Главная
>
Статьи
>
«Театральная весна», день второй. Вопросы жанра

«Театральная весна», день второй. Вопросы жанра

24.03.2010
5

Не день, а сплошные огорчения. Первое — к сожалению, не удалось посмотреть спектакль железногорских кукольников. Второе — не увидела спектакль шарыповцев, где сейчас происходит что-то интересное, потому что пошла на Железногорскую оперетту. Третье — ушла в антракте со спектакля оперетты, потому что смотреть это не было никаких сил.

Уход в антракте — крайне редкий случай в моей практике. Кстати, последний был тоже на спектакле железногорцев. Мы с моей подругой-телевизионщицей продержались два акта из трех. Наша общая подруга, страстная поклонница оперетты, с «Баядеры» в постановке Олега Портнягина сбежала в первом же антракте. В этот раз меня не хватило до конца осилить мюзикл «Доротея, или Вечер чудесных обманов» на музыку Тихона Хренникова.

Она же «Дуэнья» — думаю, многие помнят чудесный фильм с Евгением Леоновым и Татьяной Васильевой. На всякий случай даю ссылку на текст пьесы Шеридана. Легкий остроумный сюжет, с запоминающейся музыкой, комедия с клубком интриг, которые, по закону жанра, благополучно разрешаются к финалу. Все влюбленные находят свое счастье, глупость и жадность наказана и т.д.

Испортить такую историю — нужно сильно постараться. К сожалению, нет под рукой программки, поэтому не могу назвать сейчас имя режиссера и художника (вечером, как появлюсь дома, уточню). Но если говорить в общем и целом, у железногорцев получился спектакль сплошных несоответствий. Играли кто во что горазд (не представляю, какие творческие задачи ставил труппе режиссер). Какое-то общестилевое единство было в игре артистов старшего поколения — в духе старых опереточных традиций, советской школы. Не скажу, что очень хорошо, но хоть как-то более-менее ровно. Молодые же изображали испанские страсти с какими-то абсолютно неестественными эмоциями, придыханиями, жестами. И в целом все выглядело откровенно фальшиво, увы.

Добавить, что в труппе и с голосами по большему счету не все гладко, — и становится совсем грустно. Слушать можно было только приму театра Кристину Шкиль (Инесса), ученицу Ларисы Марзоевой. Все остальное — увы... Вокально спектакль не блистал.

Можно, конечно, и дальше углубляться в разные детали, но, честно говоря, не хочется. Потому что проблема здесь на самом деле глобальная: как сегодня вообще подавать старый опереточный материал? Как играть его так, чтобы он не выглядел как-то жуткой вампукой? Проблема «Доротеи» именно в том — артисты искренне не понимают, как достоверно проживать это на сцене. Потому что нет осмысленного хода, постановочной идеи. Идея просто развлечь публику — не вариант, потому что даже развлекать надо с серьезным отношением к делу.

В общем, на самом деле это приглашение к диалогу — как жить и развиваться дальше театрам оперетты? Осенью беседовала на эту тему с музыкальным экспертом Алексеем Садовским. Продолжим дискуссию.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать