Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Такая уродилась (oder Triumph des Willens)

Такая уродилась (oder Triumph des Willens)

03.06.2011
8

Мне тут недавно пришло в голову - это что же получается, мы с вами так ни разу здесь и не поговорили про Леди Гагу! Давайте исправлять ситуацию - тем более у неё как раз вышел второй альбом «Born This Way», и повода актуальней не найти.

Я, если что, могу объяснить, почему до сего момента обстоятельного разговора о Леди Гаге у меня в блоге не происходило. Да, я всё понимаю - единственная истинно мировая поп-звезда нынешнего времени, 22 миллиона проданных альбомов и 69 миллионов проданных дисков, что в принципе ого-го как много, а в наше время загибающейся музыкальной индустрии - и вовсе немыслимое что-то. И спорить тут не о чем, это действительно дико круто - когда никому вообще не известная дивчина вдруг выпрыгивает из ниоткуда, как чёртик из табакерки, и за каких-то три года, как раз к своему 25-летию, заставляет весь мир развернуться и на неё посмотреть.

Но всё это - такие факты объективной реальности, «Википедия», можно сказать; с эмоциональной же точки зрения мне никак не удавалось её творчеством проникнуться. Потому что Леди Гага мне всю дорогу виделась в первую очередь таким проектом. Не в том дело, что чьим-то чужим; нет, своим собственным, но именно проектом, продуктом, если хотите, который создаётся по определенным схемам и с определенными целями. И какая-то творческая непосредственность самой музыки в эти схемы и цели если входит, то явно не на лидирующих позициях. История под названием «певица Леди Гага» - она не про музыку и песни; она про нечто большее, про некий финальный образ, конгломерат стиля и моды, мировоззрения и позиции, тиражей, клипов и, да, песен, которые входят в этот набор, но не диктуют его конечное содержание. Наоборот - этот образ диктует то, как будет звучать музыка Леди Гаги, и какие слова она в них будет петь.

«Born This Way», вторая (с половиной; выпущенный пару лет назад «The Fame Monster» был не полноценным альбомом, а таким внушительным довеском к первой пластинке) пластинка Гаги, прекрасно иллюстрирует этот занимательный парадокс. Здесь звучит передовой диско-поп, напичканный идеями по самую маковку, что едва не трещит по швам. Бесконечно бухает настойчивый техно-ритм, взвизгивающие синтезаторы то уносятся в футуристические диско-дали, то начинают посылать настойчивые приветы евро-дэнсу первой половины 90-х, в песни вклиниваются гитарные риффы, пафосное пианино, заимствованные у Queen барабаны, соло на саксофоне, церковный орган, куски оперных арий. Гага переключается с английского на немецкий, с немецкого на испанский, с испанского на тарабарский (фирменные речевки в стиле «Га-га у-ля-ля» всплывают в каждой второй песне).

При этом каждая песня выполнена на таком максимальном градусе накала, будто эти 3-4 минуты - единственная возможность взять и покорить весь мир, и другой не будет. А песен на «Born This Way» - четырнадцать; семнадцать, если брать делюкс-издание (у которого есть ещё и бонус-диск). И когда все они начинают бить в одну и ту же точку безразмерного сияющего поп-экстаза, физически невозможно сохранять этот градус воодушевления долго - уже где-то после «Judas» (номер четыре в треклисте) песни принимаются терять очертания и сливаться в некую общую массу громкого бухтения. Примерно как на какой-нибудь дискотеке в пафосном клубе или фильме «Трон» - первые полчаса невероятно круто, а потом начинаешь засыпать от одинакового оглушительного пульсирования.

С текстами же всё ещё интереснее. Гага очень много говорит о том, насколько важны для неё поклонники, и насколько для неё ценно то, что они видят в ней положительный пример того, как преодолевать собственные недостатки и строить свою жизнь в мире, который считает тебя «другим». На «Born This Way» она, кажется, настолько серьёзно восприняла свою миссию нести слова воодушевления тем, кто по тем или иным причинам остаётся в меньшинстве и нуждается поэтому в поддержке, что превратила всю пластинку в бесконечный набор мотивационных слоганов.

О том, что она сама «фрик», «лузер», «такой уж уродилась», «ботаник», «абсурдна», «прячет свои слезы в виски», «негодная девчонка», «чучело», «bad kid as my mamma made me», она поёт практически в каждой второй песне. «Люди могут болтать всё что угодно, но мы знаем правду!» -  триумфально кричит она в начале песни «Bad Kids», и дальше добавляет что-то про «никто не отберёт нашу свободу». Всё это понятные посылы, окей - но когда у тебя в поклонниках ходит более-менее полмира, концепция «нас» и противопоставляемых «нам» «их» немного теряет смысл. Фрик, которому внимают миллионы, уже никакой не фрик, он норма - и в том, как настойчиво Гага цепляется за эту свою «фриковость» (а по дороге успевает ещё и объявить её своим крестом, за который она готова умереть; попутно поминаются Иуда, Иисус и Мария Магдалена), есть нечто неприятное, какая-то фундаментальная неискренность.

Многие говорили, что самая удивительная особенность Леди Гаги - это её воля; без неё вот так выйти и взять весь мир за яйца ни за что бы не вышло. Я, пожалуй, соглашусь - и добавлю, что это воля подмяла под себя не только мир, но и саму певицу Стефани Германоцца. Хотя такой девушки уже, наверное, и нет - осталась только сплошная Леди Гага, вездесущая, всеобъемлющая, беспощадная.

Сергей Мезенов 

Рекомендуем почитать