Законодательное Собрание Красноярского края собралось на завершающую в уходящем году сессию
С начала созыва депутаты Законодательного Собрания Красноярского края провели 18 заседаний, на которых было рассмотрено около 600 вопросов, принято 247 законов. Спикер краевого парламента Алексей Додатко отметил, что главным приоритетом остается качество принятых документов. Все законы отвечают на вызовы времени: принятие краевого бюджета, поддержка людей, пострадавших от пожаров, помощь участникам СВО и членам их семей и другие актуальные для края вопросы.
Также Алексей Додатко поделился впечатлениями от поездки делегации Красноярского края во главе с губернатором в Свердловск Луганской Народной Республики: «Вы знаете, что практически все субъекты РФ взяли шефство над городами, населенными пунктами в четырех новых регионах. Красноярский заключил соглашение о сотрудничестве с городом Свердловском и Свердловским районом Луганской Народной Республики. Сегодня главной задачей является восстановление жизни и быта, социальной инфраструктуры города и района, ремонт социальных и инфраструктурных объектов. В их список вошли два больницы, детский сад, восемь школ, в том числе спортивная, 40 многоквартирных домов».
Слова благодарности прозвучали в адрес депутата Законодательного Собрания Захара Енджиевского, руководителя предприятия «Стройтехмонтаж»: «Результаты труда красноярских строителей получили высокую оценку от жителей, а отремонтированные дома дают людям веру в то, что мирная жизнь налаживается».
Повестка текущего заседания включала 35 вопросов, среди которых информация начальника Красноярской железной дороги Алексея Туманина о результатах деятельности за 2022 год и перспективах развития железнодорожной отрасли на территории края.
Среди первых вопросов, которые обсуждали депутаты, был проект закона об институте общественных наставников несовершеннолетних. С их помощью планируется организовать профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Профилактической работой в крае охвачены почти 13 тысяч несовершеннолетних, из которых 8 383 проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении, 1 934 состоят на учете в ПДН из-за совершения правонарушений. Причем более половины из них (64 %) проживают в неполных семьях, с опекунами, попечителями, в приемных и патронатных семьях, в детских домах и интернатах.
Работа с такими детьми требует комплексного подхода и внимания как со стороны всех органов системы профилактики, так и со стороны семьи. Но и этого бывает недостаточно. В стране есть положительный опыт ряда субъектов Российской Федерации, учредивших институт общественных наставников несовершеннолетних.
После этого депутаты устранили несправедливость в отношении детей юга Эвенкии, которые ранее не имели возможности за счет программы «Дети Арктики» отдыхать на южных морях и курортах Кавказа. Теперь они смогут воспользоваться этой возможностью, наравне с теми, кто живет севернее.
Также депутаты обсудили в первом чтении новую систему наград. Сейчас в крае их всего 9: почетное звание «Почетный гражданин Красноярского края», почетные знаки «За вклад в развитие Красноярского края»; «Духовность и созидание»; «Милосердие и благотворительность» и «Материнская слава», знак отличия «За трудовые заслуги», а также юбилейные почетные знаки «80 лет Красноярскому краю»; «85 лет Красноярскому краю» и «200 лет образования Енисейской губернии». Кроме того, существуют три почетных краевых звания заслуженных работников Красноярского края: физической культуры и спорта; культуры; заслуженного педагога.
Новый закон унифицирует систему уже имеющихся наград, а также утверждает новые:
- знак отличия «За активную гражданскую позицию»;
- знак отличия «За заслуги в охране окружающей среды Красноярского края»;
- знак отличия «За вклад в развитие Арктики»;
- медаль «За вклад в развитие государственного и муниципального управления Красноярского края имени губернатора А.П. Степанова»;
- почетное звание "Заслуженный артист Красноярского края;
- почетное звание «Заслуженный педагог Красноярского края;
- почетное звание «Заслуженный работник агропромышленного комплекса Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный работник здравоохранения Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный работник культуры Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный работник лесной отрасли Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный работник образования Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный работник промышленности Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный работник связи и сферы информационных технологий Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный работник средств массовой информации Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный работник торговли и сферы услуг Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный работник транспорта Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный работник физической культуры и спорта Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный строитель Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный финансист Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный художник Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный экономист Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный энергетик Красноярского края»;
- почетное звание «Заслуженный юрист Красноярского края».
Вместе с присвоением звания законом назначается единовременное материальное вознаграждение в размере трех прожиточных минимумов.
В продолжение заседания народные избранники на полгода продлили полномочия муниципалитетов для поддержки погорельцев, чьи дома сгорели 7 мая, утвердили во втором чтении закон о запрете разрабатывать недра для иностранных компаний и обязали согласовывать с депутатами план по ликвидации вреда окружающей среде.
