Главная
>
Статьи
>
Опыты любви, Ален де Боттон.

Опыты любви, Ален де Боттон.

15.04.2005
0


Опыты любви

Сегодня я хочу рассказать вам о книжке, которую написал один двадцатитрехлетний парень. Книжка эта про то, как двое познакомились в самолете, стали встречаться (зевок), ходить в рестораны, музеи и за покупками (зевок), полюбили друг друга крепко и всем сердцем (зевок, почесывание), перезнакомились с родителями, понастроили планов (зевок), поехали в отпуск, потом она изменила ему с его коллегой по работе (зевок), и они расстались. Он, разумеется, страдал и думал о смерти, потом встретил другую и успокоился.

Книжку эту никто и никогда не напечатал, про автора никто не узнал, спасибо за внимание и до скорого.

Шучу, шучу.
Книжку эту напечатали сначала на одном, потом на другом и на третьем языках, ее автор прославился и заслужил прозвище «Монтень XX века». Думаете, издеваюсь? Ничуть.

А все потому, что изюм в этом батоне кроется совсем не в сюжете, на редкость банальном и скучном. Ну, чего хорошего можно ожидать от любовного романа, где он – практически Колька из соседнего двора, а она – самая что ни на есть Машка из квартиры напротив. Да что там, каждый из нас переживал такую же лавстори, - с бурным началом, муторной серединой и душераздирающим концом. Читай да кивай.

Но только из книги Алена де Боттона вы узнаете, что началом любовных отношений заправляет философия идеализма и фатализм, затем в дело вступает «марксизм», после – либерализм и скептицизм, а заканчивается все христианством и Фрейдом. При этом книга до предела структурирована, поделена на блоки «опыта» и «рефлексии» в лучших традициях Монтеня и оснащена графиками, схемами и уравнениями. Автор препарирует лягушечку любовных отношений, делит ее на верх, низ, право и лево, и наклеивает пронумерованные бумажки на лапки и спинку.

10. Поднимая реальную жизнь до уровня значимого символизма, мы приписывали времени изначально ему не свойственный повествовательный смысл. Мы с Хлоей мифологизировали нашу встречу в самолете, поместив ее в декорации с Афродитой и амурами – акт первый, сцена первая – самого классического и мифологического из нарративных жанров – любовного романа…

21. Следовательно, клич «марксиста» - это парадоксальное: «Игнорируй меня, и я буду тебя любить, не звони мне вовремя, и я поцелую тебя, не спи со мной, и я буду обожать тебя». Если переложить его на язык садоводства, марксизм – это комплекс, включающий в себя уверенность, что трава всегда зеленее по другую сторону забора… На самом деле траву более зеленой и желанной делает то обстоятельство, что она принадлежит соседу, что она не поражена я-вирусом…

14. … Мое представление о том, каким она хотела видеть любимого человека, напоминало тесный пиджак, а мое подлинное «я» - толстяка, так что вечер походил на попытку толстяка влезть в пиджак, который слишком узок для него. Это были отчаянные усилия втиснуть плоть в фабричное лекало, втянуть талию и задержать дыхание, только чтобы ткань не начала рваться. Не удивительно, что моя осанка не была такой непринужденной, как мне, возможно, хотелось. Как толстяк может непринужденно вести себя в пиджаке, который ему мал? Он так боится, что пиджак треснет по швам, - он вынужден сидеть смирно, почти не дыша и молясь о том, чтобы этот вечер закончился без катастрофы. Любовь превратила меня в инвалида.

С одной стороны, такой научный подход очень важен, полезен, актуален, животрепещущ и так далее. Но с другой – препарированной лягушке уже не стать сказочной Царевной – таинственной и прекрасной властительницей мира.

«Опыты любви» - своеобразная прививка реализмом, после которой у человека повышается устойчивость к разного рода терзаниям и романтическим бредням. Чего мучиться от одиночества и непонимания, когда вон про тебя целый трактат написали.

Отличная весенняя книжка, в общем.

Анна Андерсен

Книги для обзора предоставлены магазином «Буква»
• ул. Телевизорная, 1. Торговый квартал на Свободном. тел. (3912) 45-87-22.

Рекомендуем почитать