По пути Сингапура
16 апреля в завершающий день КЭФ-2021, в его красноярской студии прошла необычная дискуссия — эксперты обсуждали перспективы развития кинематографа в Сибири, его потенциальное влияние на экономику региона и актуальные проблемы, которые сегодня мешают развитию киноиндустрии в Красноярском крае.
В ходе дискуссии выступил один из зарубежных участников КЭФ — Гаррет Джонстон, мировой эксперт по маркетингу, директор компании Epihany, базирующейся в Дублине. Гаррет Джонстон в ходе прямого включения рассказал о том, как формируются экономические кластеры в принципе, и какой путь, по мнению, лучше подойдет для Сибири.
«В течении всей истории человечества успешный кластер всегда появляется только по одному из двух путей. Первый путь, характерный для Италии — когда кластеры формируются не как результат какого-то государственного приказа, а по естественным причинам. Например, мода развивалась в Италии несколько сотен лет, и характерные черты этого кластера сформировались скорее вопреки неорганизованности итальянского государства. Второй путь — его также называют „сингапурским путем“ или „азиатским путем“. Когда кластер создается по государственной воле и с какой-либо государственной стратегией», — сказал Гаррет Джонстон.
Иностранный эксперт отметил, что правительство Сингапура начало превращать страну в центр цифровых технологий Южной Азии еще в 70-ые годы, задолго до появления китайских IT-гигантов, доминирующих сегодня в экономике КНР. По мнению Гаррета Джонстона, Красноярску подойдет именно «азиатский путь» развития кластера киноиндустрии — в противном случае, придется ждать еще несколько десятилетий, пока в столице края сформируются необходимые предпосылки для появления местного кинематографа.
Для развития киноиндустрии в Красноярске необходимо создать стратегию мирового уровня, которая предоставит кинематографистам больше преимуществ, чем в других городах мира, считает эксперт. Самым сильным конкурентом и примером для подражания Гаррет Джонстон назвал Исландию, где при населении в 300 тысяч человек есть комплексная стратегия развития кинокластера, куда входят:
- Специальный налоговый режим для киноиндустрии;
- Университетские курсы по подготовке нужных работников;
- Сеть предприятий по обслуживанию киносъемок — поиску локаций, профессиональному освещению, съемок с вертолета и другое;
- Пакет услуг для зарубежных кинокоманд — быстрое оформление таможенных процедур, размещение в гостиницах, услуги переводчиков.
Гаррет Джонстон также отметил, что мировой уровень развития кинокластера необходим Красноярску даже для привлечения московских представителей кинобизнеса — ведь они, как и зарубежные коллеги, рассматривают все возможные варианты, и зарубежные страны все равно будут конкурентами для Сибири.
Что уже сделано
Генеральный директор КГБУК «Енисей кино» Ирина Белова в ходе мероприятия рассказала, что ее организация активно участвует в разработке проектных документаций и «дорожных карт» любых мероприятий и проектов, связанных с кинематографом в Красноярском крае. При этом она с радостью готова поддержать любые начиная по развитию киноиндустрии в Сибири — при этом, определенные положительные шаги предприняты уже сейчас.
«Мне очень близка идея, которую мы сегодня обсуждаем. Мне очень хотелось бы, что в нашем регионе родилось нечто подобное. Но хотелось бы озвучить несколько фактов: „Енисей кино“ при поддержке правительства Красноярского края и министерства культуры проводит международный фестиваль кинематографа „Герой“, который вырос из всероссийского формата в 2020 году, во время пандемии. Было сложно начинать проект, но в итоге в нем приняли участие 26 стран и 75 конкурсных фильмов для детей и подростков», — рассказала Ирина Белова.
Следующий фестиваль «Герой» пройдет в 2022 году. При этом, считает Ирина Белова, деловая программа, которая проходит во время подобных мероприятий имеет очень важную функцию — например, в 2020 году состоялся круглый стол, в котором приняли участие представители ведущих анимационных студий.
С 2016 года в Красноярском крае прорабатывается вопрос о создании кино-комиссии. При этом у «Енисей кино» на бумаге уже проработаны многие вопросы развития кинематографа в Красноярском крае — требуются лишь решения органов власти по воплощению идей в жизнь. Кроме того, отметила Белова, в регионе уже есть выдающиеся специалисты в сфере документального кино — и они уже могут получит грантовую поддержку до 3 млн рублей.
Плюсы системного подхода
Директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ Светлана Максимченко рассказала в ходе обсуждения, что нужно сделать Красноярскому краю в связке с правительством России, чтобы добиться создания отрасли кино.
«Сейчас мы совместно с индустрией и профессиональными ассоциациями разрабатываем проект развития отечественного кинематографа до 2030 года. Одно из направлений развития — это развитие региональной кинематографии. Мы понимаем, что кинопроизводство сосредоточено в большой степени в Москве и необходимо работать над децентрализацией производства. Уже сейчас успешные примеры и работающие кино-комисии», — рассказала Светлана Максимченко.
По словам эксперта, регионам необходимо задуматься о системном развитии кинематографии: начиная от образовательных программ и заканчивая привлечением российских и зарубежных проектов в регион. Важно даже элементарное информирование кинопроизводителей о своих преимуществах — например, уже сегодня все российские кинопродюсеры знают, что в Калининграде созданы очень комфортные условия для работы кинокоманд, но не знают о плюсах многих других регионов.
В ходе дискуссии эксперты пришли к выводу, что предпосылки к созданию кинокластера в Красноярске уже есть. Кластер в итоге может появиться благодаря совместному взаимодействию бизнес-сообщества, образовательной системы и власти. Кроме того, развитие цифровых технологий может привести к повышению требований в плане аутентичности видеоконтента — когда зритель будет обращать внимание на то, что фильм о Сибири должен сниматься именно в Сибири, а не в другом регионе РФ.
Фото: пресс-служба Красноярского экономического форума-2021