Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Прибыль на блюдечке

Прибыль на блюдечке

11.10.2010
0

Антиквариат упал в цене на 25 %

Рынку антикварных товаров в кризис пришлось несладко. Даже самые заядлые коллекционеры перестали баловать спросом красноярские магазины «древностей и редкостей». Если три года назад самым ходовым товаром старины был фарфор, то теперь основные клиенты — нумизматы и собиратели значков.

Ленин и китайцы

Антиквариат с «легендой» ценится дороже, чем без нееКак показывает мировой опыт, долгое время рынок антикварных вещиц стабильно работал благодаря выгодной для коллекционеров таможенной политике и относительно низкому курсу доллара. До 2009 года российские специалисты отмечали стремительный взлет этой сферы бизнеса: по всей стране открывались антикварные салоны, магазины старинной мебели и предметов интерьера. Но в текущем году, только по оценкам antikvaram.ru, наблюдается спад цен в данном секторе по всей стране от 5 до 25 %. Связано такое удешевление в первую очередь с низким спросом. Отрицательная динамика больше всего сказалась на предметах мебели, технике, книгах и документах, старинном оружии — в общем, самых дорогих товарах антикварных салонов. Меньше всего снижение цен отразилось на стоимости монет, сувениров, мелких коллекционных предметов.

Еще одна тенденция последних лет: с полок специализированных магазинов потихоньку исчезли самые редкие и дорогие предметы старины. Продавцы, они же бизнесмены и они же, как правило, сами коллекционеры, не торопятся продавать ценности вдвое дешевле.

— Самый продаваемый товар сегодня — деньги, — говорит Татьяна Фоменко, специалист антикварного салона «Русь». — Боны (бумажные деньги. — «ВК») и монеты раскупают быстро. На все остальное спрос после кризиса упал существенно и не восстановился до сих пор, а это и иконы, и посуда, и мебель. Какой-то спрос на них все же есть, потому что мода на антиквариат была и будет всегда, но не великий. Почти не востребованы музыкальные инструменты, зато хорошо берут патефоны. По-прежнему есть интерес к предметам советской атрибутики: вымпелам, знаменам. Интересно, что бюсты и портреты Владимира Ленина активно скупают китайцы! Для них все, что связано с коммунистической идеологией, очень ценно. Зато «встал» фарфор: раньше он был самым ходовым товаром, теперь же статуэтки стоят на полках месяцами.

Мода на коллекционирование фарфора была вызвана его высокой ценностью. Считается, что керамические изделия растут в цене быстро: в среднем на 20-25 % в год (такие показатели оглашались в докризисный период), а потому такое увлечение является и неплохим финансовым вложением. Сейчас собиратели древностей временно перестали активно покупать этот товар, но спрос неминуемо вернется, уверены продавцы.

Не чистить до продажи

Антиквариатом считается далеко не любая старая вещь, сохранившаяся до наших дней. Президентский указ РФ кодифицирует слово «антиквариат» следующим образом: «...Под предметами антиквариата понимаются культурные ценности, созданные более 50 лет назад». А вот как определить, представляет ли тот или иной товар ценность, могут только профессионалы. Не удивительно, что в большинстве антикварных салонов продавец и есть владелец магазина. Подчас проще самому встать за прилавок, чем обучить персонал тонкостям профессии.

Как объясняют эксперты, не всякую вещь, которой исполнилось 50 лет, можно считать антиквариатом. Некоторые предметы быта даже через сто лет не станут ценными, а вот, например, кукла, которая была выпущена относительно недавно, зато в единственном экземпляре, уже сейчас может быть очень дорогим товаром. В ценовой политике неплохо ориентируются и сами покупатели, ведь на процесс ценообразования серьезно влияют интернет-аукционы. Часто точную цену можно определить, заглянув в регулярно обновляющиеся каталоги, например по тому же фарфору. Недавно свой каталог опубликовал Ленинградский фарфоровый завод, в котором четко прописано, какие изделия в каком году были изготовлены, в каком количестве выпущены на рынок. От того, насколько редкая солонка попала к вам в магазин, напрямую зависит и ее цена.

Что касается техники и механики, стоимость зависит в том числе и от рабочего состояния изделия (того же патефона или часового механизма). С другой стороны, антиквар никогда не даст вам гарантию на купленное добро — техника старая, предугадать, как долго она еще проработает, трудно. Поэтому сами продавцы рекомендуют сразу же отнести покупку к часовщику или другому мастеру, чтобы продлить срок службы. Серебряные и металлические изделия предприниматели даже стараются не чистить: клиенты не всегда остаются довольны качеством обработки украшений или посуды и предпочитают снимать налет времени самостоятельно после покупки.

Немалую роль для ценника играет и история вещи.

— К нам нередко приходят покупатели, которых интересуют вещи с «легендой», и они готовы за это платить, — говорит Татьяна Фоменко. — Но основную часть вещей нам приносит население. «Досталось от бабушки в наследство» — вот и вся легенда у большинства товаров.

Самые легендарные и дорогие вещи (цена, например, иконы или дореволюционной книги может достигать нескольких сот тысяч рублей) покупают даже не коллекционеры, а церкви и музеи. Последним старая атрибутика может понадобиться для оформления выставок. Священнослужители и музеи приносят не самую большую долю прибыли магазинам, но тем не менее сотрудничать с ними выгодно.

Деревенские ценности

Покупают антиквариат бизнесмены как у горожан, которые сами приносят свои «сокровища» в магазин, так и у других предпринимателей. Например, из другого города. Помимо этого часто владельцы салонов объезжают деревни, где у местных жителей скупают раритетные вещи: самовары, прялки, сувениры и пр.

— Мы начинали бизнес прямо на улице, — говорит Фоменко. — Стояли с чемоданом, продавали, покупали. Таких коллекционеров и сейчас можно встретить на рынках и оживленных проспектах. Когда семь лет назад открыли первый магазин, в Красноярске уже работало три-четыре подобных фирмы.

Сегодня конкуренция остается. В городе порядка 10 торговых точек и салонов антиквариата (многие специализируются как на предметах старины, так и на современных произведениях искусства), активно работают интернет-порталы по купле-продаже предметов старины. Уличные продавцы старых книг и раритетных вещиц оттягивают свою долю покупателей, но это небольшая доля. В основном на улице отовариваются случайные покупатели. Настоящие ценители (90 % прибыли бизнесменам приносят именно они) давно определились, с какими магазинами им сотрудничать.

Правда, после кризиса даже количество постоянных клиентов сократилось: некоторые просто перестали звонить, интересоваться новыми поступлениями. Во многом такая тенденция объясняется еще и тем, что российский (в том числе и красноярский) рынок антиквариата еще далек от цивилизованного. Если во всем мире давно заправляют крупные бренды и сети торговли (самые знаменитые среди них Sotheby’s и Christie’s), то наш бизнес далек от стройной системы. Мировой годовой оборот антикварного рынка составляет порядка 4 миллиардов долларов, оценить объем местного очень трудно. По признанию одного из игроков, вряд ли он достигает хотя бы миллиона рублей в год.

Пионерские аксессуары

Еще одна особенность Красноярска в том, что у нас нет неотъемлемого сегмента этой сферы бизнеса — блошиных рынков. Подобие таких организаций можно встретить на стихийных базарчиках, на некоторых сезонных ярмарках города. Попытку централизованно собрать всех торговцев раритетных товаров в одном месте три года назад предпринимала компания MixMax. Несколько месяцев в выставочном центре действовала воскресная ярмарка «Блошиный рынок», на которой коллекционеры и мелкие предприниматели представляли свои товары для населения. Как пояснили в пиар-службе MixMax, проект пришлось закрыть по внутренним причинам, не связанным с состоянием рынка. Но по признанию одного из коллекционеров, который регулярно выставлялся на ярмарке со значками советского времени, проект так и не смогли раскрутить — продавцов и покупателей было очень мало. Именно поэтому постепенно в ярмарке перестали принимать участие продавцы антиквариата, а их место стали занимать местные ремесленники.

— Сегодня гораздо выгоднее сотрудничать с музеями и просто выставлять товар на улице, — говорит коллекционер. — Значки, по моим наблюдениям, сегодня один из самых продаваемых товаров. Причем покупатели — часто молодые люди до 25 лет. Ведь можно носить предметы старины как аксессуары к одежде. Огромным спросом пользуются значки пионеров, октябрят и все, что связано с Олимпиадой 1980 года в Москве. Выручка за день может составлять до двух тысяч рублей, если повезет с местом.

Кира Сергеева, «Вечерний Красноярск» № 38 (279)

Рекомендуем почитать