Главная
>
Статьи
>
Козерога вызывали?

Козерога вызывали?

24.03.2005
0

Антрепризный спектакль "Молодой Козерог для одиноких дев" в постановке Алексея Литвина идет в Красноярске уже несколько лет. Но зрительский интерес к нему не ослабевает: в маленьком зале Дома актера стабильные аншлаги. В чем же секрет притягательности? Попробуем разобраться.

В оригинале пьеса Александра Галина называется "Сирена и Виктория". В центре сюжета – две одинокие женщины средних лет. Сирена (Лариса Селеменева) – удачливый риэлтер, пробившаяся из "грязи в князи". Все у нее "в полном шоколаде": бизнес кипит, денег миллионы. На которые можно заполучить не только квартиру с видом на кремлевские звезды, но и доктора наук в качестве репетитора. А как иначе – в наше время без знания английского в бизнесе делать нечего! И если уж покупать, то все самое лучшее… Доктор филологических наук Виктория (заслуженная артистка России Галина Саламатова) полная ей противоположность. Скромная, интеллигентная, с какой-то тихой, но несгибаемой непокорностью жизненным невзгодам. Из той породы людей, для кого деньги значат отнюдь не все. И которая без тени раздумий отвергает богатого бизнесмена с выразительной фамилией Куль (!), но с первой же встречи не стесняется признаться в любви профессору астрономии, такому же неприспособленному, как и сама она, к жестким рыночным реалиям…


Александр Галин

Кстати, именно последний вносит в сюжет интригу. По иронии судьбы его скромное объявление о стрижке фокстерьеров оказалось напечатано в газете по соседству с предложением интим-услуг некоего Козерога, которого Сирена приглашает, желая развлечь захандрившую приятельницу. И нечаянно путает телефонные номера… Общение Константина (заслуженный артист России Виктор Лосьянов) с Сиреной и Викторией напоминает разговор слепого с глухим, где женщины слышат намек на секс, в то время как он говорит о собаке. "Где будем работать? На балконе, в кухне, в ванной - везде могу", - спрашивает Константин у ошарашенной Сирены ("Вот это мужчина!"). Диалоги в пьесе прописаны с такой тщательностью, что зрителям, давно разгадавшим эту загадку, нисколько не скучно наблюдать за ситуацией. Забавная путаница разыграна мастерски – в искренности непонимания героев нисколько не сомневаешься. Да и кто из нас хоть раз в жизни не попадал в подобные казусы? Это со стороны всегда все виднее…

Жанр спектакля обозначен постановщиком как комедия, что, мне кажется, не совсем верно. Комичное как в самой пьесе, так и в постановке Литвина на поверхности, на деле все гораздо глубже. Пусть даже образы героев сегодня кажутся несколько архаичными: современные бизнесмены несколько пообтесались, высшее образование и знание иностранных языков в их среде – скорее норма, чем исключение, да и доктора наук сейчас не настолько уж нуждаются в непрофильных подработках на стороне. Но язык Галина, превосходно прописанные им характеры не дают повода говорить об этой пьесе (да и о других произведениях автора) как об однодневке. Все до боли узнаваемо: и горечь одиночества, которую не могут заглушить ни алкоголь, ни даже очень большие деньги. И извечные женские кухонные разговоры "за жизнь и за мужиков", где смех сквозь слезы, и за иронией скрывается все та же тоска по сильному плечу… Смешно? Полноте кривиться! Драматург не стесняется показывать жизнь такой, как она есть. Но мастерски облекает это в живую, не банальную форму, где чернушная, бытовая сторона перекрывается самоиронией.

Успех красноярской версии во многом определяется блистательной игрой актеров. В "Козероге" очень гармоничный состав, где актеры нисколько не уступают друг другу. И яркая, экспрессивная Лариса Селеменева, и Виктор Лосьянов в образе типичного "ботаника" – все очень достоверно. Мне было особенно любопытно сравнить Викторию в исполнении Галины Саламатовой с ее ролью домработницы Нины в спектакле "Трое в постели, не считая…" по Н. Коляде, где тоже разыгран любовный треугольник. Помню, что после просмотра последнего я испытала потрясение – настолько она там преображается! Роль интеллигентной Виктории, как мне кажется, больше близка актрисе чисто по-человечески. Такое ощущение, что Саламатова играет саму себя.

Говорят, что Александр Галин не раз признавался, что, когда пишет, думает, прежде всего, об актерах: "Богатство театра - в ролях, в человеке на сцене". Судя по успеху спектаклей, поставленных по его пьесам, актеры отвечают автору взаимностью. И "Молодой Козерог для одиноких дев" в этом смысле не исключение.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать