Главная
>
Статьи
>
Трансформеры 3: Темная сторона Луны/ Transformers: Dark of the Moon

Трансформеры 3: Темная сторона Луны/ Transformers: Dark of the Moon

01.07.2011
66

Режиссер — Майкл Бэй
В ролях: Шайя ЛаБёф, Рози Хантингтон-Уайли, Джош Дюхамель, Фрэнсис МакДорманд, Джон Туртурро, Алан Тьюдик, Джон Малкович, Кен Чёнг, Кевин Данн
Продолжительность — 154 мин

Надо отдать Майклу Бэю должное — в рамках выбранной им эстетики он как минимум последователен. И это отлично работает против критиков — когда по результатам «Трансформеров 3: Тёмной стороны Луны» в голову в первую очередь лезут все те же вопросы, что уже обсуждались два раза подряд, чувствуешь себя несколько глупо; не заводить же, право слово, всю ту же самую песню и в третий раз.

Впрочем, нет — кое-чем «Тёмная сторона Луны» заметно отличается от своих предшественников. Если предыдущим «Трансформерам» ставить диагнозы было легче лёгкого — первые были клевыми, но смонтированными в несмотрибельную визуальную кашу, вторые были просто больны на всю голову во всех смыслах — то с новым фильмом дело обстоит немного интереснее. В смысле, он плох, само собой — но плох не просто, а этак по-михалковски затейливо.

Для начала в чисто техническом аспекте «Тёмная сторона Луны» — пожалуй, лучший из трёх фильмов. Бэй жаловался в интервью, что в 3-Д не помонтируешь так, как он привык — так что в «Тёмной стороне Луны» полно планов длиннее, о боги, десяти секунд. И даже при таком довольно стремительном ритме становится видно, что когда Бэй немного бьёт себя по рукам, то он может так, как никто больше. Например, где-то в середине есть сцена погони по шоссе — мощная, внятная, классная, берущая прямо за горло. И если бы Бэй мог выдержать весь фильм в таком ритме, это было бы ровно то, что нужно — могучее, стремительное, отлично выверенное летнее развлечение, громкое и с большими спецэффектами.

Увы, эта сцена — скорее, странное исключение в «Тёмной стороне Луны» (ладно, есть ещё почти кульминационный эпизод в падающем небоскребе, но как бы круто он не был сделан, когда небоскреб наклоняется, невозможно избавиться от мысли, что Бэй это кое-где подсмотрел). Все остальные два с половиной (два с половиной!) часа тут выполнены на несколько ином градусе накала. В первую очередь потому, что у «Тёмной стороны Луны» кошмарный, немыслимый, совершенно чудовищный сценарий.

Во-первых, у него жуткие проблемы со структурой. Говоря совсем грубо, первые полтора часа не происходит вообще ничего, потом целый час идёт сплошная металлическая бойня. Причём этот эффект «вообще ничего» в первые полтора часа достигается довольно удивительным приёмом. Не то чтобы главный герой подолгу смотрел в пустоту в пятиминутных планах — наоборот, разворачивается какая-то немыслимая суета.

В деле фигурируют: Луна, президент Кеннеди, президент Обама, русские космонавты, американские космонавты, Чернобыль (да, в произошедшем там тоже виноваты злые роботы из космоса, представьте себе), программисты-предатели, роботы-предатели, тайные операции на Ближнем Востоке, даже рэпер Серёга в саундтреке. Но весь этот кавардак вызывает только одно ощущение — что у тебя под ногами путается толпа непонятных склизких зверьков, которые не дают тебе сделать ни шагу. Какого-то интересного развития в этой истории практически нет, зато шума и суеты — сколько угодно.

Во-вторых, у него жуткая проблема с героями. Главный герой Сэм (ЛаБёф), некогда смешной невротичный юноша, что выглядело очень свежо в многомиллионном боевике со спецэффектами, здесь превращается, простите, в натурального мудака. То есть, подросток, выстраивающий свои отношения с первой машиной и первой девушкой — это одно, а безработный юноша, устраивающий своей красотке-девушке истерику из-за того, что у неё шикарная работа и шикарный босс — это совсем другое.

Впрочем, остальным героям везёт не больше. Сценарий «Тёмной стороны Луны» низводит их всех либо до чистых двигательных функций (как это случается с большинством здешних военных с автоматами; в финальной части их количество в осажденном роботами Чикаго к тому же начинает постоянно необъяснимо увеличиваться), либо до откровенных карикатур. Смотреть на то, как хороших артистов Туртурро, Малковича, Тьюдика и МакДорманд заставляют кривляться примерно как на детском утреннике, откровенно больно — и даже спасительная мысль о том, что за большой летний блокбастер им наверняка заплатили по неплохой сумме не приносит облегчения.

Возможно, для Бэя всё это — этакая бравада; мол, посмотрите, дорогие друзья, как бы плохо я не сделал, всё равно все придут и слопают, как миленькие. И ведь действительно слопают — «Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны» идут при традиционно полных залах, причем не только 3-д сеансы, и наверняка опять соберут все деньги мира. Что ж, как говорится, попутного ветра. Только после того, что делали эти два с половиной часа с моими глазами и моим мозгом, я, пожалуй, на «Трансформеров» больше ни ногой. Особенно если их снова отдадут Бэю — что, я уверен, непременно произойдёт.

Вердикт Кочерыжкина — не думал, что это возможно, но ещё хуже, чем во второй раз

Рекомендуем почитать