РУСАЛ». Например, в 2020 году в немецком городе Раштатт (земля Баден-Вюртемберг) установили произведенный на КраМЗе пешеходный мост через приток Рейна, реку Мург.
В 2021 году КраМЗ и вовсе заключил экспортный контракт на поставку 50 алюминиевых мостов в Германию. В январе мостовые конструкции длиной 13 м были отгружены заказчику.
В России уже сейчас накоплен большой опыт проектирования и строительства мостов из алюминия, говорят эксперты.
«Алюминиевые сплавы — перспективный материал. Низкий вес, коррозионная стойкость, высокий декремент колебаний делает его перспективным для мостов. В 2019-2020 годах усилиями лабораторий Научно-исследовательского института транспортного строительства (ЦНИИС) и Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) были обследованы все эксплуатируемые пешеходные мосты из алюминиевых сплавов на территории России. Проблем с надежностью и безопасностью данных объектов нет», — рассказывает Юрий Новак, заместитель директора ЦНИИС по научной работе, главный научный сотрудник, кандидат технических наук, доцент, почетный транспортный строитель России.
В декабре 2020 года в рамках российско-японского форума, в ходе обмена опытом японские специалисты высоко оценили достижения российских коллег в мостостроении, которых удалось добиться всего за три-четыре года. Интересно, что в Японии уже давно есть алюминиевые автодорожные мосты — они признаны наследием гражданского строительства. Кроме пешеходных и автомобильных мостов, там строят технические мосты и велодорожки, возводят новые крупные мостовые сооружения и реконструируют старые.
В связи с этим возникает вопрос — почему в России только начинают строить автодорожные мосты из алюминия, а пешеходные мосты строят сравнительно нечасто?
Эксперты только за
В феврале 2021 года несколько российских научно-исследовательских институтов обратились к Минстрою России с просьбой поддержать утверждение специальных технических условий (СТУ) на строительство первого в России автодорожного моста с пролетными строениями из алюминиевых сплавов.
Испытания основных конструкций автодорожного моста, алюминиевых ортотропных плит были частью программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К испытаниям были привлечены высококвалифицированные специалисты МАДИ, МГСУ и ЦНИИС с многолетним опытом практической работы в области научных исследований и разработки нормативных документов на проектирование и строительство транспортных сооружений.
В ходе исследования ортотропные плиты подвергались трем видам статических и усталостных испытаний: без дорожного покрытия и с двумя видами покрытий — асфальтобетонного и полимерного на эпоксидной основе. Испытания, в том числе на огнестойкость, прошли успешно, что говорит о высокой безопасности.
Максимальная статическая нагрузка в ходе испытаний составила 85 тонн, что многократно превышает планируемые эксплуатационные требования. При циклическом нагружении плиты выдержали нормативные 2 млн циклов, без образования трещин.
«Автомобильные мосты из алюминиевых сплавов — это пример развития современных строительных технологий. Конструкция получается легкая, фактически в два с лишним раза легче, чем стальная, поэтому может быть целиком и качественно изготовлена на заводе. Последующая сборка и установка занимает всего несколько часов. Это экономия времени и средств. А далее такой мост практически не требует эксплуатационных затрат», — говорит Андрей Коргин, заведующий научно-исследовательской лабораторией НИУ МГСУ, доктор технических наук, профессор.
К слову, основатель компании РУСАЛ Олег Дерипаска всегда выступал за развитие внутреннего рынка и широкое использования алюминия в России, как экологичного и технологичного материала. Строительство мостов — как раз один из примеров такого использования.
«Еще пять лет назад я часто слышала фразу „Алюминиевых мостов не бывает“. Но мы доказали, что бывают. Алюминиевые сплавы широко используются в мире при строительстве пешеходных переходов, автомобильных мостов, реконструкции старых аварийных мостов. И эти конструкции поразили нас своей функциональностью, легкостью, эстетикой. А главное — низкой металлоемкостью и конкурентной стоимостью на всем жизненном цикле. Это понравилось и Минстрою России, который направил нас в свой базовый институт — МГСУ. Несколько лет серьезной работы и сложных испытаний дали результаты: наша страна, производящая „зеленый“ алюминий, теперь обладает уникальными компетенциями в проектировании и строительстве мостов», — рассказывает Ирина Казовская, сопредседатель Алюминиевой ассоциации.
Сейчас результаты испытаний ортотропных плит предполагается включить в новую редакцию свода правил СП 443 в части автодорожных мостов из алюминиевых сплавов.
Первый в России автодорожный мост построят в Нижегородской области. Он станет первым в своем роде не только в России, но и во всей Восточной Европе.