Главная
>
Статьи
>
Болтаемся в космосе, копируем, но неудачно и шагаем в верном направлении

Болтаемся в космосе, копируем, но неудачно и шагаем в верном направлении

21.06.2006
1

Stereolab
«Fab Four Suture»
2006, Too Pure

Альбом номер десять, полёт нормальный – трудяги ретро-футуристической авангардной поп-музыки Stereolab по-прежнему витают где-то в своём собственном космосе, вместе с попискивающими спутниками и первыми собачками-космонавтами, вырезанными из научно-популярных журналов 60-х. В разноцветном калейдоскопе их музыки можно разглядеть солнечную психодеолическую попсу 60-х, совмещенную с гипнотическим пульсациями винтажного краут-рока в духе Neu и Faust и разбавленную космическими звуковыми эффектами, капелькой стерильного фанка и элегантной томностью, свойственной лучшим образцам босса-новы. Пожалуй, такую музыку вполне могли бы исполнять андроиды с белоснежной пластиковой кожей и идеально уложенными прическами, каких можно было легко встретить на борту звездолёта в каком-нибудь умилительном научно-фантастическом фильме. Этот курс Stereolab взяли еще лет 12 назад, на альбоме “Mars Audiac Quintet”, и с тех пор упорно движутся всё в том же направлении. Так что смотреть на “Fab Four Suture” можно двояко – либо как на еще одно подтверждение того, что Stereolab четко ухватили самую суть собственной формулы и продолжают ее разрабатывать, либо как на очередное повторение пройденного. Как это ни смешно, но и та, и та версия одинаково справедливы – так что решать судьбу этой пластинки поклонникам придётся каждому для себя.

 

Gary Numan
«Jagged»
2006, Metropolis

Некогда пионер, а ныне ветеран синти-поп движения Гэри Ньюман в своё время воспринял очень близко к сердцу тот факт, что многие индустриальные и готические команды, массово народившиеся на свет в конце 80-х, часто упоминали его в качестве идейного вдохновителя. Настолько близко, что сам решил переключиться на такой вот готический индастриал, что и проделал шесть лет назад на альбоме “Pure”. “Jagged” – первый альбом оригинального материала Ньюмана с тех времён, и на нём он продолжает работать всё в том же режиме, который можно было бы условно обозвать «меланхоличный Nine Inch Nails». Мрачные синтетические подложки ползут мурашками по коже, обработанные до неузнаваемости гитары жужжат, словно загадочные механизмы какого-то пугающего подземного комплекса, а голос Гэри парит над этим звуковым потоком не успокоившимся, но давно смирившимся с этим призраком. При всём уважении к артисту, отказывающемуся почивать на лаврах и неустанно ищущему новые звуковые формы выражения, монохромный кибернетический кошмар Гэри Ньюмана получается немного недоделанным. Тот факт, что основные артисты выбранного Ньюманом направления отстрелялись своими главными альбомами с десятилетие назад, заметно снижает потенциал “Jagged” – будь он записан в 1996 году, его всё равно было бы никак не поставить на одну полочку с “The Downward Spiral” Nine Inch Nails или “Antichrist Superstar” Мэрилина Мэнсона. Да и потом, негоже артисту-ветерану копировать звучание своих молодых, и к тому же не самых выдающихся последователей – зачем вступление альтернативной версии “Fold” звучит нота в ноту с заходом знаменитой композиции Filter “Hey Man Nice Shot”?

