Главная
>
Статьи
>
Торговля праздничными наборами

Торговля праздничными наборами

31.10.2012
21

Была такая межнациональная забава в усопшем ныне СССР: банку шпротов, коробку хороших конфет или бутылку шампанского можно было купить только пачкой — вместе с сайрой консервированной и ещё какой-то парашей никому не нужной. В аляповатом пакете, по 25 рэ за набор. Большие по тем временам деньги... Советские власти периодически разражались очередным ценным указанием торговлю наборами прекратить, но через пару недель всё возвращалось назад. Ибо природа не терпит не только пустоты, но и переполненности каким-нибудь барахлом.

Но к счастью, ровно нынче приключился совершенно потрясающий «подарочный пакет». Дело в том, что в рамках прохоровской книжной ярмарки, которая, собственно, сегодня в одиннадцать и открылась, прошла совершенно потрясающая конференция «Духи Севера: метафизика пространства». Самая настоящая научная конференция. С научными же докладами и совершенно нездешними докладчиками. Поверьте, это было настоящее пиршество! Во-первых, всего было восемь докладчиков. И совсем не самых последних людей в этой науке. Во-вторых, слушателей было немного (об этом чуть ниже, с подобающим случаю прискорбием). В-третьих, был совершенно пиршественный расклад по времени: каждый доклад длился 20 минут, и ещё 20 минут было отведено на вопросы и обсуждение. И поверьте, этой второй двадцатиминутки не всегда хватало!

Докладом «„Куклы мёртвых“ у народов Севера» конференция открывалась. Представила его О.Б.Христофорова из РГГУ. Доклад был про обычаи народов нашего Севера, в первую очередь ненцев, долган и нганасан, связанные со смертью. Собственно, человек отличается от всех остальных животных даже не речью — как показывают современные исследования, бесхвостые обезьяны находятся где-то на полпути между речью и не-речью — а одним ключевым фактом. Только человек специальным образом организует места погребения своих умерших сородичей. И практикует по этому поводу специальные обряды и действия, которые ни одно животное в мире больше не практикует.

Да, так вот. У северных народов, по вполне понятной климатической причине, большие трудности с захоронениями «традиционного» типа. И надо думать, они породили (ну, может, не только они, но они-то уж точно!) ряд совершенно необычных обычаев и обрядов, связанных с почитанием духа умершего и способов обращения с ним. И в этих обрядах ключевую роль играют специальные куклы. Вот о них и была речь. Детали любой желающий может найти в трудах самой О.Б.Христофоровой; тем более, что они весьма интересны. Главный же пафос доклада сводился к тому, что у разных народов Севера — условно говоря, генетически не связанных друг с другом — такого рода обряды и «инструменты» для их исполнения всё же похожи. И степень подобия такая, что напрочь отметает любые предположения о случайности совпадения. Что, в принципе, ожидаемо, но всё равно очень интересно; тем более, что всё самое вкусное в деталях. Которые желающие сами находят...

Следом был доклад Е.М.Четиной из Пермского госуниверситета. Этот доклад был не просто превосходным, но прямо-таки настолько восхитительным, что хочется всё бросить и идти заниматься этой наукой. Она исследовала такой феномен, который у них в пермском крае называется икотка. На самом деле, это полный аналог того, что церковники называют одержимость злым духом или бесом. Понятно, что с медицинской точки зрения такие люди являются здоровыми, но периодически способны сами погружаться в особое психотическое состояние, в котором разговаривают изменённым голосом и «на два персонажа»; однако же на деле такие люди играют очень важную роль в культурной жизни местных жителей. Опять же, тут очень важны детали и заинтересовавшимся порекомендую поискать её работы в интернете, они того совершенно точно заслуживают!

