Главная
>
Статьи
>
Елена Краснова: «Сибирскому коту нужен свой музей»

Елена Краснова: «Сибирскому коту нужен свой музей»

03.03.2010
0

3 марта в Красноярском Доме художника открывается выставка «Мартовский кот». Проект пятый по счету, юбилейный, и за время своего существования стал одним из самых популярных в Сибири. Но как заметила в интервью «ВК» организатор и идейный вдохновитель «Мартовского кота» известный красноярский художник Елена Краснова, не исключено, что в этом году выставка проходит в последний раз.

Тесно в прежних границах

Почему так пессимистично, Елена?

Елена КрасноваНам давно уже тесно в прежних границах. Да, проект неплохо раскрутился, в этот раз свои работы прислали художники со всей страны — от Санкт-Петербурга до Владивостока. Много произведений из сибирских городов, все жанры — живопись, графика, керамика, скульптура. Есть несколько полотен французских художников, «Мартовский кот» стал международным. Но нет помещения под обширную экспозицию. В этом году мы даже отбор устроили, и все равно тесно, всех желающих Дом художника вместить уже не в состоянии. Значит, надо искать другие решения.

Искать, но не отказываться же от идеи?

А мы и не отказываемся. Напротив, постараемся приложить все усилия, чтобы в Красноярске появился Музей сибирского кота. Идея возникла еще в прошлом году, у нее появилось много сторонников. Даже домик под музей уже присмотрели на Стрелке.

Дело, как всегда, за малым — нет средств?

Конечно, самим художникам содержание такого музея не по карману. Хотя в России есть частные музеи кошек — в Москве, в Челябинске. Но мы-то хотим сделать его краевым, чтобы он стал настоящей культурной достопримечательностью края. Там можно будет проводить все, что угодно. Собрать коллекцию работ сибирских художников, которым небезразлична эта тема, сделать постоянную экспозицию. Принимать в музее привозные выставки, вплоть до международных. Открыть зал детских рисунков, зал самодеятельных работ — среди них тоже немало искренних творений. Во дворе можно создать сад скульптур — идей много, был бы свой дом! И судя по интересу к выставке «Мартовский кот», музей будет пользоваться не меньшей популярностью. Поэтому будем обращаться в краевое министерство культуры — очень надеемся, что власть поддержит создание уникального музея, единственного за Уралом.

Бог в помощь. А как вы сами увлеклись этой темой?

Я вообще очень люблю кошек — смотрю на них и радуюсь, какие они красивые. Кошки будоражат мою творческую фантазию.

А собаки? Им вы тоже посвятили немало работ, не так ли?

Меньше, чем кошкам. Но на недавней выставке показала серию «Времена года», посвященную бездомным собакам. Просто захотелось привлечь внимание горожан к этой проблеме. Вроде как бездомных собак и жалко, но когда остаешься с их стаей один на один — ощущения крайне некомфортные. И все же надо что-то делать! А наши власти делать ничего не хотят. И еще по телевидению раздают глупые советы — мол, покупайте газовые баллончики. Но это же не выход. Может, мои работы и заставят кого-то задуматься...

Анималистика преимущественно женская тема в искусстве?

Разве что сейчас, потому что в последние годы в изобразительное искусство вообще пришло больше женщин, чем мужчин. А если вспомнить классиков, то среди анималистов одни мужчины — Василий Ватагин, скульпторы Иван Ефимов, Алексей Сотников. Ни одной женской фамилии и не припомню.

Насколько популярна анималистика у красноярских художников?

У керамистов очень популярна. Кого только не лепят — и рыб, и птиц, и всякое зверье. Это вообще одна из отличительных особенностей красноярской школы керамики. А вот у наших живописцев больше популярны натюрморт и пейзаж, не знаю уж почему.

Человек земной

Елена КрасноваВас саму как художника какие темы еще особенно волнуют?

Я человек земной, откликаюсь на те явления, которые меня окружают в жизни. Почему кошки? Да вот она, лежит на диване рядом со мной, моя муза. (Смеется.) Или бездомные собаки — когда я жила в Черемушках, видела их постоянно, однажды они меня даже покусали. Получила своеобразный импульс и выложилась — в живописи, в скульптуре.