 

Korn
«Live & Rare»
2006, Epic

Дорогие фанаты группы Korn, сделавшие стойку на название этого диска – отбой. Если вы настоящие фанаты, то всё то богачество, что представлено на этом диске, у вас давно уже есть. Даже для меня, совсем не фаната, тут не было никаких сюрпризов. Этот сборник вообще отличается какой-то тотальной недоделанностью – для сборки раритетов на нём слишком мало настоящих редкостей, а для полноценной живой записи он слишком короткий. Ни два ни полтора, короче говоря. Более того, самая поздняя из представленных на этом альбоме запись была сделана два года назад, а концерт в клубе CBGB’s, семь треков с которого являются основным материалом этой пластинки, проходил в 2003 году. Объяснение всем этим странностям простое – контракт Korn с лейблом Epic истёк больше года назад, и теперь лейбл пытается срубить деньжат на оставшихся в его распоряжении записях группы. Из редкостей здесь – живая кавер-версия “Another Brick in the Wall” Pink Floyd, исполнение песни “One” с концерта “MTV Icon”, посвященного группе Metallica, песня “Proud” с саундтрека к фильму «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и дурацкая песенка “Earache My Eye”, бывшая скрытым треком на альбоме “Follow the Leader”. Из концертных записей особый интерес представляют две песенки с «Вудстока» образца 1999 года, “My Gift to You” и “A.D.I.D.A.S.” – правда, этот концерт целиком выпускали на видео, так что, повторюсь, у фанатов всё это уже должно быть.

 

Tractor Bowling
«Шаги по стеклу»
2006, Moroz records

Хотя Tractor Bowling и является одной из наиболее известных отечественных альтернативных команд, они в то же время принадлежат к, наверное, самому неприятному их классу – к тому, у кого практически в каждой песне отчетливо слышно творчество западных групп, на которых они ориентируются. Так, в заглавных «Шагах по стеклу» невозможно не услышать группу Evanescence, а в следующей за ней «Или любовь?» моментально узнается группа Slipknot, вплоть до открывающей песню барабанной сбивки. Порой копирование идолов доходит до совсем уж откровенного уровня – песня «Солгу» некоторыми своими местами напоминает не просто группу Soulfly, а вполне конкретную ее песню “Jump the Fuck Up”. Иногда группе всё же удаётся сколотить пару-тройку удачных вещей – весьма неплохи мрачные номера «В каждом из нас» и «Улица отчаяния», в середине которой есть отличный кусок, где голос вокалистки Лу исполняет сразу несколько различных партий, неплохо удалась и более спокойная и почти балладная вещица «Вас больше нет». В целом же Tractor Bowling отчаянно не хватает собственного голоса – играть мощно и громко они уже умеют, но привнести в эту мощь что-то уникальное и только своё силёнок пока не хватает.

 

Братья Грим
«Иллюзия»
2006, Мегалайнер

«Братья Грим», похоже, решили не тратить времени даром и быстренько сообразили второй альбом. Более того, не грех подумать, что они внимательно читали критиков (вроде меня), обвинявших их дебютный альбом в однообразии – многоплановость «Иллюзии» по сравнению с предыдущей пластинкой кажется едва ли не арт-роком. На альбоме тут и там всплывают дудки, «Кеды» начинаются с клавишного вступления, за которым вполне могла бы последовать песня Rammstein, а в завершающей «Ветер – зной» звучит соло не только на ударных, но и на вибрафоне. С песнями дело обстоит тоже получше – что «Орбиты», что «Дыхание» в разы лучше любой вещи на первом альбоме. Вообще при прослушивании «Иллюзии» возникает ощущение, что братья-близнецы Боря и Костя где-то тайком подключились к тому источнику мелодического вдохновения, что питал когда-то всю советскую эстраду в самом классическом ее воплощении. Вещи вроде «Амстердама» или «Пчелы» вполне могли бы исполнять кто-нибудь вроде «Весёлых ребят» (за вычетом вполне современных по духу текстов, разумеется), и это было бы вполне в тему. Порой «Братья Грим» даже вспоминают, что где-то в названии их музыки прячется словечко «рок», и дают этого самого рока – в неожиданно резкой секции в середине «Дыхания», в мощном припеве «Перепелицы». В общем, неожиданно сильная пластинка от коллектива, казавшегося дурацкой однодневкой. Где-то в будущем «Братьев Грим», похоже, ждёт по-настоящему мощный альбом. «Иллюзия» – ещё не он, но шаг в верном направлении.

Иванов-Ножиков

 

Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31

Рекомендуем почитать