Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Он пахнет лакрицей и старыми книгами

Он пахнет лакрицей и старыми книгами

22.03.2010
11

Пора понемногу начинать отписываться о фестивале мультфильмов, проходящем про поддержке фонда Михаила Прохорова — тем более что писать есть что. Ещё как. Я поэтому сделаю, наверное, несколько записей, по программам разных дней — а то одну такую колбасу будет вообще читать невозможно. Начнём по порядку — с открытия и фильма «Мэри и Макс».

«Мэри и Макс» — пластилиновая полнометражка, сделанная в Австралии, человеком по имени Адам Эллиотт. Лет семь назад это имя весьма недурно прозвучало в мировых анимационных кругах благодаря короткометражке «Харви Крампет», тоже по-своему неотразимой, которая принесла Эллиотту «Оскар» как лучший анимационный короткометражный фильм. Видимо, с того времени он и засел за полный метр. Речь в мультике идёт о переписке между двумя весьма своеобразными людьми — маленькой австралийской девочкой Мэри и взрослым нью-йоркским одиночкой Максом. У обоих довольно серьёзные проблемы — Мэри дразнят в школе, мама вечно пьёт, а папа всё свободное от работы на фабрике чайных пакетиков время проводит в подвале за работой над чучелами животных. Макс живёт один, страдает от лишнего веса, с трудом контролирует свои эмоции и к тому же ему диагностирован синдром Аспергера. Ну, и как-то так выходит, что эта переписка, поначалу продолжающаяся почти от нечего делать, постепенно становится самой важной штукой в их жизни — причем не всегда в положительном смысле.

Ещё по «Харви» было видно, что Эллиотт в первую очередь интересуется судьбами, скажем там, несколько причудливых людей. Но главное в нём — не тематика, которую он выбирает, а интонация, с которой он рассказывает. Он, с одной стороны, совершенно не боится весьма мрачных тем — психические заболевания и семейный алкоголизм, в общем, совершенно не весёлые материи, но он с легкостью за них берётся. И виртуозно проходит по самой грани — не перегибает палку ни с зубоскальством (а юмор у него довольно висельный), ни с пронзительной мелодрамой. «Мэри и Макс» — почти идеальный пример того, как автор не позволяет себе никакой спекуляции на слабостях своих персонажей. Видимо, потому, что он многое проверил на себе — в основу мультика легла его собственная переписка с человеком, больным синдромом Аспергера, и видно, как аккуратно и осторожно Элиотт работает с такой темой. И внимательно — у него невероятные, чисто киношные абсурдно-мрачные повороты сюжета (вроде того, что произошло с мамой Мэри) уравновешиваются очень искренними и живыми человеческими деталями. Короче, чтобы долго не рассусоливать — в мировую анимацию уверенно пришёл новый сильный и талантливый автор с персональным и довольно узнаваемым почерком. Вот с такого и надо начинать фестиваль мультфильмов, носящий гордое звание «большого», да.

(На закуску держите «Харви Крампета». Без перевода, извините — какой есть).

С.М.

 

Рекомендуем почитать