Главная
>
Статьи
>
За веер могут и убить

За веер могут и убить

26.05.2006
3

Новая премьера Красноярского театра им. Пушкина, несомненно, вызовет большой интерес у публики. Уже хотя бы потому, что главный герой двух спектаклей, объединенных общим названием «Инь и Ян» – модный персонаж, сыщик Эраст Петрович Фандорин.

Собственно, в театре и не скрывают коммерческой подоплеки этого проекта – из детектива раскрученного автора Бориса Акунина предполагалось сделать спектакль для легкого вечернего отдыха. Вся незамысловатая сюжетная интрига двух пьес крутится вокруг старинного восточного веера, который богатый польский коллекционер оставил в наследство своему племяннику. Раритетная вещица стоимостью в миллион рублей вызывает алчный интерес у остальных членов семейства, а также у их слуг и гостей – доктора и поверенного. Некоторым охота за веером будет стоить жизни… Два спектакля – две версии одного и того же преступления, с разными убийцами. Разобраться во всех этих смертоносных хитросплетениях и предстоит Фандорину.


«Инь и Ян»

Сюжет довольно заурядный, да и сама драматургия г-на Акунина не блещет оригинальностью. Однако работа молодого московского режиссера Дмитрия Петруня претендует на нечто более стильное и тонкое, нежели примитивное развлечение.

Его постановочной команде пришлось немало поломать голову над весьма серьезным затруднением – практически на одном и том же материале (отличие – лишь в нескольких сценах и финале) нужно было сделать два совершенно разных спектакля. В итоге первый получился сумрачным и зловещим – натуральная готика и в музыке, и в костюмах, и в световом оформлении. И даже в гриме: перед нами не люди, а какие-то злодейские маски. По сути, каждый из них может оказаться убийцей…


«Инь и Ян»

Вторая часть напоминает изящную фарфоровую статуэтку: легкая, оформленная нежными красками – такое ощущение, что вся атмосфера спектакля пронизана воздухом и светом. Восточный антураж еще больше усиливает это впечатление: повсюду яркие китайские колокольчики, на полу небольшой комнатный пруд, любимая племянница усопшего (Ольга Белоброва) и его служанка (Диана Крыжановская) – в светлых кимоно… Да и сами персонажи внешне приветливые и доброжелательные, страсти здесь бушуют внутри. Даже когда звучат выстрелы, трудно поверить, что кто-то из героев способен на убийство – нет, это, должно быть, некто посторонний! И тем неожиданнее развязка…


«Инь и Ян»

Несмотря на столь кардинальные различия в оформлении, художник Ольга Веревкина нашла весьма оригинальную общую деталь для обеих постановок: в «Инь и Ян» переход от одной сцены к другой происходит за счет перемещения огромных вееров. А музыка красноярского композитора Ирины Беловой как нельзя лучше соответствует каждому из спектаклей – от мрачной и местами яростной, энергичной в первом до нежной лирики во втором, сменяющейся страстным танго в финале. Все характеры в музыке выписаны до мелочей – только прислушайтесь! Те, кто хорошо знаком с творчеством автора, немало удивятся – настолько она здесь не похожа на саму себя, особенно в первом спектакле. И в этом, как говорит Ирина, немалая заслуга режиссера – Петрунь умеет очень внятно объяснить, чего он хочет.

Однако же, несмотря на общее благоприятное впечатление от постановки, одна ее важная составляющая пока что серьезно провисает. И эта слабая сторона – игра молодых актеров, едва вытягивающих идеи режиссера. Особенно невыразительно выглядят они рядом со своими более опытными коллегами. В подобных спектаклях артистам предоставляется уникальная возможность – сыграть один и тот же текст совершенно по-разному, показать два противоположных характера. Причем если в первом случае задана прямолинейность подачи, а сами образы во многом гротескны, что немало облегчает актерам их существование на сцене, то в другом режиссер выстраивает все гораздо сложнее – достоверности здесь можно добиться лишь за счет психологизма, глубинной внутренней игры.


«Инь и Ян»

Пока что с этим справляются только старшие артисты. Особенно хороша заслуженная артистка Елена Привалихина (Лидия Борецкая) – экзальтированная неврастеничка в первом образе и просто несчастная женщина во втором. В дуэте с ней весьма убедителен заслуженный артист Дагестана Валерий Милошенко (Станислав Борецкий), отличная работа у Артема Рудого (Степан Слюньков) – одно удовольствие наблюдать за внутренними метаниями его героя. Но, как ни крути, в центре зрительского внимания здесь, прежде всего, Фандорин (Денис Евневич) и счастливые наследники Инга Борецкая (Ольга Белоброва) и ее кузен Ян Борецкий (Владимир Скробан). А их игра пока что, к сожалению, оставляет желать лучшего…

Понятно, что во многом проблема в сжатых сроках сдачи спектаклей – две постановки были сделаны всего за пару месяцев. Евневич вообще чуть не потерял голос накануне премьеры, а во время ее показа так неудачно упал в одной из сцен, что с трудом доиграл до конца. Но дело не только во внешних обстоятельствах. У молодых «пушкинских» артистов элементарные проблемы с речью и другими азами их ремесла: то проглатывают слова, то тараторят, то откровенно передергивают с эмоциями, то ровны и невыразительны до скуки. В их передвижениях по сцене тоже еще заметна ученическая неуверенность – чего только стоят откровенно невразумительные сцены с боями! Видеть всю эту чехарду тем неприятнее, что потенциал у каждого весьма многообещающий, стоит посмотреть хотя бы их предыдущие работы в театре. А главные роли в «Инь и Ян» – очень серьезный аванс. Но пока что не более того.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать