Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Малый бизнес: элемент экономики

Малый бизнес: элемент экономики

23.09.2003
10

Малый бизнес: элемент экономики

В Конституции Российской Федерации четко определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Пожалуй, именно малый бизнес является той областью хозяйствования, где эти потенциальные способности можно реализовать в полной мере. Хотя данная сфера экономики не так проста, как кажется на первый взгляд. Существует множество «подводных камней», которые в значительной мере усложняют практическую деятельность частных предпринимателей. Попытка решить эти проблемы была предпринята на прошедшей на минувшей неделе региональной конференции «Стратегия успеха предпринимателей Красноярского края».


Малый бизнес

Этапы большого пути

Статистические данные свидетельствуют о том, что малое предпринимательство стало заметным явлением в экономике России. Сегодня к этой группе субъектов хозяйствования можно отнести более 850 тыс. предприятий с общей численностью работников до 6 млн. человек, а также около 5,8 млн. предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Если же учитывать занятых по совместительству (в том числе и по договорам гражданско-правового характера), а также бизнесменов, работающих без образования юридического лица, то получается, что в этой сфере экономике занято чуть менее 17,1 млн. человек. При этом их доля в валовом внутреннем продукте страны составляет более 12%.

Первые легальные субъекты малого бизнеса появились в России в середине 1987 года, после принятия Верховным Советом СССР закона «Об индивидуальной трудовой деятельности». Этот нормативный документ был своего рода компромиссом между государством, владеющим всей собственностью, и населением, желающим улучшить свое благосостояние с помощью частного предпринимательства.

Но компромиссный характер документа не позволял раскрыть в полной мере предпринимательский потенциал граждан. Поэтому через год принимается закон «О кооперации в СССР», который и оказал самое большое влияние на дальнейшее развитие всего отечественного бизнеса.

Благодаря этим нормативным актам в течение двух лет количество граждан, занимающихся индивидуально трудовой деятельностью, превысило 723 тысячи. При этом наиболее динамичной среди новых форм хозяйствования оказались кооперативы. Как известно, более 80% от их количества было образовано в рамках государственных предприятий и научно-исследовательских организаций. Для своих материнских структур, в условиях жесточайшего сырьевого дефицита, кооперативы стали основным альтернативным источником пополнения, как оборотных средств, так и необходимых производственных материалов.

Надо отметить, что условия для развития малого бизнеса в конце 80-х годов были весьма благоприятными. В стране существовало много свободных рыночных ниш. В банках можно было получить кредит на выгодных условиях. Не было недостатка в квалифицированных специалистах, так как они охотно уходили с низкооплачиваемых должностей на государственных предприятиях и т.д.

В начале 90-х годов частное предпринимательство получило новый импульс для развития. Правительство предоставило частному бизнесу налоговые льготы. Особенно успешным для этой сферы экономики оказался 1992 год. Именно тогда был установлен рекорд (рост 290%), как по количеству зарегистрированных предприятий (190 тысяч), так и по численности занятых на них работников.

Но с середины 90-х годов ситуация начала меняться в худшую сторону. Приостановился количественный и качественный рост малого бизнеса. Данный показатель уже не превышал 1% в год.

Кризис был вызван рядом факторов. Во-первых, резко сузились источники больших доходов. Во-вторых, началась концентрация и централизация капитала, где малому бизнесу отводилось незавидное место. В-третьих, у наиболее активной части населения исчерпались психологические ожидания широчайших финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

Августовский кризис 1998 года сильно уменьшил количество субъектов малого бизнеса. Многие из них разорились, потеряв оборотные средства в банках-банкротах, а также рынки сбыта своей продукции вследствие снижения покупательной способности населения. В результате общее количество работников, занятых в этой сфере экономики, сократилось на несколько сотен тысяч человек.

Начиная с 1999 года, государство вновь предпринимает определенные шаги по развитию этой сферы. Начала формироваться новая законодательная база, были приняты программы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. В результате спад сменился некоторым количественным ростом. Если в 1999 году общее количество субъектов малого предпринимательства составляло 5027 тыс. единиц (при количестве работников в 18,6 млн. человек), то в 2000 году – 5378 тыс.(18,7 млн.), 2001 году – 5602 тыс.(17,0 млн.), а в 2002 году – 5889 тыс.(16,9 млн.).

Надо отметить, что в отраслевой структуре представителям малого бизнеса была интересна в первую очередь непроизводственная сфера, а не реальный сектор экономики. Это подтверждают и статистические данные. Так, если в 1995 году в сфере торговли и общественного питания действовало 42,7% субъектов малого предпринимательства, то в 2003 году – 49,8%. Соответственно в строительстве это соотношение составило 16,6 и 14,4%, в промышленности - 14,6 и 15,3%, науке и научном обслуживании – 5,6 и 3,5%, транспорте – 2,1 и 2,2% и т.д. При этом средний срок их существования во всех отраслях составлял 5 лет, в том числе у 10% - до 1 года, 70% - до 5 лет, 20% - свыше 5 лет.

Зарубежный опыт

В большинстве европейских стран малое предпринимательство обеспечивает до 50-60% ВВП, а количество предприятий малого бизнеса превышает 70-80% от общего числа действующих предприятий. Кроме того, в этом секторе экономики, как правило, работает до двух третей трудоспособного населения.

Вообще в Западной Европе к малым предприятиям относят бизнес, где работает до 50 человек с максимальным годовым оборотом в 7 млн. евро, при максимальной величине балансовой стоимости активов в 5 млн. евро. Для таких предприятий практически во всех европейских странах применяется режим упрощенных и вмененных налогов, которые напрямую зависят от оборота налогоплательщика.

В США отсутствуют какие-то особые налоговые режимы для малого бизнеса. Однако в законах о подоходном налоге имеется ряд специальных положений, которые позволяют мелким предпринимателям упростить процедуру учета и отчетности, и, тем самым, стимулируют и облегчают привлечение инвестиций. Например, при годовой налогооблагаемой прибыли до 50 тыс. долларов, ставка налога составляет – 15%. Соответственно до 75 тыс. – 25%, до 10 млн. – 34%, а свыше 10 млн. – 35%.

Региональный аспект

Изначально развитие экономики Красноярского края проходило в рамках корпоративной концепции, основной упор в которой был сделан на развитие крупных предприятий. Малому бизнесу уделялось очень мало внимания. Но развитие рыночных отношений внесло свои коррективы. Ситуация стала меняться.

Не секрет, что малый бизнес для многих жителей региона оказался практически единственной возможностью получения каких-либо средств к существованию. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для развития всего предпринимательства в Красноярском крае. Это позволит не только снизить безработицу и улучшить условия жизни населения, но и увеличит доходную часть краевого бюджета.

Оценивая предпринимательский климат в крае, следует отметить, что его улучшение ограничено наличием ряда проблем. Это и несогласованность в действиях органов власти различных уровней, и отсутствие стартового капитала, и ограниченный доступ предпринимателей к финансовым ресурсам, и дефицит базовой коммерческой и иной сопутствующей информации.

С другой стороны, состояние малого бизнеса у нас, в общем, достаточно неплохое. Из 1557 тыс. экономически активного населения края в сфере частного предпринимательства трудится более 200 тысяч человек (17,9% от общего количества Сибирского федерального округа). В регионе зарегистрировано более 13,4 тыс. предприятий малого бизнеса (17,7% от общего количества в СФО) и 3975 крестьянских (фермерских) хозяйств (11,6%). В среднем ежегодно они выпускают продукцию и предоставляют услуги на 7-8 млрд. рублей.

Пора уже расставаться со стереотипом, дескать, предприниматель - это тот, кто торгует с лотка некачественным товаром. Не все понимают и то, что выгоднее вложить деньги в проект малого бизнеса, чем в предприятие федерального значения, так как мелкий предприниматель быстрее и с пользой для общества обернет вложенный капитал. Он быстрее получит прибыль и вернет кредит обратно и т.д. А еще необходимо понять, что пока отечественный малый бизнес не будет давать хотя бы половину ВВП, жизнь граждан России будет напрямую зависеть от сырьевого экспорта и от цен на газ и нефть.

Виктор Прохоров

Рекомендуем почитать