Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Дважды обманутые

Дважды обманутые

19.07.2007
0

Всем хорош микрорайон Ботанический: новые просторные квартиры, чистый воздух, леса и поля в двух шагах, благоустроенный бульвар. Вот только строительные проблемы здесь возникают чуть ли не с каждым домом. Таких заковык с документами и отводами земель, наверное, больше нигде в городе нет. При этом некоторых инвесторов застройщик умудрился обмануть дважды.

Чистенькая многоэтажка – дом № 13а по ул. Седова. В 2001 году, когда здание существовало лишь на бумаге в виде проекта, в нем захотел купить однокомнатную квартиру 29-летний Владимир Гончаревич. Служба в пожарной части опасна, а зарплата не такая уж большая, чтобы накопить на жилье. Чтобы подзаработать денег, Владимир отправился на три месяца в чеченскую командировку. К «боевым» добавил то, что удалось занять у знакомых, «подгреб все, что можно было» – очень уж хотелось жить своей семьей, отдельно от родителей. Добытую сумму отнес в ОАО «Красноярскстройкомцентр» (КСКЦ) и заключил с ним договор инвестирования.

– В агентстве недвижимости «Твой дом» мне посоветовали обратиться в КСКЦ, – пояснил Владимир в телефонной беседе. – Стоимость квадратного метра на тот момент мне не показалась такой уж низкой, хотя она была ниже, чем у того же «Монолитстроя». Я слышал, что КСКЦ до сих пор вовремя сдавал все свои дома, долгостроев у него не было, директора Ефима Рабинера знали как заслуженного строителя. Всю нужную сумму выплатил сразу, по цене 6000 рублей за квадратный метр. Ждали год, постоянно приезжали на место смотреть, но видели один фундамент. Пришлось подавать в суд, чтобы расторгнуть договор.

Работа над ошибками

В подобную ситуацию попали еще полторы тысячи дольщиков, вложивших деньги в другие 11 домов по всему Красноярску. Иски к «Красноярскстройкомцентру» были у всех разные: одни требовали «исполнения договора в натуре», то есть получения готовых квартир, другие хотели вовсе расторгнуть договор инвестирования и вернуть уже уплаченные деньги.


Дважды обманутые (http://www.ucheba.ru/vuz-article/pix/uploadFCK/Image/abitur_37.jpg)

В 2003 году в ситуацию вмешались городские власти: подмоченная репутация Рабинера грозила свести под корень развитие долевого строительства в крае. Был создан антикризисный штаб, куда вошли представители департамента градостроительства, краевой администрации и Союза строителей.

Недостроенные дома было решено распределить между другими застройщиками, которые хорошо себя зарекомендовали. Дом № 7 по ул. Ботаническая (строительный адрес) достался ООО «Стройтехника» в декабре 2003 декабре, о чем и был заключен договор. Однако достраивать себе в убыток фирма не захотела и попросила весьма скромной, с учетом инфляции, добавки: по 3000 рублей с квадратного метра. Измученные дольщики воспряли духом и приготовились платить.

Руководитель ООО «Стройтехника» Анатолий Бурый предложил инвесторам не бегать к нему с доплатами поодиночке, объединиться в партнерство, которое соберет и передаст фирме всю необходимую сумму. Некоммерческое партнерство (НП) «Инвестстрой» с юридическим адресом на ул. Башиловской возглавила Светлана Филякова. В январе 2004 года НП заключило договоры долевого участия со всеми инвесторами. В договоре указывалось, что «Инвестстрой» выступит посредником между застройщиком и инвесторами и будет следить за тем, чтобы строительство велось как следует.

«Стройтехника» уже вовсю вела работу на площадке в Ботаническом, когда было решено узаконить ее отношения с «Красноярскстройкомцентром» на бумаге. Так появился на свет тройственный договор подряда от 17 июня 2004 года. В нем КСКЦ именовался заказчиком работ, «Стройтехника» – генеральным подрядчиком, а партнерство «Инвестстрой» – как и полагается, инвестором. В пункте 4.1 было особо отмечено, что все права частных инвесторов, ранее заключивших договоры, будут соблюдены. А как же иначе – деньги-то внесли. Бесхозные квартиры без инвесторов – таких набралось 44 – «Стройтехника» после достройки забирала себе, чтобы продать по рыночной цене.

Даже студент-юрист знает: договор вступает в силу с момента подписания. Строго говоря, зимой ООО «Стройтехника» не имела юридических прав достраивать дом и собирать деньги с дольщиков. Но тогда, в 2004-м, ничто не предвещало бури. Уж если пообещала мэрия, что достроят, так выполнит.


