Главная
>
Статьи
>
Людмила Улицкая "Сонечка"

Людмила Улицкая "Сонечка"

07.04.2003
1

"...Брутальный Онегин, изнемогавший под тяжестью влюбленного взора, назначил своей молчаливой поклоннице свидание в боковой аллее скверика и не больно, но убийственно оскорбительно шлепнул её два раза под одобрительный гогот четырех засевших в кустах одноклассников, которых можно было бы порицать за душевную грубость, если бы все эти юные соглядатаи поголовно не погибли в первую же зиму грядущей войны..."
"Сонечка"


От слога Улицкой почти осязаемо веет русской классической литературой. Длинные описания, внимательные и, в то же время, чуть отстраненные наблюдения, редкие, случайные диалоги. Писательница-рассказчица. Она повествует не спеша, никуда не торопясь: хочешь - слушай, хочешь - нет. Издательство "Эксмо" наделило "Сонечку" толстыми, почти картонными страницами и тем самым сыграло на руку автору - при таких условиях овладение книгой происходит степенно, в ритме авторского повествования: эти жесткие бумажки как-то не получается быстро листать. К тому же тяжелые листы на подсознательном уровне прибавляют повествованию некой значительности, особенности, фундаментальности.

Книга "Сонечка" - невосклицательное повествование о любви к книгам, о любви к жизни, о любви к искусству и о любви, как об искусстве - о редчайшем даре уметь любить. О Сонечке, о человеке, которого воспитали книги, о том, как книги могут воспитать. История её трогательна, но без особых выкрутасов: росла, читая книжки, выросла, читая книжки, была счастлива. Потом на замену книгам появились муж, дочь, дом. Она тоже была счастлива. Она была счастлива даже тогда, когда на замену ей у мужа появилась другая женщина. "Как это справедливо, что рядом с ним будет эта молодая красотка, нежная и тонкая, и равная ему по всей исключительности и незаурядности, и как мудро устроила жизнь, что привела ему под старость такое чудо, которое заставило его снова обернуться к тому, что в нём есть самое главное, к его художеству". Вы можете себе представить женщину, которая будет думать так, осознав измену любимого ею мужа? Некрасивая девочка Сонечка, книжная девочка Сонечка, когда вырастет, совершенно искренне будет думать так. В финале этой истории книги вновь займут свое место, заменяя выросшую дочь и потерянного супруга.

Главная ценность "Сонечки" для меня в том, что генетик Улицкая сумела вывести и описать тот редкий - существующий ли? - тип людей, что принимают несчастья не как наказания, не как кару божью (и, конечно, несправедливую), а как ТО, ЧТО ДОЛЖНО СЛУЧИТЬСЯ. Без строптивости, но и без покорности. Не злость, не жажда мести, не смирение помогают им пережить беды. Только любовь, необъятная, такой редкой чистоты, что она кажется безумием в нашем безумном мире. Любовь к людям. Когда горишь, потому что кому-то будет теплее от твоего огня. И это не презренное осознанное самопожертвование с тайной надеждой на благодарность, а - дар, умение радоваться и своему счастью, и чужому - как своему. В прорисовке своего персонажа автор зашла так далеко, что даже в романе про неё, Сонечку, сама Сонечка смотрится как бы не главной героиней, а просто одной из.

Биолог по образованию и генетик по профессии Людмила Улицкая пришла к писательству поздно, в зрелом возрасте. Сначала был биологический факультет МГУ. Потом - правда, недолго - камерный еврейский театр, должность завлита. Потом курсы мультипликационной режиссуры. "Писание" началось со сценариев программ для телевидения, а потом и пьес для любимых ею кукольных театров. Первые рассказики печатались в журналах в начале 80-х. Но её самостоятельная книга случилась много позже. "Сонечка" была первым и сразу удачным книжным детищем - книга вошла в список финалистов Букеровской премии 1993 года, была отмечена престижной французской премией Медичи и итальянской премией Джузеппе Ацерби. Однако появилась она впервые не в России и не на русском языке. Сначала книгу распробовали в Париже на французском (вот ведь же какой этот Париж - всем находится место в этом городе любви), а уж потом издали и на родине у автора.

За последние 10 лет у Улицкой вышло 5 книг, - немного, в общем. Впрочем, редко да метко: их читают на семнадцати языках, и автору они регулярно приносят дивиденды в виде каких-нибудь литературных премий. Основными почитателями Улицкой небезосновательно называют женщин, причем, женщин неглупых, так сказать, интеллектуального склада. Но я уверена, что мужчина с хорошим литературным вкусом и, особенно, в сентиментальном настроении одолеет прозу Улицкой без труда и с удовольствием.

Елизавета Калитина

Рекомендуем почитать