Нет, это не тот «Герой», где красивые китайцы летают по экрану с мечами в развевающихся одеждах — это «Герой» Стивена Фрирза, снятый в 1992-м году, энергичный и симпатичный фарс про то, как мелкий лузер и неудачник вдруг взял и спас кучу людей с упавшего самолёта, и что было дальше.
В центре истории — Берни ЛаПлант (Дастин Хоффман), жулик, мошенник и неудачник, у которого вечно всё идёт наперекосяк. Жена с 10-летним сыном ушла к пожарному, работы нет, афёры вечно проваливаются. В общем, однажды прямо перед ним плюхается самолёт — Берни, чертыхаясь, лезет вытаскивать народ, но потом, в силу непростых причин, предпочитает свалить с места крушения. Среди прочих он вытаскивает из самолёта журналистку (Джина Дэйвис), которая тут же уговаривает свою телекомпанию начать поиск загадочного героя, чьи действия спасли жизнь 54-м пассажирам. И пока Берни прохлаждается за решёткой, спасителем рейса 104 объявляет себя некто Джон Баббер (Энди Гарсия).
В своей сатире на падкое до сенсаций общество, которое готово превратить любое хорошее событие в бесконечное постановочное реалити-шоу (и это, отметим, в 92-м году, когда самого понятия реалити-шоу ещё не было), «Герой» несколько простодушен и склонен к обобщениям. Тут, скажем, есть оператор, который каждую попадающую в кадр катастрофу снимает, параллельно проговаривая благодарственную речь на церемонии, где ему за это будут вручать приз. Или героиня Дэвис на этом злополучном рейсе возвращается с церемонии, где ей вручили Серебряный микрофон за «Неустанный поиск правды» — за интервью с миллионером-самоубийцей, взятое на крыше непосредственно перед прыжком.
Но при некоторой тематической прямолинейности «Герой» берёт другим — множеством маленьких ужасно правильных нюансов. Скажем, с нашим героем (ха-ха) Берни мы знакомимся в зале суда — там он тырит деньги из кошелька своей молоденькой адвокатши, которая, разумеется, предоставлена бесплатно, потому что на платную денег нет. Хоффман тут вообще замечательный — вечно замызганный, вечно чего-то бурчит, перед тем, как лезть в горящий самолёт, гениально беспокоится о туфлях (ещё бы, они же за сто баксов!). Дэвис тоже очень хорошая — там у неё есть в конце сцена, в которой она мучается сомнениями касательно личности своего спасителя, а заодно и осмысленности всей своей карьеры, от которой становится остро, мучительно жалко, что она больше не играет. Гарсиа тоже молодец — он там такой неплохой, в сущности, человек, который поддался соблазну, а потом засомневался в правильности собственного поступка. Ну, и разрешается там всё довольно гениально — хотя я, конечно, не буду рассказывать как.