Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Хочу в IT!»: как устроены «Цифровые кафедры» в красноярских вузах?

«Хочу в IT!»: как устроены «Цифровые кафедры» в красноярских вузах?

26.03.2024
1

Кадры разные нужны

ИТ-сфера в России сейчас переживает настоящий пик своего развития. На это влияет сразу ряд факторов, обусловленных экономической и политической ситуацией в мире. Среди них:

  • постепенный отказ пользователей от зарубежных решений
  • государственная поддержка отрасли
  • здоровая конкуренция, стимулирующая разработчиков выпускать новые продукты и совершенствовать качество старых

Тем не менее, на рынке наблюдается существенный дефицит ИТ-специалистов. В 2023 году глава Минцифры Максут Шадаев оценил нехватку кадров в 500-700 тыс. человек.

Чтобы решить эту проблему, по всей стране при вузах сейчас создают «Цифровые кафедры». Это программа профессиональной переподготовки в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» нацпроекта «Цифровая экономика Российской Федерации».

Поступить на «Цифровые кафедры» могут как студенты IT-специальностей, так и все остальные. В сентябре 2022 года такие кафедры появились больше чем в 100 российских университетах, уже присоединившихся к программе «Приоритет 2030». Всего на данный момент разработано 300 образовательных программ.

Более тысячи студентов в год

В Красноярске в проекте «Цифровая кафедра» участвуют два университета: СФУ и Университет Решетнёва. Набор студентов ведется третий год, ежегодно выпускаются тысячи человек. Красноярка Лариса Дьяченко окончила «Цифровую кафедру» СФУ. Признается: специалистам старше 40 лет порой просто не хватает компетенций в современном мире, а разбираться в информационных технологиях сегодня необходимо почти во всех специальностях.

«По профессии я юрист и мне по работе нужны были дополнительные компетенции в ИТ. Я на момент поступления на „Цифровую кафедру“ училась в магистратуре и узнала о возможности получить дополнительную квалификацию. А я такие возможности стараюсь не упускать. Я подала заявку, прошла входной ассесмент на достаточно высокий балл и начала учебу. Курс длился год, занятия проводятся несколько раз в неделю, но достаточно большой объем работы приходится на практику и домашние задания. Много построено на удаленном обучении — можно пересматривать записи лекций, например. Для меня тот уровень, что дали в СФУ, более чем достаточен для работы. После кафедры я поступила в аспирантуру по IT-направлению, то есть полностью сменила сферу деятельности, и сейчас пишу диссертацию», — рассказала выпускница «Цифровой кафедры» Лариса Дьяченко.

Студенты на Дне «Цифровой кафедры»
Источник: vk.com/digitsfu

В этом году набирать учащихся будут по 21 программе. Среди них разработка компьютерных игр, мобильных приложений, аналитика данных, цифровое моделирование бизнес-процессов, программирование на Python и многие другие.

«Специальность можно выбирать исходя из своих интересов и предпочтений. На странице каждой специальности на сайте ИНО указана сложность в баллах от 1 до 5, а в программе курса можно прочитать про входные требования для слушателя, например, знание математического анализа и теории вероятности и т.д. Но, как правило, для большинства наших программ не предусмотрено специальных требований к исходной подготовке студентов, мы учим с нуля. Дважды в год (в апреле и сентябре) мы проводим Демо-день Цифровой кафедры — мероприятие, на котором студенты могут познакомиться с руководителями программ, принять участия в мастер-классах, чтобы попробовать себя в роли того или иного ИТ-специалиста. В этом году предварительно Демо-день запланирован на 26 апреля. Следить за объявлениями можно в соцсетях», — рассказала руководитель Цифровой кафедры СФУ Анастасия Раскина.

Как поступить на «Цифровую кафедру» и кто может учиться?

Главное, о чем нужно знать — учиться могут не только студенты СФУ, но и других вузов — Сибирского института бизнеса, управления и психологии, Сибирской пожарно-спасательной академии МЧС, Красноярского государственного аграрного университета, Сибирского юридического института МВД, Красноярского института железнодорожного транспорта, а также студенты славянских университетов Душанбе и Бишкека.

Проект «Цифровые кафедры» курируется Минцифры и университетом «Иннополис», поэтому студенты несколько раз за время обучения проходят процедуру ассесмента, позволяющую определить качество полученных во время обучения знаний.
Каждый год все вузы, включенные в проект, принимают участие в марафоне Цифровых кафедр, который позволяет «сверить часы» — узнать, как в регионах работает проект.

В 2023 году у «Цифровых кафедр» в СФУ было полторы тысячи выпускников, в 2024-м — 2300, а в следующем планируется почти 3000. К примеру, в Университе Решетнёва в 2022 году студентам, желающим пройти дополнительное обучение digital-профессиям, было доступно лишь одно направление — «Разработка и дизайн web-ресурсов», в этом же году их уже стало семь. Всего на цифровые кафедры в вузе в 2023 году поступили 1538 студентов, в этом году — столько же.

Обучение длится 9 месяцев. Форма обучения — очно-заочная. Все учебные активности проходят в онлайн-формате: лекции — просмотр видеоуроков, практики — вебинары с ведущими преподавателями ИТ, стажировка — также онлайн на специализированных платформах от партнеров программы. В режиме онлайн проходит и защита итоговых аттестационных работ, словом, всё сделано для удобства студентов.

Возрастных ограничений для обучения других слушателей нет. Но для тех, кто уже получил диплом и не является студентом или магистрантам, обучение проводится за деньги. По итогам обучения выпускники получают диплом профпереподготовки СФУ.

Запись на программы стартует в ближайшее время через сайт Института непрерывного образования. Следите за обновлениями в соцсетях «Цифровой кафедры». Справки по телефону +7 (391) 206-52-61.

Рекомендуем почитать