Недавно посмотрел документальный фильм о довольно легендарных шведских хардкорщиках Refused, недвусмысленно названный «Refused Are Fucking Dead». Лента навела на всякие размышления.
Краткая история вопроса — была в
Выглядит это всё, надо признать, довольно смешно, и не в очень хорошем смысле. Ребята пытаются под развал своей группы подвести какую-то высоколобую мировоззренческую концепцию подвести, но при этом по немногочисленным архивным кадрам чётко видно, что всё было намного проще — просто была группа парней, которая у вселенной хапнула энергии значительно больше, чем была в состоянии переработать. Вот их и разорвало в клочья. Хорошо хоть успели перед этим какую-то часть этой могучей энергии направить в альбом «The Shape of Punk to Come», который по сей день остаётся вехой в жанре — потому что сделан он поперёк всяких правилах, в ломаных ритмах, с вкраплениями скрипок и электронных штук, и на таком невероятном изломе, что после такой пластинки невозможно было потом в живых остаться. Это как группа Slint со своим альбомом «Spiderland» — после такого только в могилу, или в психушку, ну или на крайняк в разные стороны.
Refused пошли по последнему пути. Кто-то ушёл из музыки насовсем, вокалист основал менее радикальный, но тоже зажигательный коллектив The (International) Noise Conspiracy. Потом они с барабанщиком объединились в хардкор-коллективе AC4, но это была уже такая чисто ностальгическая история — короткие ломовые кричалки в лучших традициях Black Flag, мощные, традиционные, да, но совершенно лишенные сложносочиненного ритмического (и прочего) безумия Refused.
В бонусах на двд с «Refused Are Fucking Dead» есть несколько живых записей с песнями c «The Shape of Punk to Come». И по ним видно, какой невероятный коллектив пропал к чертям в
Сергей Мезенов