Главная
>
Статьи
>
Невеселая вдова

Невеселая вдова

10.11.2010
9

После многочисленных и по большому счету бесплодных экспериментов Красноярский музыкальный театр вернулся к классике. Первой премьерой нового сезона в нем стала «Веселая вдова» Ф. Легара в постановке Наталии Печерской. Казалось бы, есть чему порадоваться. Но, увы, годы профанации не прошли даром — классическая оперетта труппе музыкального театра стала не по плечу.

Замкнутый круг

Веселая вдоваХотя еще лет десять назад артисты (тогда еще театра музыкальной комедии) могли осилить любой материал — от опереточной классики до современного мюзикла и драматических спектаклей с музыкой. Как известно, жанр музыкальной комедии требует универсальных навыков. В идеале — петь как в опере, танцевать как в балете и играть как в драме. К сожалению, в Красноярском музыкальном театре таким универсализмом обладают очень немногие, и преимущественно это артисты старшего поколения. А главная проблема труппы, как в голос утверждают эксперты, — она непоющая, в ней почти не осталось солистов с сильными голосами. Стоило ли при таком раскладе браться за классическую оперетту, требующую оперного вокала?

Вопрос сложный и неоднозначный. Если исходить из нынешнего состояния труппы, то театр вообще надо закрывать и набирать актерский состав заново. Или строить его репертуар на чем-нибудь легковесно-эстрадном, с непременным использованием микрофонов (вот только какое отношение это будет иметь к театру?). Но, с другой стороны, на чем еще артистам расти, как не на классике? И как привлечь в театр сильных молодых вокалистов, если им не в чем будет петь? В «Веселую вдову» молодежь приглашать можно. И хочется надеяться, что новому художественному руководителю театра Вячеславу Цюпе удастся наконец разорвать этот замкнутый круг и пополнить труппу крепкими голосами.

Ни намека на любовь

А пока что состояние дел в театре и его новая премьера оставляют желать лучшего. Начать с того, что в Красноярском музыкальном театре нет солистки на главную роль — Ганны Главари. Хотя исполняют ее аж три артистки — Валентина Литвина, Мария Селиверстова и Светлана Колеватова. Но назначение Селиверстовой вообще недоразумение: как можно было ставить ее на роль Ганны после того, как она не справилась с другой классической партией — Сильвы, которую не вытягивает даже под микрофон? По вокальным данным на партию Ганны лучше всего подходит Колеватова. Но, к сожалению, только по вокальным — не может субретка в одночасье стать героиней, слишком простовата артистка для этой роли.

На что, впрочем, можно было бы закрыть глаза, ибо в версии Печерской Ганна не из знатной семьи (в свое время именно это помешало ее возлюбленному графу Данило Даниловичу на ней жениться). Гораздо сильнее огорчает другое: в дуэте Ганны-Колеватовой и Данило (Виктор Елизаров) нет и намека — ни на их прошлый роман, ни на вновь вспыхнувшие чувства. Слишком отчетливо видно, что каждый любит только себя. И такое ощущение, что, несмотря на уверения во взаимной любви, притягивает их друг к другу лишь одно: ей нужен его титул, ему — ее деньги. Мотивация допустимая, но... Слишком уж скучная. И к тому же противоречащая самому сюжету «Веселой вдовы», где в центре все-таки любовь, которая все побеждает.

Елизаров — новый солист театра, и у него есть все, чтобы стать ведущим героем. Строен, красив, обладает приятным и крепким вокалом, не лишен обаяния. Очень не хотелось бы, чтобы при таких многообещающих данных артиста поразила бацилла звездной болезни. Симптомы слишком уж тревожные...

Непарижская атмосфера

Еще одна из существенных проблем этой постановки — выбор либретто. Есть две версии «Веселой вдовы», и, как показало время, наибольшей популярностью и успехом пользуется та, где Ганна Главари знакомится с графом Данило уже по ее приезде в Париж. Зачем было брать другую, откровенно устаревшую версию, абсолютно непонятно.

В итоге спектакль у Наталии Печерской получился затянутым и тяжеловесным, с избыточно длинными диалогами. Мрачное готическое оформление, в котором решила постановку художник Виктория Харлахуп, только усугубляет это безрадостное настроение. А самое печальное, что из «Веселой вдовы» ушла легкомысленная атмосфера Парижа, которая так дорога графу Данило. Режиссер вообще почему-то убрала из спектакля сцену в излюбленном ресторанчике графа «Максим», куда он то и дело сбегает от светской фальши и занудства.

Есть здесь и другие невразумительные моменты. Например, знаменитую сцену, в которой баронесса Валентина Зета и ее воздыхатель Камилл прячутся на свидание в павильоне, режиссер «обогатила» балетным номером. И все бы ничего, но слишком уж комично, когда в павильоне скрываются невысокие вокалисты Ольга Сосновская и Владимир Куркин, а через несколько секунд из него выбегают (в таких же костюмах!) рослые балетные артисты Ольга Гаврилова и Олег Паршин. На репетициях в балете язвили, перефразируя слова Камилла: «О, вот волшебный павильон!..»

Единственное, что в спектакле порадовало по-настоящему, — дуэт Сосновской и Куркина. «Веселая вдова» сложна тем, что в ней две пары героев — Ганна и Данило и Валентина и Камилл. И вторая пара в этой постановке гораздо убедительнее — и вокально, и актерски. В искренности чувств Камилла к Валентине сомневаться уж точно не приходится.

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск» № 44 (285)

Рекомендуем почитать