Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Не все то золото...

Не все то золото...

21.05.2010
2

Красноярский рынок ювелирных изделий внешне — один из самых мирных

Рентабельность ювелирного бизнеса не вызывает сомнений. Однако Красноярск, по общему мнению экспертов, еще не заполнен продавцами золота и бриллиантов. Здесь есть свои ювелирные локации — федеральные сети, местные производители и представители заводов-изготовителей. Они-то и поделили между собой рынок, особо не воюя за покупателя.

Не все то золото...Больших секретов у представителей рынка нет. Исключение составляют лишь цифры — объемы продаж, возврата, фальсификата и прочее. О самом интересном говорят только на условиях анонимности.

Представители

Среди красноярских продавцов основными являются всего четыре: старейший ювелирный магазин «Кристалл», магазин «Златая цепь», работающий от Красноярского завода цветных металлов и золота (КЦМ), компания «Ремикс» с одноименной фабрикой, а также федеральная сеть «Адамас». Помимо этих участников рынка, в Красноярске есть десятки единичных и сетевых компаний, которые представлены в основном в торговых центрах. Пожалуй, самыми крупными из них являются ювелирная группа «Золотой каскад», а также компании «Русские самоцветы» и «Сибзолото». Но лидерами все же являются 4 вышеназванных.

О развитии местного рынка «ВК» рассказал заместитель директора магазина «Кристалл» Александр Губкин. По его словам, до 1998 года «Кристалл» был в Красноярске фактически монополистом. Существовало множество мелких точек, но с кризисом они либо закрылись, либо ушли на франчайзинг. Именно так появилась сеть «Адамас». Позже появились другие местные компании.

— Сейчас красноярский рынок ювелирных изделий переживает расцвет в своем развитии, — рассказали в «Ремиксе». — За последние несколько лет появилось много новых компаний, которые предлагают широкий ассортимент ювелирных изделий — от массовых украшений из серебра и палладия до эксклюзивных золотых, с драгоценными камнями.

По словам эксперта из «Ремикса», в ближайшее время прогнозируется рост продаж «люксовых» изделий. Сейчас, уверен собеседник «ВК», этот сегмент рынка недостаточно развит, на товары данной категории невысокий покупательский спрос. Местные покупатели предпочитают приобретать дорогие украшения за границей, подчеркнули в «Ремиксе».

Впрочем, говоря о местном рынке и местных компаниях, стоит учитывать, что за большинством из них стоят крупные заводы-изготовители. В этом плане интересно устройство старейшего городского магазина ювелирных изделий, который начал работать еще в 1936 году. Сейчас «Кристалл» — общество с ограниченной ответственностью. Как утверждает Губкин, конкретного хозяина нет, владеет компанией коллектив. Учредителями являются и продавцы, и заведующие. Предложений влиться в ту или иную сеть, говорит заместитель директора, поступало немало, но все они натыкались на отказ. Поставщики «Кристалла» — только ведущие российские заводы-изготовители: «Русские самоцветы», «Ювелиры Урала», «Московский ювелирный завод», а также некоторые новые производители. Есть ли у кого-то из этих заводов доли в «Кристалле», собеседник не уточнил.

По общему мнению игроков, определенных особенностей у красноярского рынка ювелирных изделий в сравнении с рынком общероссийским нет. Тот же ассортимент, тот же разброс цен. Хотя отдельные тенденции все-таки наблюдаются.

— Как пример — белое золото, — рассказывает Губкин. — Оно очень популярно в европейской части России. У нас оно, конечно, есть, но спрос не тот. Почему? Не знаю.

Спрос на ювелирные изделия напрямую зависит от сезона. «Тяжелые» золотые украшения с бриллиантами продаются в основном на Новый год и 8 Марта, весенне-летний период — время популярности легких украшений из серебра и золота, хорошо продаются полудрагоценные камни, которые блестят на солнце, все остальное по сезонам распределено равномерно. В компании «Ремикс» говорят о том же — ювелирные изделия являются лучшим подарком, а соответственно, пики покупательского спроса приходятся на праздники. Однако эксперты замечают некоторые изменения спроса за последнее время.

— Сейчас все четче прослеживается тенденция к приобретению украшений «без повода», люди начинают «баловать» себя, — заявили в компании. — Так что, возможно, через несколько лет спрос на ювелирные украшения будет колебаться меньше.

