Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Двойка» за качество

«Двойка» за качество

26.05.2009
7

Учителей оштрафуют за плохое поведение

Нерадивых учителей решили наказывать рублем. Госдума внесла поправки в КоАП и закон «Об образовании», предусматривающие штрафы и отстранение от работы. Пока непонятно, кто же будет выставлять оценки учителям.

Один из инициаторов законопроекта, глава комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин говорит, что наиболее жесткие меры будут применяться в отношении педагогов, которые нарушают права учащихся на образование. Иными словами, практика, которая сейчас так распространена (например, поступление в «элитную» школу за деньги), возможно, в скором времени прекратится. Естественно, официально никаких постановлений на сей счет не имеется — образование в России бесплатное. И все-таки, наверное, каждому второму родителю приходилось сталкиваться с дилеммой — отдавать или не отдавать «добровольную спонсорскую» помощь школе или классу. Стоит ли говорить, что чаще всего взрослые соглашаются с учителями? Ведь одним из доводов может быть отчисление ребенка из школы.

Кроме того, по задумке депутатов, следует жестче относиться и к тем, кто задерживает выдачу аттестатов, или и того хуже — плохо учит.

Например, если директор потребует от родителей «спонсорский» взнос за зачисление в школу либо решит отчислить неугодного ученика, то ему придется заплатить штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей. А на саму школу могут наложить взыскание от 100 до 200 тысяч рублей.

Если тот же директор повторно проштрафится, то его могут даже отлучить от школы на срок от 1 до 2 лет.

Штраф в размере 20—40 тысяч рублей

За преподавание на «двойку» можно получить штраф в размере 20—40 тысяч рублей. К слову, именно этот аспект и вызвал наиболее бурные споры среди противников и сторонников реформы. Дело в том, что инициаторы законопроекта поясняют: чтобы начать проверку, достаточно всего лишь подозрения учеников или учителей. Иными словами, если ваше чадо плохо учится, можно смело писать заявление в соответствующие органы и устраивать контрольную «математичке».

Кстати, с проверяющими органами тоже не все понятно. Основную функцию возьмет на себя Рособрнадзор. Однако поговаривают еще и о создании неких территориальных ведомств, которые будут проверять школы и педагогов. Пока, правда, неясно, с нуля или на базе чего-то они будут созданы.

За моральные унижения взрослых никто не отвечает

Среди педагогов уже ходят слухи о том, что законодатели собираются ввести штрафы и за плохое обращение с детьми. Шлепнул ученика по голове тетрадкой — ступай на комиссию и разбирайся. Вот только опять же не ясно, почему для этого нужно выдумывать поправки к законодательству. Ведь этот аспект регулируется Уголовным кодексом. Избиение малолетних пока никто не разрешал.

Тем более в свое время по России прокатилась целая волна подобных дел. Ученики снимали на камеру, как учителя издеваются над детьми. Правда, прижившаяся практика свидетельствует о том, что педагог может с легкостью уйти от ответственности. В Иркутской области в прошлом году, например, учительница получила штраф всего три тысячи рублей за жестокое обращение с детьми. Правда, в довесок ее лишили права заниматься преподавательской деятельностью и занимать определенные должности.

С другой стороны, никто не учитывает того факта, что возможен и обратный процесс. Что делать учителю, если ученик откровенно издевается над ним? За «крутого» первоклассника по идее могут нести ответственность родители. Однако на деле в школе все обстоит несколько иначе. Дети приходят в образовательное учреждение и с этого времени целиком и полностью принадлежат педагогам. Если с ними что-то случится, отвечать будет именно учитель. За моральные же унижения взрослых никто не отвечает.

Мнения

Татьяна Казанова, директор школы № 10 Красноярска, депутат городского Совета:

Я не очень понимаю, кто и каким образом будет отслеживать этот аспект. К тому же учитывайте, что существует ряд актов, регламентирующих взаимоотношения учителя и ученика, качество работы самого педагога. На тот случай, когда учитель бьет или наказывает ребенка, существуют трудовое законодательство и закон «Об образовании». Эти документы четко регламентируют отношение к такому учителю и его проступку.