Два других доклада как-то прошли мимо меня. Один из них делал А.В.Степанов из Музея антропологии и этнографии РАН, более известного как Кунсткамера. Его доклад был про то, как устроено пространственное поведение у жителей русской деревни в видах всяческой демонологии. В принципе, любопытно, но как-то очень уж ожидаемо, что ли... Всяческое пользование пространством в лугах, полях и лесах у наших русских людей сопровождалось (да и сейчас сопровождается) специально организованной «юридической» процедурой: надо договариваться с разными лешими и домовыми и прочее, и прочее. Повторюсь, как факт мне это было и раньше известно, а вот сопоставительного анализа я как-то не услышал, отчего этот доклад слегка пролетел мимо меня.

Следующий доклад был от дизайнера, как он сам себя назвал в буклетике конференции, Мити Харшака. Надо признать, что к дизайнерам я отношусь крайне настороженно. Особенно если они, не приведи господь, краеативные или ещё какие-нибудь. Этот докладчик, к счастью, не обладал такими столь яркими чертами и доклад его был посвящён таки дизайну — в первую очередь архитектуре, — который поимел наибольший расцвет в скандинавских странах. И его сообщение, и иллюстрации были весьма любопытны. Как минимум. Пересказывать своими словами картинки по дизайну — на редкость глупое занятие. Поэтому и не буду. Отмечу только, что несмотря на полную разумность (в рамках моих представлений, естественно) им сказанного, с моей точки зрения, в его теоретических построениях не хватало того, что называется умными словами «инструменты верификации». А по-русски сказать, те феномены и эффекты в жизни современного общества, которые основой своей имеют этот самый дизайн, и о которых он говорил, не могут быть однозначно определены как следствия этих дизайнерских ухищрений. Но всё равно любопытно.

Под занавес капля дёгтя, обещанная; про «посещаемость». С одной стороны, приятно, что активных участников было два десятка и конференция была весьма камерной и все смогли задать, что называется, онлайн, свои вопросы. Это очень ценная сторона этого события. С другой — печалит то, что было всего два десятка участников. Нет, там было ещё примерно столько же студентов и студенток. Они, надо признать, народ местами глуповатый и часто громко болтают, не думая о том, что их кто-то может услышать. Короче, они туда шли, как на занятия по гражданской обороне: отсидеться и слинять. Было, правда, двое студентов, которые активно задавали вопросы и произвели вполне приятное впечатление, но — всего двое на весь миллионный город. Остальные, видимо, ничем не отличаются от миллиона деревьев, обещанных этому славному городу во время оно... Впрочем, что с них взять, если двое красноярских историков с немалыми погонами на плечах тоже высидели немного; даже меньше, чем те студентки.

Научные события такого уровня и такого содержания в нашем городе — большая редкость. И удача. В СФУ есть целых два института, студентам которых эти семь докладов были бы ой, как полезны. Но увы... И уж совсем жаль, что студенты-культурологи там не были. Опять я один за всех за них отдувайся... Про остальные доклады — в следующий раз.

Математика — гуманитарная наука. Поэтому сегодня задачи по ней, родимой...

  1. За круглым столом сидят мальчики и девочки. Каково количество пар соседей разного пола — чётное или нечётное? Ответ, ясен пень, обосновать (ОЯПО)
  2. На хоккейном поле лежат три шайбы A, B и C. Хоккеист бьет по одной из них так, что она пролетает между двумя другими. Так он делает 2011 раз. Могут ли после этого все шайбы остаться на исходных местах? ОЯПО
  3. Улитка ползет по плоскости с постоянной скоростью, поворачивая на 90 градусов каждые 15 минут. Наконец, она вернулась назад. Какое число часов — целое или нецелое — ей потребовалось для этого? ОЯПО
  4. Дедка вдвое сильнее Бабки, Бабка втрое сильнее Внучки, Внучка вчетверо сильнее Жучки, Жучка впятеро сильнее Кошки, Кошка вшестеро сильнее Мышки. Без Мышки все остальные репку вытащить не могут, а с ней — могут. Сколько нужно Мышек, чтобы они смогли вытащить репку?

Михаил Садовский

Рекомендуем почитать