Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Боги Старого, Нового и Черного света

Боги Старого, Нового и Черного света

24.10.2012
2

 Дэвид ФэншоуДавеча попалась мне на глаза программка события, которое ровнехонько месяц как состоялось в Оперном театре и, по моему скромному мнению, пока является самым интересным культурным событием нашей провинциальной осени. Речь о хоровой мессе под названием «Африканский санктус» британского композитора Дэвида Фэншоу.

Эта месса – магнум опус этномузыковеда; в её основу легли десятки мелодий и сотни ритмов, записанных британцем во время путешествий по Африке. Бесценный материал композитор, вознамерившийся  рассказать о том, как Единый человек общается с Единым богом, нередко добывал с риском для жизни. В некрологе, посвященном Фэншоу (Дэвид скончался в июле 2010 года от инсульта), The Telegraph перечисляет некоторые его приключения:  чудом выжил в авиакатастрофе, едва не был раздавлен гиппопотамом, в Египте арестован как израильский шпион, а после – избит за попытку записать на пленку ритуал обрезания. Он проделал путь от дельты Нила до озера Виктория с магнитофоном наготове, выпытывая тайны звуков у язычников, мусульман и христиан и называя свою работу «музыкальной документалистикой». А потом родилась единая «симфония», в которой идея божественной сущности выступила в качестве великой метафоры, объединяющей людей и культуры.

«Санктус» состоит из тринадцати религиозных песнопений, в число которых входят мелодии черного континента, католическая капелла и секвенция, фортепианное соло, азан муэдзина…. И все эти вокальные стили естественным образом наслаиваются друг на друга, этнические и классические инструменты соседствуют с электрогитарами, а порой – и с фонограммами оригинальных мелодий, когда молчит хор и звучит сама Африка. Самая знаменитая часть мессы – это, конечно, её основная тема «Sanctus», иначе говоря, литургический гимн:

Интересно, что наиболее религиозная, что ли, музыка в мессе имеет европейское происхождение, тогда как весь непосредственно африканский слой звуков создает ощущение повседневности; думается, что тамошние жители не разделяют исключительность общения с высшими силами и ритмы обыденного существования. Кстати, есть у этой вещи и хореографическое решение:

К сожалению, все это пиршество прозвучало в нашем городе только один раз. Оригинальная запись партитуры хранится в Лондонской королевской библиотеке, откуда её корреспондируют желающим исключительно для премьеры - и с немедленным возвратом. Проектом в Красноярске руководил главный хормейстер театра Дмитрий Ходош, который проделал огромную работу – вокальная составляющая мессы крайне сложна. Показалось, что партия хора была разучена не идеально, но это именно тот случай, когда на общую атмосферу сие никоим образом не повлияло. «Санктус» и звучал прекрасно, и смотрелся внушительно – пританцовывающий в диджейских наушниках дирижер (совершенно точно получавший огромное удовольствие от происходящего), прекрасные солистки, оркестр со своими литаврами и роялями, за ними – выстроившиеся полукругом мужская и женская половинки хора, и за ними – то африканские пейзажи, то гамбиз мечети, то пульсирующий фиолетовый крест на ярко желтом фоне..

Рекомендуем почитать