А формулировка «плохо учит» достаточно расплывчата, и как это определить — непонятно. С другой стороны, на этот счет также есть уже существующий критерий — это аккредитация образовательного учреждения. Если школа не проходит эту процедуру, она просто не может осуществлять свою деятельность. Потому мне непонятно, как будет организован процесс проверки.

Процедура аттестации каждого учителя — достаточно жесткая процедура. Я думаю, что гораздо логичней было бы предъявлять претензию тем людям, которые контролируют работу учителя.

Марина Михеева, главный специалист аппарата уполномоченного по правам человека в Красноярском крае:

Жалобы на плохое отношение к детям поступают. Однако от общего количества всех обращений таковых всего два процента. Думаю, стоит очень осторожно отнестись к этому законопроекту. Ведь, если его примут, могут быть и наговоры на учителей. А каким образом доказать, что учитель плохо учит ученика? Именно учит! А если ребенок просто плохо обучаем? В отношении плохого отношения — понятно. Тут могут быть и прямые доказательства, и показания очевидцев.

Хотя вспоминаю, что, когда мы вводили комендантский час для несовершеннолетних, все в крае были против этого. Тем более, когда было решено повысить возраст «невыходных» детей с 14 до 16 лет, разговоров об ущемлении прав ребенка было очень много. Особенно рьяно выступали против, конечно же, родители. Но прошло время, и количество преступлений против несовершеннолетних резко снизилось. Учителя тоже нас поддержали. После этого, правда, все вернулось на круги своя. Федерация признала, что это решение не соответствует федеральному законодательству. Хотя некоторое время в районах просили не информировать об отмене этого закона. Так что к подобным вещам нужно относиться с большой осторожностью. Главное — не перегибать палку.

Александр Глисков, адвокат, депутат горсовета Красноярска

Судебной практики по таким делам нет. Вообще все, что касается качества таких услуг, — достаточно сложный вопрос. Например, по некачественным медицинским услугам за год в крае набирается от силы двадцать дел. Дело в том, что выявить параметры оказываемой услуги довольно сложно. Кроме того, нужно доказать факт и вину. Экспертизу же в каждом конкретном случае проводить вряд ли удастся.

Можно провести аналогию с главами муниципальных образований. По идее их можно снять с занимаемой должности в случае халатного отношения. В действительности эта норма не применяется. То же самое может случиться и с отметками для педагогов.

Система штрафов тоже вызывает сомнения. Причем в любой сфере. Ведь ее можно использовать и в качестве давления на неугодных. Ну, придет, например, в школу новый директор-самодур и уволит самого лучшего педагога только за то, что тот не согласен с его политикой. По-моему, это неправильно.

Людмила Косарынцева, председатель краевой организации общественного движения «Профсоюз образования»:

Я категорически возражаю против введения штрафов. В особенности если это касается оценки качества обучения. На мой взгляд, говорить об этом невозможно без отношения к папам и мамам ребят. Ведь в образовательном процессе участвуют не только учитель и ученик, но и родители. Очень важно, чтобы внешкольная среда, в которой вращается ребенок, была благоприятной. Если он приходит из школы и его мать или отца не интересуют его отметки или как он сделал домашнее задание, то ни о каком качестве речи быть не может. У нас же виноват в двойках всегда педагог.

У меня сын учится в 11-м классе, и если я отсутствую длительное время и не принимаю участия в его образовании, то уже чувствую, что это неправильно.

Тем более говорить о штрафах бессмысленно в нынешней ситуации. Лучше бы повысили заработную плату в сфере образования. А то ведь так в скором времени работать некому будет. Молодые специалисты не пойдут в школу, если применять такие карательные меры.

Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать