Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Спрос на спорт

Спрос на спорт

21.01.2010
0

Сноуборды и коньки вытеснили командный спорт с прилавков

В прошлом году рост рынка спорттоваров практически остановился. Если за последние 5 лет его оборот увеличился примерно в 2-2,5 раза, то в 2009 году игрокам едва удалось сыграть в ноль. А по некоторым позициям продажи вообще упали на 30-40 %.

Зависимость роста

Спрос на спортБурное развитие рынка спортивных товаров началось не так давно — примерно в конце прошлого — начале нынешнего века.

— Связано это в первую очередь с тем, — говорит генеральный директор магазина «Грот-Спорт» Ольга Иванишина, — что именно в этот период в стране установилась некоторая стабильность, благосостояние людей, а вместе с ним и покупательская способность начали расти, и люди стали тратить на себя, на свое здоровье.

Рынок не замедлил ответить на эту тенденцию. В Красноярск пришли крупные федеральные игроки, которые довольно быстро заняли приличную долю рынка.

— Однако есть позиции, по которым местные игроки не только могут составить конкуренцию федералам, но и удерживают пальму первенства, — говорит директор магазина «Адреналин» Илья Матвеенко.

Прежде всего речь идет о зимних видах спорта — горных и беговых лыжах, сноубордах. Причем сноуборд в последние два-три года приобрел особую популярность, и основные продажи, по оценкам экспертов, сейчас идут по этой группе товаров.

Другая причина стремительного роста рынка, по мнению аналитиков, заключается в развитии спортивной инфраструктуры в городе — открылся «Бобровый лог», катаются в Дивногорске, работает большое количество катков и бассейнов. Тот же «Адреналин», по признанию Матвеенко, открывался в период запуска «Бобрового лога» с расчетом на аудиторию фанпарка.

Зависимость рынка от развития инфраструктуры подтверждают и данные по лидерам продаж: в дорогом сегменте это сноуборд и горные лыжи, в среднем — коньки, беговые лыжи и товары для плавания. То есть товары для тех видов спорта, которые как раз и получили в Красноярске наибольшее развитие в последнее время.

— При столь стремительном развитии спортивной инфраструктуры и масштабной популяризации спорта не удивительно, что оборот рынка спорттоваров, а значит, спрос на них вырос в 2-2,5 раза за последние 5-6 лет, — говорит заместитель директора компании «Краскультопт» Нина Никитченко.

Не обошлось, однако, за это время и без потерь. Первым «пострадавшим» стало оптовое звено рынка (закупки школ, детсадов и т. п.) Если раньше доля оптовых продаж в обороте рынка доходила до 18-25 %, то уже в 2009 году она едва дотянула до 10-12 %. Правда, в денежном выражении цифры почти сопоставимы, просто, по мнению экспертов, сильно вырос индивидуальный спрос.

Также падение спроса было отмечено и в сегменте товаров для игровых видов спорта (футбол, волейбол и т. п.). Практически исчезли с прилавков товары для большого тенниса, да и настольный в упадке — продажи редки, покупают большей частью предприятия для своих профилакториев и комнат отдыха персонала.

— Лишним подтверждением неоднозначности роста рынка может служить то, что рост в прошедшие годы был в основном в денежном выражении, — говорит Никитченко. — А вот в физическом продажи падают. Просто сегодня чаще покупают более дорогие предметы (тренажеры, детские комплексы и т. п.)

Структурные изменения

Спрос изменился еще и качественно. Если, как уже говорилось, в сегменте более дорогого инвентаря первенство удерживают сноуборд и все, что с ним связано, то в среднем ценовом сегменте лидируют коньки, причем как для хоккея, так и для фигурного катания. Спрос на последние за 2-3 года вырос на 55-60 %, а доля коньков в общем объеме продаж товаров среднего ценового сегмента за этот же промежуток времени увеличилась до 20-25 %.

— Структура спроса вообще сильно изменилась, — говорит Никитченко, — например, если раньше (до середины 90-х годов прошлого века. — «ВК») предпочтения отдавались деревянным лыжам, то сейчас «дерево» почти не продается — люди да и оптовые покупатели предпочитают пластик.

Свою лепту в структуру спроса вносят и его сезонные колебания, которым чрезвычайно подвержен рынок спорттоваров.

— Летом основной объем продаж приходится на туристическое снаряжение, — говорит директор «Адреналина» Илья Матвеенко, зимой — лыжи и сноуборд. Если сравнивать самый активный месяц продаж с самым пассивным, то перепад доходит 90-95 %. Это касается и зимней, и летней группы товаров.

По признанию большинства экспертов, ни один сезон не держит здесь пальму первенства — в целом спрос на летний и зимний спортивный инвентарь сопоставимы.

Несколько иного мнения придерживается Никитченко из «Краскультопта» — она уверена, что спрос на товары для зимнего спорта сейчас выше, чем для летнего.

— Свою роль в изменении структуры спроса и росте объемов рынка, — говорит Ольга Иванишина, — играет и повышение популярности спортивного стиля в повседневной одежде.

Поддерживает коллегу и Илья Матвеенко, с той лишь оговоркой, что одежда для сноуборда достаточно специфична и дорога (самый дешевый комплект одежды обойдется в 12-15 тысяч рублей, средний — от 30), чтобы носить ее просто так.

— Столь высокая цена, — поясняет директор «Адреналина», — вызвана тем, что она шьется из специальных мембранных тканей. Производство такой одежды требует очень больших затрат (ткань, покрой, проклейка швов и т. п.), потому и цена в рознице высока. Однако есть бренды, цена на одежду которых явно завышена (Bogner, Sportalm).

Ни Иванишина, ни Матвеенко меж тем не смогли отделить покупателей спортивной одежды непосредственно для занятий от любителей спортивного стиля.

— Мы ведь никак не дифференцируем их, — объясняет директор «Грот-Спорта», — для нас они неразделимы.

Крупные федеральные игроки («Спортмастер», «Мир спорта» — официальный представитель Nike, Adidas, Reebok), ассортимент которых чрезвычайно богат спортивной одеждой для повседневной носки, не захотели комментировать состояние рынка.

— Не могу ручаться, — говорит Матвеенко, — но в этих магазинах, как мне кажется, должны превалировать продажи товаров этой категории.

Физкульт-корректировка

Стремительное развитие рынка спорттоваров, как того и следовало ожидать, было остановлено грянувшим в 2008 году кризисом. По оценкам экспертов, рынок сильно просел.

— Если до прошлого года рынок ежегодно прибавлял по 20-25 %, — говорит Иванишина, — то в 2009-м продажи упали на эти же 25 %.

Матвеенко называет еще более внушительную цифру падения продаж — 30-40 %.

— Связано это большей частью с тем, — говорит он, — что ежегодное обновление инвентаря, которое для многих стало уже традиционным, в этом году отложили. Те же, кто встает на лыжи или сноуборд в первый раз, тяготеют к более дешевым комплектам. И они составляют основную долю покупателей.

Продажи инвентаря для зимних видов спорта, похоже, пострадали больше всего. На те же коньки, которые, по словам Нины Никитченко, 2-3 года назад уходили, что называется, «с колес», в этом году ажиотажного спроса не было. Раньше явно ощущалось, что рынок не насыщен, теперь же продажи идут спокойно.

— Меньше всего кризис затронул сегмент товаров для летнего отдыха, — говорит замдиректора «Краскультопта». — Видимо, это связано с тем, что многие в этом году не поехали на заграничные курорты и отдыхали в крае. Поэтому у нас были очень приличные продажи рюкзаков, палаток, спальных мешков и т. п. — по этим позициям продажи к уровню 2008 года даже не снизились.

Говорить об оживлении рынка, по мнению экспертов, пока рано — оно начнется не раньше, чем в стране восстановится экономическая стабильность и люди почувствуют уверенность в завтрашнем дне.

Меж тем уже сегодня есть повод для оптимизма — покупатель спортивных магазинов не переориентировался на дешевые вещи.

— Такие товары, как у нас, — говорит Ольга Иванишина, — не купишь на рынке или в неспециализированных магазинах, да и человек, привыкший одеваться в качественную спортивную одежду и пользоваться качественным спортинвентарем, вряд ли изменит этой привычке.

Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск», №2 (243)

Рекомендуем почитать