Дважды обманутые

Оформлять запрещено

Тем временем суды постепенно начали удовлетворять требования обманутых КСКЦ дольщиков. Например, Ольга Бардина, заплатившая в свое время за однокомнатную квартиру в доме по ул. Седова, 13а, выиграла процесс в феврале 2004 года.

К концу 2005-го подоспело и время сдавать построенные «Стройтехникой» дома. Официальное разрешение на строительство «Красноярскстройкомцентром» было получено лишь за три недели до сдачи новостроек, и буквально тогда же фирма Ефима Рабинера была объявлена банкротом. В отношении нее было введено конкурсное управление, и управляющим назначили Дениса Глушкова – однофамильца замгубернатора.

Пока шло строительство, проектная документация так и не была переоформлена на ООО «Стройтехника» и по документам заказчиком-застройщиком числился все тот же КСКЦ. Неудивительно, что когда радостные инвесторы потянулись в Регпалату для оформления квартир, им стали отказывать. Причем вполне законно: мол, какие могут быть отношения с банкротом? Жильцы посмекалистей быстренько продали свои горе-квартиры, сбросив бремя оформления на новых владельцев. Тот же Владимир Гончаревич, когда решил пробежаться по соседям, обнаружил, что лишь в 25 квартирах живут те, кто в них вкладывался изначально… Неизвестно, качественно ли Денис Глушков восстанавливал платежеспособность детища Рабинера, но летом 2006 года конкурсного управляющего заменили. И, судя по всему, на гораздо более энергичного.

Уговор дешевле денег

В начале этого года с домами на Седова стали происходить настоящие чудеса. ОАО «Красноярскстройкомцентр» подал в суд на тех инвесторов, которые в 2003–2004 годах расторгли с ним договоры долевого строительства. По логике конкурсного управляющего Алехина, если договоры был расторгнуты, то и никаких обязательств перед инвесторами КСКЦ не имеет. И квартиры он, оказывается, имеет право забрать назад, включить их в конкурсную массу и продать по рыночной цене.


Дважды обманутые

Ради чего же заседал в мэрии антикризисный штаб, ради чего на «амбразуру» в Ботанический бросили ООО «Стройтехнику»? Ради чего дольщики вновь собирали по три тысячи за квадрат? Ведь на момент подачи в суд заявлений о расторжении договоров никто не знал, как решится судьба его квартиры. А в тройственном договоре в пункте 4.1 черным по белому написано: «Заказчик (КСКЦ) передает Инвестору (НП «Инвестстрой») права на долю незавершенного строительства, профинансированного из средств инвесторов, заключивших с Инвестором договор инвестирования». То есть все дольщики, объединившиеся в НП «Инвестстрой», автоматически подтверждали свой статус и право. Но и здесь КСКЦ подстраховался: подал в арбитраж иск о признании пункта 4.1 ничтожным. Дескать, на тот момент у него не было прав на строительство дома, а стало быть, не было и возможности передавать кому-то права на квартиры в нем. В минувшую пятницу этот иск, как ни парадоксально, был удовлетворен.

Из нескольких десятков дольщиков двое обратились за помощью к адвокату Евгению Варфоломееву. Ситуации Ольги Бардиной и Владимира Гончаревича весьма схожи: оба купили по однокомнатной квартире в доме № 13а по ул. Седова, оба добились в суде расторжения договоров долевого строительства. Вот только Ольге Бардиной буквально чудом удалось зарегистрировать свое право собственности на квартиру в Регпалате. Но и это документально подтвержденное право сейчас оспаривается. Гончаревич с супругой и вовсе живут в «ничьей» квартире.

Если отбирают недвижимость, может, хоть деньги вернут? В первый раз заплатили Ефиму Рабинеру, во второй раз – ООО «Стройтехника» за реально сделанную работу, 600 тысяч за однокомнатную квартиру можно попробовать выбить только через суд. И шансы почти нулевые – как у больного здоровья спрашивать. Но жильцы домов по ул. Седова прекрасно понимают, что даже если бы деньги им и возвратили, за эту сумму сейчас в Красноярске даже гостинку без душа не купишь.

За свои права люди бьются седьмой год. Они не могут наслаждаться законными квартирами – потому что их вновь объявили вне закона. Не могут решиться завести детей, чтобы с ними потом не мыкаться по углам.


Татьяна Сальникова, "Вечерний Красноярск"

Рекомендуем почитать