Главная
>
Статьи
>
С надеждой на счастье

С надеждой на счастье

14.04.2010
0

Пьесе Семена Злотникова «Пришел мужчина к женщине» уже больше тридцати лет, но, как показывает время, ее сюжет не утратил актуальности, а язык не кажется архаичным. Со спектакля по этой пьесе началась история московского театра «Школа современной пьесы». В Красноярске к драматургии Злотникова обратились актеры краевой драмы Наталья Горячева и Сергей Селеменев.

Селеменев поначалу выступил лишь как режиссер этой антрепризной постановки, а в паре с Горячевой играл Павел Семенихин (ныне актер Ачинского драмтеатра). Но их дуэт не случился. По сюжету к одинокой женщине Дине Федоровне приходит такой же одинокий немолодой мужчина Виктор Петрович. У обоих есть дети, но прежние семьи не сложились, оба обожглись на любовных неудачах. И хоть и хочется семейного тепла, воспринимают друг друга с некоторой настороженностью, недоверчиво. Очевиден и страх новых переживаний, и в то же время боязнь упустить возможное счастье. Но в дуэте Горячевой и Семенихина изначально было очевидно, что ничего у этих двоих не получится — слишком разные и слишком сильно в них какое-то подспудное неприятие друг друга. Причем за несколько сыгранных вместе спектаклей партнерство так и не возникло. А отсюда — полная предсказуемость финала, что в театре недопустимо.

Дуэт с Селеменевым — совсем другая история. Дуэль, которая неизвестно чем обернется. И будут ли в ней победители и побежденные?.. Поначалу перед публикой появляются сильная женщина и откровенно слабый мужчина. Она напирает, он тушуется — весь какой-то недотепистый и нерешительный, чем-то одновременно напоминает Женю Лукашина и Анатолия Новосельцева из рязановских трагикомедий. Но постепенно в игре Натальи Горячевой становится понятно, что и напористость ее Дины Федоровны — тоже от комплексов и неуверенности в себе. Слабая броня, которая с легкостью рушится, стоит ей только чуть-чуть поверить своему гостю. А для него ее внезапная открытость и нескрываемое желание опереться на сильное мужское плечо — тест на прочность. Готов ли он предложить ей это самое плечо? Или сам ищет в жизни сильную спутницу, женщину-лидера, которая взяла бы на себя ответственность за него и в то же время внешне признавала бы за ним превосходство? В исполнении Селеменева ответ на этот вопрос неизвестен до конца спектакля.

Думаю, именно благодаря такой трактовке пьеса Злотникова и по сей день привлекает внимание. Интересна реакция публики на спектакль — поиск точек соприкосновения между двумя одиночествами вызывает живой отклик как у женщин, так и у мужчин. В разборках героев — порой гротескных, а в некоторых сценах по-настоящему трагических — очень много узнаваемого, через такое прошла не одна пара. И хотя подспудно желаешь героям спектакля обрести понимание, в его возможность — не сценическую, а жизненную — верится с трудом. А верить все равно хочется...

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск», №14 (255)

Рекомендуем почитать