Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Канск-2014: конкурсное финальное

Канск-2014: конкурсное финальное

31.08.2014
17

Уф — не успели мы оглянуться, как международный Канский видеофестиваль уже взял и закончился; причём закончился на совершенно грандиозной ноте, о которой отдельно поговорим чуть позже. А пока давайте разберёмся с главным — с конкурсной программой и её итогами.

Для начала поговорим о последней части конкурсной программы, которую показали в пятницу. Началось всё (удачно совпало) с фильма «Начало», двухминутного испанского видеоарта, все воспоминания о котором, если честно, за это время абсолютно выветрились из головы. Продолжил конкурс китайский фильм «Утиль», стремительный анимационный коллаж, склеенный из нескольких тысяч фотографий, собранных по пекинским помойками. Приём простой, но ужасно действенный — из простого чередования картинок из обычной жизни никому не известных людей складывается пронзительная и доходчивая история о том, куда мы все идём (да, правильно, на свалку небытия). Продолжила разговор французская комедия «В очередь» — предельно прямолинейная мизантропическая комедия про застрявшего в очереди в супермаркете человека, которую запросто могли бы снять и в нашей стране, например, в качестве очередного очерка какого-нибудь киножурнала «Фитиль». Победительница фестиваля прошлого года Света Сигалаева на финальном заседании жюри активно предлагала дать этому фильму гран- при — коллеги, правда, не поддержали порыв.

Дальше была очень смешная и лаконичная английская анимационная четырёхминутка «В цикле» (там девушка не может заснуть, и ей лезут в голову всякие глупости, довольно блистательно воплощенные на экране), а потом был любопытный фильм «Будущее прошлого», изучавший представление о будущем с точки зрения прошлых десятилетий, одновременно остроумно и нежно. Затем был суровый немецкий фильм «Всё, что может пригодиться», составленный из чёрно-белых архивных фотографий, посвященных экспериментам над животными — довольно мощная и несколько даже страшноватая в конечном итоге штука, которую не портил даже её довольно прямолинейный посыл.

Тему прямолинейных посылов продолжил и «Мыслитель в супермаркете», визуально лаконичное семиминутное видео, снабженное непрекращающимся яростным закадровым комментарием, начитанным в стиле окончательно взбесившихся СБПЧ. Темой этого комментария было состояние общества потребления, которое выходило из обсуждения продуктов на полке, но постепенно добиралось до довольно захватывающих абстрактных высот. Нельзя сказать, что мысли были сплошь новые, но сама техника исполнения была довольно впечатляющая. Во французской «Кошке», самом длинном фильме этого блока, рассказывалась история людей с отклонениями развития — там некая попытка театральной терапии имела довольно непредсказуемые последствия. Снято было предельно традиционно, но сама история была придумана весьма неплохо — по крайней мере, в ней не было и следа той любующейся собой и собственной важностью благостности, с которой часто снимают в кино подобных людей. А в греческой «Коробке» несколько поэтическим образом изучался вопрос того, как люди ограничивают порой окружающих, помещая их в строгие рамки — причём решена эта история была в ключе такого тягучего психологического хоррора.

Завершали конкурсную программу два фильма — французская анимация «Человек, который потерял голову», грустный комедийный скетч о человеке, который всё забывал из-за рака, посвященный реальному умершему другу с такими же проблемами, и отечественное кино «НеВремя» старых знакомых фестиваля Дмитрия Венкова и Антонины Баевер, смешная пародийная телепередача про современное искусство, имевшая, правда, довольно узкий радиус поражения.

В общем, конкурс был довольно разнообразный, и жюри довольно долго придумывало, как распределить места (впрочем, не так долго, как в прошлом году — тогда разыгралась целая пятичасовая баталия, в этот раз же уложились в какие-то два с половиной часа). Занятно, что ни один фильм, который кто-нибудь из членов жюри выбрал себе в персональный чёткий претендент на гран-при, в список призёров так и не попал — хотя в какой-то момент к получению главного приза опасно близко подобралась «Вышивальщица» Люси Матвеевой, ставшая в конечном итоге лучшим русским фильмом фестиваля. Гран-при решили отдать автору фильма «Всё, что может быть полезным», а второе и третье место отправилось соответственно в Колумбию и Бельгию, авторам фильмов «Табого» и «Танцевальный клуб». (Метафорически отправилось, конечно — дипломы до приезда победителей в жюри в следующем году остались лежать у меня в тумбочке). Специального упоминания жюри удостоился и фильм «Ирэн» — с чем лично я бы поспорил, но меня никто особенно не спрашивал, конечно. В общем, в целом результат получился, скажем так, несколько обескураживающим — вроде бы и к фигурирующим в списке фильмам особенно нечего предъявить, но и каких-то внезапных сюрпризов и внезапностей тут не наблюдается тоже. Впрочем, ладно — познакомиться в следующем году с девушкой, сделавшей «Вышивальщицу» (думаю, я в этом году исчерпал лимит произношения вслух этого слова лет на десять вперёд) будет весьма интересно.

Фух, с конкурсом закончили. Осталось только немного рассказать вам о паре музыкальных событий последнего (грандиозного, грандиозного) дня, и мой канский долг будет выполнен полностью. Но это всё-таки чуть попозже.

Фестиваль проходит при поддержке фонда Михаила Прохорова

Рекомендуем почитать