Главная
>
Статьи
>
Федоров и Волков: Когда сверкает наяву

Федоров и Волков: Когда сверкает наяву

12.03.2012
19


В один из праздничных весенних дней, 9 марта, в Малом зале Красноярской филармонии дали совместный концерт два легендарных российских музыканта – лидер «Аукцыона» Леонид Фёдоров и знаменитый авант-джазовый контрабасист Владимир Волков.

 За последние лет десять эти двое выпустили, не соврать, под дюжину совместных пластинок, выходящих практически как часы, по разу, а то и по два в год. Пластинок особенных, ни на что не похожих, имеющих очень мало аналогов даже и в прочем творчестве самих участников процесса. Чтобы внятно описывать то, что происходит на этих альбомах, придётся изобретать новые, несуществующие слова, точно так же, как и сами Федоров и Волков изобретают новые звуки. Шаманский фолк, чердачный минимализм, подспудные импровизации, кухонное экспериментаторство, подподушный трип-хоп – все это есть на пластинках Федорова и Волкова, и всем этим они далеко не исчерпываются. И в этом плане грядущее живое совместное выступление двоих музыкантов вызывало массу вопросов – каким же образом им всего вдвоём, в два инструмента, гитару и контрабас, удастся воспроизвести все эти удивительные звуки со своих совместных альбомов? Да ещё и сделать это на довольно обширной сцене Малого зала филармонии, на которой два человека запросто могут потеряться?

 Как выяснилось на практике, звезды 9 марта сошлись, видимо, единственно возможным правильным образом. Малый зал оказался практически идеальным пространством для встречи с живой ипостасью музыки Федорова и Волкова – дистанция, которая устанавливалась там в отношениях между залом и исполнителями (одновременно довольно интимная и в то же время чуть более формализованная, чем это получилось бы на клубной площадке) идеально подходила тем гипнотическим звуковым полотнам, что музыканты разворачивали перед слушателями. Да и живое звучание Федорова и Волкова давно больше обязано авангардистам, минималистам и импровизаторам, нежели рок-музыке – так что на академической сцене им было самое место. Инструментов на самом деле оказалось три – к гитаре Федорова и контрабасу Волкова довольно неожиданно, насколько я понял, присоединился рояль. И волковские три выхода за него (в первый раз он даже этак озабоченно попытался заглянуть под него, будто проверяя, что там у инструмента под днищем), в особенности невероятная версия песни «Тучи» и довольно нежданный под занавес концерта «Р.Э.П.», в котором живое исполнение вдруг открыло нешуточный и немного даже пугающий нерв, были абсолютными пиками двухчасовой программы исполнителей.

В два часа Федоров с Волковым сумели уложить около полутора дюжин песен  - при чем в их подборе никаких попыток заигрывать с публикой не было. Да, были несколько песен из репертуара «Аукцыона» - но были они в основном времён предпоследнего альбома «Девушки поют»; то есть, не то чтобы сплошь старые родные всем хиты. Самой старой композицией вообще были «Призраки» с совместного альбома «Аукцыона» с Алексеем Хвостенко. Но ощущения того, что публика пришла за лёгкой наживой, кстати, не было совершенно – люди встречали радостными аплодисментами узнавания именно песни с совместных альбомов Федорова и Волкова, вроде «Печали» или «Холодов». Под конец, когда они таки вышли после настойчивого вызова на бис, кто-то из задних рядов попросил сыграть «Сына» - согласитесь, чтобы просить на бис пятнадцатиминутный медитативный номер, нужно быть полностью готовым к тому, что тебе его могут исполнить. Музыканты, впрочем, предпочли сыграть «Зимы не будет». Возражать, кажется, никому не захотелось.

Сергей Мезенов,
фото Никиты Ларионова

P.S. Чтобы все знали – в городе Красноярске есть один человек, чьей настойчивости, напористости и мечтам о подобных событиях мы все обязаны тем, что этот концерт состоялся. И я хочу и здесь открыто сказать – Борис, ты молодец! Страна должна знать своих героев. Давайте все дружно скажем Боре спасибо за то, что с нами всеми 9 марта это произошло.

P.P.S. И жаль, что не исполнили «Под небом голубым»…

Рекомендуем почитать