Кризис уронил продажи, но не уничтожил спрос
Теперь я точно знаю, чего мне не хватило в детстве, чтобы стать летчиком. Не хватило радиоуправляемого самолета или вертолета.
Наперегонки
Если бы в тогдашних советских магазинах продавали то, что сегодня продают в российских, наверное, половина одноклассников-парней перестали бы обедать, экономя, потом украли недостающее у родителей — и купили бы себе каждый по вертолету, автомобилю, моторной лодке. Машинки, конечно, игрушечные, но в них двигатели внутреннего сгорания, работающие на метаноле, и развивают они (автомобили) скорость до 80 километров в час. А вертолеты управляются так же как настоящие.
А девчонки из класса сделали бы то же самое, что и мальчишки, чтобы купить себе по кукле, умеющей плакать и ходить в туалет.
- Чего лукавить — и я летаю, — говорит генеральный директор магазина «Господин ребенок» Дмитрий Никульшин. — Эти игрушки одинаково интересны и детям, и взрослым.
«Господин ребенок» — первый в Красноярске магазин интерактивных игрушек, открылся в декабре 2005 года. Сравнительно недавно он был практически единственным. По крайней мере, с такой большой линейкой продукции от мировых вендоров, с раскрученными брендами, четким позиционированием. Сегодня конкуренцию ему составляют столичный «Детский мир», другие федеральные сети. Хотя управляющая филиалом фирмы «Детский мир» в Красноярске Светлана Окладникова не рассматривает «Господина ребенка» как конкурента, хотя и относится к нему с большим уважением:
- Наши конкуренты — крупные сети, такие как «Дорц», «Ричтойс», красноярский «Детский мир», недавно вошедшие «Лимон» и «Семья» — последние представлены пока по одному магазину.
Если «Детский мир» берет количеством представленных на полках позиций, то красноярский магазин интерактивных игрушек привлекает своей «заточенностью» под высокие технологии. Здесь —
- Мы сознательно сохраняем интерактивный формат, — подчеркивает Дмитрий Никульшин.
Некоторое время назад владельцы «Господина ребенка» предприняли попытку выстроить сеть магазинов под общим брендом. Почему не получилось, об этом сегодня стараются не говорить. Можно предположить, что,
Цена определяет
Кризис уронил продажи во всех секторах розничной торговли, игрушки не стали исключением. Хотя в абсолютном выражении количество новых моделей на стеллажах игрушечных магазинов, как и общее количество самих магазинов, заметно увеличилось. И это не стоит рассматривать как парадокс.
- Дети не перестали рождаться, родители не перестали дарить им подарки, — говорит Светлана Окладникова. — Спрос скорректировался, но скорее в пользу дорогих игрушек. Покупатели стали следовать принципу «я не такой богатый, чтобы покупать дешевые вещи».
Дмитрий Никульшин подтверждает: без корректировки не обошлось, кризис есть кризис, но в целом интерес к ассортименту сохранился. А вот стремительный рост «игрушечного» ритейла отразился на магазине своеобразно. Здесь работает сервисный центр, где ремонтируют вышедшие из строя игрушки. Прежде принимали в ремонт вне зависимости от того, где куплен товар. Однако вал клиентов в последнее время оказался настолько велик, что пришлось ограничиться только игрушками, купленными непосредственно в «Господине ребенке».
- Мы посчитали — чтобы справиться с заказами, нам пришлось бы взять на работу еще минимум двух специалистов, — поясняет Дмитрий Никульшин. — Как вы понимаете, в кризис это просто невозможно.
Возросшее количество обращений с поломками можно отнести и на счет большого количества подделок и поделок. Никульшин рассказывает такую историю:
- Был в Ачинске в командировке, зашел в отдел игрушек — и вижу: Беби Бон, указан производитель — Zapf Creation. Но цена — 1 300 рублей. Примерно вдвое ниже настоящей цены. Мы работаем с дилером этой германской фирмы в Москве, он — единственный официальный поставщик в Россию этих кукол. В Ачинске меня уверяли, что кукла настоящая, но там и мимика не та, и материал вызывает сомнения.
В Китае, рассказывает Никульшин, можно запросто заказать куклу или радиоуправляемый вертолет по цене, в которую вы намерены уложиться. И символика будет какую скажете — наклеят любую «фирму». При этом, конечно, и в Китае есть солидные компании, заслуживающие доверия, с ними и работают красноярские продавцы. Кроме того, в Китае свое производство размещают известные европейские вендоры.
Светлана Окладникова подтверждает: подделок и просто дешевых поделок на рынке действительно многовато.
- Я не вижу большой беды от этого, — говорит она, — если вы намерены купить ребенку игрушку на неделю — нет вопросов, большого вреда вы ему не причините. Но если нужна настоящая игрушка, которая долго не сломается, — обращайте внимание на цену. Такой товар не может стоить дешево.
Василий Казарин, «Вечерний Красноярск»