Персональная конкуренция

Особой конкуренции, по словам Губкина, на рынке нет. С тем же КЦМ у «Кристалла» дружеские отношения. Впрочем, это не вызывает каких-то сомнений или удивления, если учитывать побочность ювелирного направления в КЦМ. В компании «Ремикс» конкуренцию на ювелирном рынке охарактеризовали как «здоровую». При этом оценить и сопоставить возможности «Ремикса» и других игроков не удалось. На фабрике «ВК» сообщили, что объемы производства составляют 20 кг ювелирных изделий в месяц. Каковы объемы поставок и продаж в том же «Кристалле» и других компаниях, выяснить не удалось. Что касается ценовой конкуренции, то здесь ее характерных признаков тоже не наблюдается — грамотный покупатель, уверены продавцы, всегда насторожится, если увидит дешевое золото, — это либо золото низкого качества, либо вообще подделка. Поэтому играть на разнице в цене при продаже качественного товара, как правило, невозможно. Небольшое преимущество над магазинами здесь имеют точки от производителя — в той же «Златой цепи» КЦМ или «Ремиксе» цены могут быть ниже, чем в остальных ювелирных салонах. Но особой разницы ждать не стоит.

— Скидку больше 10 % на ювелирные изделия дать невозможно, — говорит Губкин. — Или это завышенная цена, или это не золото.

Но конкуренция на ювелирном рынке имеет свою особенность — здесь частенько борются за персонал. Неслучайно директор «Кристалла» сидит в своем кресле с 70-х годов. Его специально обучали именно на директора ювелирного магазина. Одна из сотрудниц салона ювелирных изделий на условиях анонимности рассказала «ВК», что вялотекущая война за продавцов и менеджмент действительно есть.

— Хорошие ювелиры-продавцы, как и управляющие, — штучный товар, — рассказала она. — Уникальность профессии в том, что слишком большой соблазн. Вы даже представить себе не можете, сколько человек потеряли свое место только потому, что решили поносить кольцо или серьги с бриллиантами денек-другой.

Об эксклюзивности профессии говорит и замдиректора «Кристалла».

— Продавец ювелирных изделий должен знать очень много: характеристики всех камней, соответствие камня гороскопу. Он должен быть стилистом, должен так подобрать изделие, чтоб покупатель ушел довольным и счастливым, — раскрывает философию профессии Губкин. — Не покупатель должен выбирать то или иное изделие, а продавец должен понять, что нужно, и подобрать. Именно поэтому в ювелирных магазинах больше, чем где-либо, уговаривают товар примерить.

Фальсификат

— Фальсификата на рынке Красноярска не так много, — заявили в компании «Ремикс».

— Вы даже не представляете, сколько в Красноярске фальсификата, — сказали в «Кристалле».

Проба

Есть такая организация в краевом центре — Восточно-Сибирская государственная инспекция пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты при Министерстве финансов РФ. Занимается она в том числе и тем, что проводит проверки в ювелирных магазинах на предмет соответствия товара заявленной пробе. Детали проверок в магазинах «ВК» не раскрыли, в самой инспекции разговаривать отказались, сославшись на федеральное подчинение. В чем суть этой пробирной палаты вообще? Именно туда поступает весь товар, который выходит с ювелирных заводов и фабрик. Именно там делают анализ изделий и ставят пробы. Именно там, как рассказал «ВК» еще один анонимный источник, «любят путать пробы», дабы то же золото низкого качества продавать по цене золота качества хорошего.

Дальше разговор должен пойти о подделках и сопутствующих делах, но найти в Красноярске человека, готового разговаривать об этом открыто, не удалось. Директор одного небольшого ювелирного магазина в торговом центре лишь сказал, что разобраться в этой теме здесь, в Красноярске, вряд ли получится — массовый фальсификат начинается в Москве и на таможне.

— Начинается он в Москве, а заканчивается продажами во всех городах страны, — рассказал собеседник «ВК». — У нас же в городе местные подделки, естественно, не столь массовые, хотя и их хватает. Ну, возьмут умельцы золотую цепочку, снимут с нее кольцо с пробой и прикрепят его на цепочку серебряную, но позолоченную. Вот вам и подделка, вот и навар в 500-1000 процентов. А человек, может, и не узнает никогда, что подделку купил, если, конечно, в ломбард не понесет.

Александр Реков, «Вечерний Красноярск», №19 (260)

Рекомендуем почитать