Главная
>
Статьи
>
Cristal trio

Cristal trio

15.12.2010
0

Хрустальная сказка

III Международный фестиваль «Декабрьские вечера на Енисее» продолжило выступление ансамбля Cristal trio («Хрустальное трио»). Музыканты в Красноярске побывали впервые и для знакомства со своими новыми слушателями выбрали популярнейшую отечественную и европейскую классику.

Cristal trio...То ли сильный мороз несколько отпугнул публику, то ли слабая информированность, но в Малом концертном зале филармонии на выступлении Cristal trio аншлага почему-то не было. И совершенно напрасно — пусть те, кто пропустили этот удивительный концерт, теперь кусают себе локти. Не каждый день в Красноярске можно услышать звучание стеклянных инструментов.

Такие инструменты были особенно популярны в XVIII веке, музыку для них писали охотно многие композиторы эпохи барокко. Она-то в основном и составила программу первого отделения концерта трио. Новосибирцы Игорь Скляров и Владимир Попрас по образованию баянисты, но с 2001 года увлеченно играют на стеклянных инструментах — веррофоне и арфе. Первый представляет собой набор специально настроенных бокалов (стоимость каждого — 100 евро), где звук можно подстроить, налив в них воды. Как сообщил основатель трио Игорь Скляров, по традиции водичка местная — из Енисея зачерпнули. Арфа выглядит как набор стеклянных трубок, которые соединены деревянной решеткой. Звук возникает, когда сверху прикасаешься к бокалам и трубкам влажными пальцами. Позже к дуэту присоединился выпускник Красноярского института искусств Владимир Перминов — он играет на стеклянной пан-флейте, которая звучит как бас.

Концерт открылся Менуэтом Боккерини — первым произведением, которое музыканты пять лет назад сыграли в качестве трио. В барочной части программы слушатели также могли насладиться «Зимой» Вивальди и арией из «Пасхальной оратории» Баха, вокальными номерами из сочинений Скарлатти и Перголези, где вместе с трио выступила солистка Новосибирской оперы Светлана Токарева. Не менее органична для стеклянных инструментов, как оказалось, музыка Сен-Санса («Лебедь»), Грига («Пер Гюнт») и Дворжака («Юмореска»). А Моцарт, из произведений которого трио исполнило арию Керубино (опера «Дон Жуан») и Турецкое рондо, вообще в юности музицировал на стеклянных инструментах в психиатрической клинике. Прежде считалось, что такая музыка помогает гипнозу. Как пошутили музыканты, они не возражают, если слушатели на их концерте тоже впадут в транс.

Второе отделение началось из Увертюры к «Травиате» Верди, но звучала в нем преимущественно русская классика — известные сочинения Чайковского и Мусоргского, романсы Глинки и Рахманинова. В преддверии Нового года и Рождества — в основном на сказочные темы. На бис музыканты вместе со своей вокалисткой исполнили романс Вертинского «Мой маленький креольчик». А на вопрос из зала, играют ли они современную музыку, показали номер «Стаканьола» (так на одном концерте кто-то из их слушателей назвал сооружение из бокалов). Добавив к своим инструментам две бутылки из-под шампанского и одну коньячную — экспромт оказался весьма мелодичным.

Елена Коновалова, оригинал статьи в газете «Вечерний Красноярск» № 49 (290)

Рекомендуем почитать