5 августа в краевом центре состоялось открытие обновленной экспозиции музея Красноярской железной дороги. В торжественном мероприятии приняли участие депутаты Законодательного Собрания края, председатель краевого правительства Виктор Томенко и другие почетные гости.
Открытие музея приурочено ко Дню железнодорожника, а также к 180-летию железных дорог России.
Красноярский музей действует с 1987 года. Ранее он занимал помещение на улице Робеспьера, а сейчас переехал в новое здание на перекрестке улицы Горького и проспекта Мира. Фонды музея создавались любителями истории железнодорожного транспорта, работниками и ветеранами КрасЖД.
«Открытие музея мы посвящаем двум юбилейным датам, которые отмечаются в этом году, — 30-летию самого музея и 180-летию железных дорог России, — сказал депутат Законодательного Собрания, начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт. — Радует, что именно с железнодорожного музея будет начинаться создающийся в Красноярске исторический квартал. Ведь история нашего города неразрывно связана с историей железной дороги. Благодаря Транссибу Красноярск получил новый импульс, превратился в промышленный, научный, культурный центр Сибири».
Почетные гости разрезали красную ленточку, а затем для гостей провели обзорную экскурсию, рассказали о прошлом КрасЖД и перспективах ее развития. Своими впечатлениями на открытии музея поделился депутат Владимир Демидов: «Здесь представлено все — от истории до долговременных планов. Музей расположен в хорошем месте — в центре города. Уверен, что он будет пользоваться популярностью».
После экскурсии по музею краевые парламентарии наградили почетными грамотами и благодарственными письмами Законодательного Собрания девять работников КрасЖД. Более 40 сотрудников железной дороги получили награды от правительства края, руководства и профсоюзной организации дороги, администрации Красноярска.
Красноярская магистраль как самостоятельная железная дорога образована в феврале 1936 года. С октября 2003-го Красноярская железная дорога является филиалом ОАО «РЖД». Она проходит по четырем регионам страны — Кемеровской и Иркутской областям, Красноярскому краю и республике Хакасия. Численность сотрудников Красноярской железной дороги в крае составляет более 30 тысяч человек, а с учетом работающих в соседних регионах — около 40 тысяч.
Официальной датой начала строительства Транссибирской магистрали считается 31 мая 1891 года, когда наследник российского престола и будущий император Николай II заложил недалеко от Владивостока первый камень Уссурийской железной дороги до Хабаровска-на-Амуре. Фактическое начало строительства произошло несколько раньше, в начале марта 1891-го, когда началось строительство участка Миасс — Челябинск.
Современное здание вокзала станции Красноярск-Пассажирский на днях отметило свое десятилетие. Это уже третье по счету здание вокзала. Первое было сдано в эксплуатацию с приходом первого поезда на станцию Красноярск — 6 декабря 1895 года. Оно просуществовало более полувека — до 1961 года.
Царский железнодорожный мост через Енисей (построен по проекту Лавра Проскурякова) получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Закладка моста состоялась 30 августа 1896 года. Мост простоял больше ста лет и выдержал нагрузки не только поездов XIX века, но и составов века двадцатого, превышающих по весу своих предшественников в 20 раз. На тех же опорах позднее был установлен новый мост через Енисей.
Красноярцы могут посетить музей истории с сегодняшнего дня, 7 августа. Адрес музея: пр. Мира 101. Вход со стороны ул. Горького.