Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Домик в деревне

Домик в деревне

24.05.2010
5

Сельский туризм может существенно пополнять местные бюджеты

Понятие «туризм», как правило, ассоциируется с понятным набором атрибутов: чемоданом на колесиках с бирками дальних авиаперелетов, специфическим запахом аэропортового дьюти-фри, шелестящей о песок средиземноморского или какого-то другого пляжа волной — либо с рюкзаком за спиной, темной от пота штормовкой, костром и гитарой. Сельский туризм в равной степени лишен перечисленных прелестей. У этого направления туристической отрасли пока очень неясные очертания. Эксперты считают, что формирование нового для края продукта только началось.

За событием

Евгений Пьянков видит перспективу частно-государственного партнерстваПо словам заместителя министра спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края Евгения Пьянкова, под словосочетанием «сельский туризм» часто понимается совершенно разное — правда, разное лишь на первый взгляд. Для одних это — исключительно образ: атмосфера, которая рождается, когда живешь на сельском подворье, дышишь свежим воздухом, получаешь возможность позаниматься натуральным хозяйством и почувствовать себя крестьянином. Такой способ отдыха называют еще агротуризмом, или мягким, экологическим туризмом. Для других это — путешествия по сельской местности. Третьи тесно увязывают это понятие с какими-то яркими мероприятиями в сельской местности, привлекающими внимание широкой публики, родня его тем самым с событийным туризмом.

— Главное — любое из перечисленных направлений можно действительно смело отнести к сельскому туризму, — говорит Евгений Пьянков. — Пестрота представлений свидетельствует об одном: нет четкого определения понятия.

Отсутствие академического определения не мешает развивать это направление в крае. Серьезная ставка делается, в частности, на событийный туризм. Значимых с точки зрения культурно-познавательной мероприятий в крае проводится сегодня не так уж мало. Один из самых ярких и масштабных примеров — фестиваль «Саянское кольцо», каждый год собирающий десятки тысяч участников и зрителей. Фестиваль сравнительно молод, а есть и события с давней историей, традициями: ежегодная августовская ярмарка, День помидора в Минусинске, Манский карнавал — открытие сезона сплава по Мане, фестиваль «Высоцкий и Сибирь». Даже драгбитву на Красном кольце можно отнести к разряду событийного туризма.

— Все это проходит летом, а вот межсезонных мероприятий пока немного, — сетует Евгений Пьянков. — Мы, правда, и не ставим перед собой задачи — проводить их непременно в каждом районе. Важно, чтобы те, что есть и еще появятся, были насыщенными и отличались друг от друга по содержанию.

Прошлой зимой в Сухобузимском районе на родине Сурикова штурмовали снежный городок. Для его проектирования привлекали на конкурсной основе молодых архитекторов, выбрали лучший проект. В числе участников — казаки, фольклорные коллективы, красноярские студенты. Получилось красочно, посмотреть на это приехали из Красноярска, соседних территорий.

— Для района это — возможность формировать одну из доходных частей бюджета. За счет работы со спонсорами, с торговлей, с промо-ресурсами, — убежден замминистра. — Теперь это место будет позиционироваться у людей и с Суриковым, и с этим фестивалем.

Для усиления такого позиционирования краевые, муниципальные власти с участием представителей местного бизнеса намерены восстановить усадьбу художника, построить здесь гостиничный комплекс, отреставрировать полуразрушенную церковь.

— Получается, на теме туризма вызревает пример частно-государственного партнерства, — подытоживает Евгений Пьянков.

По коням!

Однако события событиями, а если говорить о развитии направления как индустрии, ориентироваться только на них нельзя. Необходимо использовать ресурсы, которыми располагают районы. Евгений Пьянков приводит в качестве примера Шарыповский район. Здесь есть все признаки движения в сторону создания цивилизованного сегмента. Недавно в районе создана некоммерческая ассоциация туроператоров, в нее вошли восемь местных компаний. Как рассказал возглавивший ассоциацию руководитель компании «Иван Сусанин» Николай Линюшин, цель объединения — консолидация усилий по формированию качественного местного продукта и, главное, по его грамотному продвижению. И в крае, и за его пределами.

— У нас есть что показать, но зачастую никто, кроме нас самих и местных жителей, об этом не знает, — говорит Линюшин.

