Главная
>
Статьи
>
«Морозовы», Герман Садулаев

«Морозовы», Герман Садулаев

27.01.2011
4

Еще один победитель конкурса «Рассказ года» журнала «Новый мир» Герман Садулаев, рассказ «Морозовы». Заявлен от «Знамени».

Рассказ о... вот именно об этом самом, о том, что одним из первых пришло в наши банальные головы в связи с фамилией Морозов — о Павлике Морозове.

Рассказ игровой, мастерски написанный, вернее — сделанный, искусно стилизован под неторопливое крестьянское повествование начала двадцатого века («пашпорт»), с частыми церковнославянскими вкраплениями. На уровне синтагм, периодов, словесных совокуплений множество удачных находок: «то ли умерла, то ли иным образом перестала существовать», «прелые времена»; также «большая Сибирь» мне понравилось — очевидно, неожиданно и очень точно. Текст собран, концентрирован, размытая и расхлябанная Одинокова предстает в сравнении просто растекающейся квашней.

Понимает Садулаев и значимость начала рассказа, зачина. Вот как у него славно: «Дед Сергей про себя говорил, что он старовер. Но вера его была такая старая, что настоящие староверы, раз зашедши в Герасимовку, после толкования с дедом Сергеем вышли на тракт, истово крестясь двумя перстами, бормоча про Ваала и про геенну огненную, и удалились, поспешая» Есть и пресловутое чеховское ружьишко: в селе испокон пропадают дети (сыновья. Эпиграф к рассказу, а также бесперечь цитируемый и вворачиваемый мотив — Авраам, приносящий в жертву своего сына). И с середины понятно, что Павлика будут резать.

Литературное мастерство (да такое высокое, что противно) у Садулаева имеется, «Морозовы», по всей видимости в очередной раз, это показывают. Ну а кроме мастерства, кроме словесной понятливости? Зачем Садулаев это написал? Он что, телевизора насмотрелся? О Павлике Морозове трендели по ящику много, и версии всякие нам разъясняли, о мести жены, к примеру, о чем и Садулаев пишет. Мне это зачем? Зачем я убил двадцать минут (а это много, друзья, очень много), читая рассказ Германа? То, что он не дурак, это только его касается, то, что он грамотный — также неудивительно. Сейчас столько грамотных, что более заслужино нихраматным быть. То, что он так понятно и приятно играет со смыслами, интерпретациями... Возможно, для него это первый опыт, но в литературе вроде как не впервой, не так ли, господа драные интеллектуалы?

Садулаев выбрал по одному ему известным причинам популярный и всем знакомый Морозовский миф, и вечерком от нечего делать со всем своим умением и словесной ловкостью нам его описал, возможно — по чьему-то заказу, несомненно — по мотивам телевизионных (или газетных) расследований. По тому же типу можно сочинить миллион новелл, предлагаю, не ища ни секунды — выстрел Каплан в Ленина, в трескучей пропагандистской манере (как Сорокин умеет), она придаст иронии, также можно из Библии приплести историйку, допустим, Эсфири, жены Артаксеркса (уже интересно — Фанни стреляла в Ильича, чтобы спасти свой народ, Эсфирь же народ свой спасала ласками и уговорами. И сыграть на антитезах). А можно и другую, из той же великой книги — историю жены Ирода, Мириам, кажется...

Вариантов бездна, и если такой недалекий и необразованный человек, как ведущий этой колонки, не отходя от нее же (колонки), выдал вам пару возможных будущих лучших рассказов года, то насколько глубоко и легко сделает это человек действительно умный и образованный? Только я, при всех своих недостатках, даже ради публикации в журнале «Флаг» писать такую ерунду не намерен. Из уважения к предмету, которым смею интересоваться, из уважения к литературе. А Садулаев пишет. На хрена?

Журналу «Флаг» по большому счету за публикацию низачот, ну а так, по-дружески — троечка.

Антон Нечаев

Рекомендуем почитать