А в феврале у нас с моей подругой Юлией Юшковой прошла совместная выставка «За чайком о том о сем». Тоже все из жизни — чай я люблю больше, чем кофе. И как говорит наш коллега Иван Кротов, плох тот керамист, который не мечтает сделать чайник. Вот мы и подумали: разве мы плохие керамисты? (Улыбается.)

Какие-то выставки у вас вскоре еще ожидаются?

У моего мужа Саши 20 марта откроется персональная выставка в частной московской галерее «Атлас». Он живописец, работает в собственном жанре «космический реализм». А я по его эскизам вылепила из глины фантастических животных, они тоже отправятся в Москву. Ближе к осени хочу отлить их в бронзе — думаю, в этом материале они будут очень красиво смотреться.

Заметно, что вы с Александром вообще страстные путешественники...

Да, из поездок не выбираемся. А где еще художнику черпать свежие впечатления? Из каждого путешествия привозим интересные идеи. Так, например, родились мои работы «Прогулка по Парижу», «Солнце Херсонеса», «Подсказки природы». И вообще я столько всего увидела, кругозор расширился невероятно. Пришло понимание, что у искусства действительно нет границ. По образованию я керамист. Но могу заниматься и скульптурой, и живописью, и графикой. Я просто художник. Важно лишь понимать, что для каждой идеи нужен подходящий способ выражения, вот и все. Не стоит себя ограничивать, в жизни нет ничего невозможного, надо только сильно захотеть.

Но все-таки, согласитесь: керамика — не живопись, для занятий ею нужна оборудованная мастерская.

Да, с этим не все гладко. У меня мастерская от Союза художников, но ее дальнейшее существование пока под вопросом. Можно обжигать керамику в печах художественного института, но это тоже не панацея. Поэтому мы с коллегами-керамистами подали заявку на краевой грант, хотим создать парк ландшафтной керамической скульптуры. Проект тематический — обращение к древним истокам, у нас даже есть свой консультант-археолог. За счет гранта планируем создать и установить в Центральном парке 15 скульптур. Но в заявку на грант также вписана печь для высокого обжига. И если все получится, в Красноярске появится первая печь для обжига ландшафтных скульптур — тогда можно делать их и для других площадок.

И не жалко устанавливать скульптуры в открытом пространстве?

Наоборот, это же прекрасно! При хорошем обжиге глина спекается, и таким скульптурам ничего не страшно. Кстати, у красноярских керамистов уже был позитивный опыт — в позапрошлом году мы делали выставку «ЗОО в парке» — прямо в траве, под дождем. Мне кажется, подобных скульптур Красноярску очень не хватает. И чем еще хороша керамика в отличие от металла — она как-то теплее, к ней хочется прикоснуться, ее сюжеты не столь помпезные. Я давно болею этой идеей — с тех пор как побывала в Елагино-Островском музее в Санкт-Петербурге. Там каждый год проходит выставка "Керамика и стекло под открытым небом"- я столько хорошо обожженной ландшафтной скульптуры увидела! И в Сибири это можно сделать, керамика будет отлично смотреться и в снегу, и под дождем. Вот мы и посмотрим: нужны ли городу такие скульптуры?

Мне кажется, в Красноярске творческие идеи вообще продвигаются со скрипом.

Увы, это так. На зарубежных выставках, если обжиг меньше 1 100 градусов, работу даже не принимают. А у нас обычно обжиг до тысячи. Подходящая печь есть в Зеленогорске, в фарфоровом цехе электрохимического завода. Но город закрытый, попасть туда непросто. Сколько раз я им предлагала открыть цех авторской керамики — они могли бы неплохо зарабатывать. А сейчас цех работает в убыток, потому что его изделия неконкурентоспособны с китайскими. Откуда такая инертность?.. Хочу вот также предложить руководству завода проводить конкурсы: приглашать 10-15 художников, и пусть они делают на конкурс свои виды росписи. Такие конкурсы на фарфоровых заводах часто устраиваются в рамках международных конференций. А у нас глухо, как в танке... Хотя вроде все так просто — на заводе прекрасная база, хороший обжиг, замечательное сырье. Пригласите художников, и они предложат массу идей, их потом можно внедрить в производство. И у художников будет стимул себя проявить.

Керамисту необходима база, без нее он как без рук. Нет обжига — нет и нормальной керамики. Поэтому нам сейчас так нужна финансовая поддержка. А творческие силы в Красноярске есть.

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск», №8 (249)

Рекомендуем почитать