Бизнес «Ивана Сусанина» — конные маршруты по Шарыповскому району, Хакасии. Есть собственная конеферма, сегодня там 39 коней. А начиналось несколько лет назад с десятка лошадиных сил и примерно двухсот тысяч рублей — таким оказался порог вхождения. Маршруты востребованы, бизнес себя окупает, хотя проблемы есть. Например, заковыристое законодательство не позволяет поставить на маршрутах (они разной протяженности — от двухдневных до двухнедельных) стационарные базы. Во всяком случае, чтобы добиться разрешения на строительство, нужно осадить не один кабинет. Приходится пока обходиться палатками. Возможно, как раз создание ассоциации местных туроператоров в какой-то мере поможет договариваться с властью, с надзорными органами. Чиновники, как правило, уважают тех, кто бьется не в одиночку.

— Мы создали ассоциацию — теперь турфирмы сами способны решать свои проблемы на разных уровнях, — подтверждает глава Шарыповского района Геннадий Качаев. — При необходимости и по возможности район, конечно, готов помогать.

Ассоциация может послужить и достижению еще одной цели: созданию комплексного продукта, с хорошей начинкой и в блестящей упаковке.

— Туроператоры предлагают самые разные услуги, — поясняет Линюшин. — Есть, например, мараловодческая ферма — горожанину наверняка было бы интересно посмотреть, как разводят маралов, узнать что-то новое для себя. Есть те, кто занимается просто организацией пляжного отдыха. Все это можно собрать в единый комплекс, и отдых будет разнообразным. Такой продукт и продвигать интереснее.

Пляжный отдых — то, что на старте требует сравнительно небольших затрат. Порог вхождения здесь может быть минимальным: оформление документов на аренду, самая скромная инфраструктура (туалеты, раздевалки, лежаки)... Ну, на уборку придется потратиться. Цивилизованный пляж — для любого района благо: и порядок, и деньги в бюджет. К тому же это может послужить стартом будущих, более затратных и серьезных, проектов. В том же Шарыповском районе на озере Линево арендатор сначала основательно потратился на то, чтобы очистить захламленные берега и сам водоем, а теперь строит там домики типа шале, в которых можно останавливаться и зимой.

Жизнь в натуре

Что касается отдыха, связанного с сельским образом жизни, это направление активно развивается в Алтайском крае. Но наши алтайские соседи вообще в части развития туризма — регион продвинутый, там и традиции постарше, и инфраструктура поразвитее. По словам Николая Линюшина, агротуризм хорошо представлен на Дальнем Востоке, причем в классическом формате: приезжают иностранцы — японцы, в частности, — поселяются на местных подворьях, занимаются натуральным хозяйством, охотятся, рыбачат — хозяева получают свой барыш. В Красноярском крае такая форма пока в состоянии зачаточном. Хотя перспективы есть.

Красноярский туроператор «Альтамира», специализирущийся на въездном туризме, вместе с городским клубом спелеологов недавно заявили о намерениях развивать сельский туризм в Манском районе. Проект выиграл краевой грант. Как рассказал руководитель компании Игорь Бурмак (он же — директор городского клуба спелеологов), для начала компания намерена провести обучающие семинары для местных жителей, готовых выступить в роли агентов. Каких-то особых навыков здесь в общем не требуется: как правило, те, кто стремится сменить на время душный город на сельскую волю, не ждут особого комфорта. Чистые «апартаменты», возможность погулять на воздухе, воспользоваться услугами хозяев для поездки на рыбалку, за грибами, в конце концов — возможность подоить корову или самому истопить баньку и получить наслаждение от этого, а не только от парилки — вот минимальный набор.

— Цена определяется уровнем комфорта. Можно сдавать и коттеджи, и встроенные помещения в доме — в первом случае цену определить сложно, она зависит от того, что за коттедж, — говорит Игорь Бурмак. — Во втором случае это 200-250 рублей в сутки с человека. Для хозяина — дополнительный доход без каких-то затрат.

Планы авторов проекта не замыкаются границами усадьбы: компания намерена устраивать познавательные туры по району, предлагать экскурсии в места, где была Баджейская республика. Отдых получится и активным, и познавательным.

И сами туроператоры, и краевые чиновники сходятся во мнении: формирование сельского туризма в крае только началось. Какие-то проекты будут успешно реализованы, а какие-то так и останутся в мечтах.

Василий Казарин, «Вечерний Красноярск», №19 (260)

Рекомендуем почитать