Главная
>
Статьи
>
Топ 5: фильмы по сценарию Ивана Охлобыстина

Топ 5: фильмы по сценарию Ивана Охлобыстина

21.11.2012
21

Ивана Охлобыстина наш зритель любит – за безумный взгляд, за лихое грассирование, за то, что он практически в каждой своей роли (даже когда речь идёт об озвучивании героев мультфильмов) всё равно играет самого себя. Совсем скоро выходит «Соловей-разбойник», новая картина, где у Охлобыстина не только главная роль, но и должность сценариста – в связи с чем мы решили вспомнить несколько наиболее интересных его сценариев.

Арбитр

В этом удивительном фильме Охлобыстин един в трёх лицах – здесь он и сценарист, и исполнитель главной роли, и режиссер, впервые пробующий себя в полном метре. Его герой, молодой следователь прокуратуры на практике, ищет всесильного преступника по прозвищу «Арбитр», человека, восстанавливающего справедливость в преступном мире там, где это не получается у правоохранительных органов. Фильм 26-летнего Охлобыстина, который уже тогда обзавёлся исключительно индивидуальной манерой разговаривать, выглядит адски пижонским – как нечто среднее между «Городом Зеро» Шахназарова и среднестатистическим фильмом Дарио Ардженто. По-настоящему удивительная страница пост-советского кинематографа.

Урод

Первый, но далеко не последний опыт сотрудничества Охлобыстина с режиссером Романом Качановым, абсурдистская история титульного персонажа, который родился в калужском роддоме уже сформировавшимся тридцатилетним человеком, а затем приобрёл способность трансформироваться в каждого, с кем встречался, в том числе в героев прочитанных книг и увиденных фильмов. Многообещающую историю о человеке как пустом сосуде Охлобыстин с Качановым предпочитают рассказывать, как абсурдный анекдот – герой, которого, кстати, играет Никита Высоцкий, превращается то в графа Монте-Кристо, то в Шварценеггера после визита в видеосалон (совмещенный с качалкой – о, эти ранние девяностые!), и всё это довольно весело, но своей весёлостью, в общем-то, и исчерпывается. Впрочем, прекрасных абсурдных зарисовок хватает – ну, и издевательский финал немного оправдывает всю затею. Плюс главную женскую роль невозможно трогательно (в смысле, абсолютно ужасно) исполняет Джоанна Стингрей.

ДМБ

Главный, пожалуй, отечественный фильм про армию, переживший массу бесконечных продолжений и идеологически породивший столь же бесконечный сериал «Солдаты». Идеальный пример стопроцентно стреляющей сценарной работы – на тот момент, когда фильм появился, считалось вполне нормальным вести целые диалоги цитатами из «ДМБ», да и сейчас многие фразы по-прежнему ходят в крылатых (моя любимая – конечно, про суслика). Меж тем, если посмотреть трезвым взглядом, сценарий – лучшее, что есть в «ДМБ»; фильм довольно халтурно снят и деревянно разыгран. Но текст – текст несёт безжизненное тело фильма на руках все полтора часа прямо в кинематографическую вечность.

Даун Хаус

А вот и главный мемообразующий фильм авторства Охлобыстина, ещё в большей мере, чем «ДМБ» - хотя куда уж, казалось бы, больше. В вольной вариации на тему «Идиота» Достоевского Охлобыстин с давним соратником Качановым лихо прошлись и по русскому классику, и по новой российской современности. На фестивале «Литература и кино» в Гатчине в 2001 году фильму достался специальный приз с формулировкой «За беспрецедентное отношение к роману Ф.М. Достоевского «Идиот»» - вот уж действительно.

Праздник

Ещё один постоянный соратник Охлобыстина-сценариста – Гарик Сукачев; сценарии ко всем трём своим режиссерским работам Сукачев писал при помощи Охлобыстина. «Праздник» - средний их фильм, и самый, пожалуй, спокойный и классический; история двух дней из жизни простой русской деревни, в которой празднуют пятилетие дочери главного героя, а день рождения этот, так уж вышло, приходится на 22 июня 1941 года. Записной пересмешник Охлобыстин в «Празднике» предстаёт автором серьёзным и сдержанным – да и Сукачев, снявший до «Праздника» только исключительно модерновый «Кризис среднего возраста», оказывается режиссером подходящих эмоциональных настроек. Жаль только, что фильм был сделан в первой половине нулевых, в тяжелое время для российского кино, когда немногие картины, что были сняты, умудрялись добраться до своего зрителя. «Праздник» имеет смысл поискать – это хорошее кино.

Рекомендуем почитать