Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Асфальтовый саботаж

Асфальтовый саботаж

04.05.2009
0

Куда утекают бюджетные миллиарды

Весна и вода очень наглядно показали качество проведенного в прошлом году ремонта дорог в Красноярске. Выбоины и ямы на магистралях разрослись и углубились. В некоторых местах асфальт вовсе стаял вместе со снегом. Становится немного страшно — ведь в этом году финансирование дорожной отрасли сократится в несколько раз, а ездить по улицам уже сейчас практически невозможно.

Без проверок и денег

Простой пример — улица Белинского. Совершенно авторская точка зрения, не претендующая на экспертную глубину. В прошлом году на участке подъема этой дороги к медакадемии был проведен ремонт. Уже сегодня там немало ям и трещин. Список можно продолжать до бесконечности. Практически на любом «новом» участке ваш автомобиль где-нибудь да споткнется.

Все бы можно было списать на пресловутую весну. Однако претензии к ремонту улицы Белинского возникали у депутатов горсовета Красноярска еще в прошлом году. Строили дорогу практически с ноля и без разрешения. Экспертизы также не проводилось. К слову, контроля за качеством укладки асфальта, по признанию самих чиновников мэрии, тоже не велось.

Но это частности. Вот мнение эксперта об общей дорожной картине в городе. Депутат горсовета Константин Ляшкевич считает, что качество дорожного полотна в краевом центре не выдерживает никакой критики.

Учитывайте, что в 2009 году финансовых средств на дорожную отрасль городу достанется гораздо меньше. На текущий ремонт в этом году выделяется чуть более 70 млн рублей, в то время как в прошлом году — 280 млн рублей. Власти города из-за кризиса вынуждены отказаться от ремонта внутриквартальных дорог и заморозить работы на некоторых важных объектах. Например, реконструкция проспекта Красноярский рабочий в этом году так и не будет завершена из-за нехватки средств. Отметим, что и в 2008 году после проведения некоторых работ состояние его оставляло желать лучшего.

В целом по городу будет охвачено в три раза меньше дорог — вместо 30 километров планируется отремонтировать всего лишь 10. Правда, чиновники ожидают, что уже начатое строительство некоторых объектов все-таки удастся закончить. По последним данным департамента городского хозяйства, финальные работы будут проведены на улицах Шахтеров, Водопьянова, Игарская, Мичурина, Павлова, Калинина, Борисевича, Ястынская, проспекте Авиаторов. Кроме того, будет завершено строительство пешеходного перехода на улице Матросова.

Мы не раз писали о том, каким образом расходуются средства бюджета. Да, на дороги мы тратим определенные суммы. В прошлом году — 2 млрд рублей. В этом — в два раза меньше. Но на что они идут? Ответить на этот вопрос, пожалуй, не сможет ни один специалист в городе. Ибо контроля качества за дорожным строительством в Красноярске не существует. Например, за ходом выполнения работ в департаменте городского хозяйства следят всего лишь несколько сотрудников. При этом экспертизу самого асфальта в мэрии не делают, потому как попросту не владеют соответствующей лабораторией. Эти процедуры отдаются на откуп исполнителю. Очевидно, что последний не станет делать «плохой анализ» на самого себя. А положив на один сантиметр меньше асфальтового полотна на дороге протяженностью один километр, вы сможете сэкономить несколько миллионов рублей.

Собственно, также непонятно, сколько средств потерял городской бюджет от весенней распутицы. Вряд ли эта цифра когда-нибудь будет озвучена. Хотя дорожники за свой счет должны переделывать испорченные участки. При условии, что они еще находятся на гарантии. Как бы то ни было, размыло не только относительно новые, но и старые дороги. Так что бюджету наверняка придется латать дыры в прямом и переносном смысле этого слова.

Никто не знает как ремонтировать

Факт в том, что в городе никто, по сути, не знает, как на самом деле ремонтировать дороги. На 90% красноярских улиц попросту не существует паспортов. Иными словами, сколько асфальта и какого качества было уложено на той или иной магистрали, неизвестно. А ведь эта информация жизненно необходима, если вы желаете правильно лечить дорогу.

И вот в этой ситуации мэрия просит горсовет дать еще больше свободы. Недавно финансовый департамент попросил парламентариев разрешить ведомству самостоятельно перераспределять средства на ремонт дорог. Заместитель начальника департамента Лидия Денисова пояснила, что право распоряжаться деньгами без депутатов нужно мэрии для более оперативного реагирования на все изменения в системе финансировании.

Поясним. Существует определенная программа, в соответствии с которой на каждом объекте ведутся работы. Однако если вдруг краевая или федеральная власть захочет выделить еще больше денег на эти цели, мэрии придется перераспределять часть средств внутри собственной программы. Такие пертурбации требуют одобрения горсовета. Это объективно отнимает время. Однако в последнее время все такие инициативы мэрии парламентариями поддерживались. И почему чиновники так беспокоятся, не очень понятно.

В то же время «свободная схема», предлагаемая администрацией, дает возможность еще больше «запутать следы» финансовых средств. По словам Ляшкевича, в случае принятия положительного решения депутаты не понимали бы, куда уходят деньги. Поэтому инициатива администрации не была поддержана.

Минус в минус

Недавно стало известна причина, по которой дорожники Красноярска плохо работают. Озвучил ее сам мэр Петр Пимашков. Глава города уличил департамент городского хозяйства в том, что ремонтные компании демонтируют специализированные машины, при помощи которых проводится укладка асфальта в минусовые температуры. Кто-нибудь вообще видел, что такие работы проводятся в Красноярске при минусовых температурах? Очень и очень редко. Объяснение простое — нет специальной техники. Дорожники просто разбирают ее или превращают в самосвалы. По крайней мере, именно о таких фактах говорил мэр, назвав дорожников «саботажниками».

Возможно, причина кроется в боязни самих компаний производить какие бы то ни было работы зимой или весной? Ведь им и так достается от депутатов горсовета, которые постоянно сетуют на то, что укладка асфальта проводится слишком поздно — осенью. Но в том то и дело, что машины были специально закуплены для этого — чтобы помочь дорожникам в работе.

Пимашков считает, что такое отношение к технике и, соответственно, бюджетным деньгам недопустимо и привело к застою в ремонте. Как бы то ни было, наказание для разборщиков пока не придумано.

Глава департамента городского хозяйства Виктор Ящук уверен, что такая проблема есть, но масштабы ее преувеличены. Вместе с тем он признал, что проблемы с дорогами в Красноярске существуют и с ними надо разбираться.

Отметим, что, несмотря на сетования дорожников об устаревшей технике, которую они используют, новинки все-таки поступают в Красноярск. Например, в конце прошлого года в мэрии вели разговор о покупке лаборатории для проверки качества асфальта. На эти цели даже планировалось несколько обделить финансированием ямочный ремонт. К решению этому шли очень долго — публикации в газетах, репортажи на ТВ, проверки депутатов и чиновников всех уровней наконец-то заставили задуматься. Ожидается, что лаборатория появится летом. Вот только не разберут ли ее на запчасти, как это произошло со специальными машинами?

Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать
KRS-IX Counter