Одним из важных вопросов, обсуждавшихся на сессии, стал вопрос о создании в 2023 году в крае вытрезвителей. В соответствии с данным документом край принимает расходные обязательства с 1 января 2023 года, планируется открыть два вытрезвителя в Красноярске на 20 мест каждый, по одному в Норильске также на 20 мест и в Ачинске — на 10 мест. Передача полномочий указанным муниципалитетам в рассматриваемом проекте закона не предусмотрена.
Как отметил председатель комитета Илья Зайцев, вопросов к будущей работе вытрезвителей все еще немало. Но принимать закон, безусловно, необходимо. Субъект обязан взять на себя эти функции. Все дальнейшие вопросы можно урегулировать подзаконными актами. В ходе обсуждения депутаты высказали различные мнения. Елена Пензина отметила, что вытрезвители необходимы, но тщательной проработки требуют вопросы безопасности, в первую очередь для медицинских работников, оказывающих первую помощь. Ирина Иванова увидела потенциальную опасность в возможности ограничения прав людей — клиентов вытрезвителей.
После этого начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин представил депутатам результаты работы компании и рассказал о планах. На КЖД приходится 6 % общесетевой погрузки российских железных дорог — это 78,7 млн тонн в 2022 году. Основную долю грузов составляют уголь (67 %), нефть и нефтепродукты (7,6 %), руда (7,5 %), лес (2 %). В 2022 году объемы перевозимых грузов значительно выросли по сравнению с пандемийным 2021 годом, тогда они составляли 40, 6 млн тонн. Это при том, что из-за непростой геополитической обстановки и санкций объемы экспортных перевозок, в частности, в северо-западном направлении существенно сократились. Алексей Туманин отметил, что «РЖД» сегодня предлагают оптимальные логистические решения для обслуживания экспортно-импортных грузов. Растут перевозки пассажиров как в поездах дальнего следования (на 8,3 %), так и пригородного сообщения (на 3,6 %). Для расширения транспортного коридора проводится модернизация наиболее узкого места всего Восточного полигона — участка Артышта Междуреченск —Тайшет, построено свыше 190 км новых путей.
Важную роль КЖД играет и в социально-экономическом развитии самого края, ведь здесь трудится около 30 тысяч сотрудников. Среднемесячная заработная плата составляет 81 тысячу рублей (в 2021 году — более 68 тысяч рублей). В социальный пакет входят более 100 различных программ. В 2022 году корпоративная поддержка на улучшение жилищных условий работников составила 196 млн рублей. Алексей Туманин обрисовал перспективные направления развития. По-прежнему это строительство ветки до аэропорта с перспективой перевозки грузов от грузового хаба и обратно. Остается также задача по завершению кольца «Городской электрички». В минувшие выходные здесь был перевезен двухмиллионный пассажир, в часы пик ее загрузка составляет 100 %.
Депутаты задали руководитель Красноярской железной дороги много вопросов. Александр Новиков, Владимир Чернышенко и Алексей Кулеш интересовались передачей непрофильных объектов в собственность муниципалитетов.
Владислав Зырянов и Илья Зайцев рассказали о проблемах избирателей. Это отсутствие переезда в Минусинском районе у деревни Солдатово. Сельчане вынуждены были или нарушать правила, или ездить за 20 км. В Красноярске в районе улицы Свердловская планируется закрыть 4 переезда через железную дорогу, что создаст серьезные проблемы. Начальник КЖД пояснил, что губернатор края поставил задачу увеличить пассажиропоток в Дивногорск как перспективное туристическое направление. В связи с этим потребуется увеличение скорости, необходима реконструкция железнодорожного полотна, что приведет к перекрытию переходов. Выход из ситуации — строительство дороги-дублера улицы Свердловской. Илья Зайцев предложил синхронизировать действия власти и КЖД в решении этого вопроса.
Александра Бойченко, Николая Креминского и Юрия Захаринского интересовали вопросы перевозок. Два первых депутата как руководители крупных хозяйств говорили о перевозке зерна и продуктов сельхозпроизводства на экспорт — есть проблема с вагонами. По словам Юрия Захаринского, на складах, особенно в Богучанском и Кежемском районах, скопилось около 1 млн кубометров леса и лесоматериалов. Их реализация — это, в том числе и заработная плата работников лесной отрасли. Он предложил перевести лес в число приоритетов при перевозке экспортных грузов.
Также депутаты спрашивали о перспективах строительства отдельных участков. Так, Екатерина Уделько поинтересовалась сроками достройки дороги Карабула — Юрки. В настоящее время проект передан краевому учреждению «Центр транспортной логистики», проектно-сметная документация готова и проходит экспертизу. По словам Алексея Бойкова, до сих пор не решен вопрос железнодорожного сообщения с Красноярском для жителей Сосновоборска. Владимир Вахтель поднял вопрос о слишком коротком перроне на станции Курагино, из-за чего пассажиры испытывают неудобства. Артур Аветисян интересовался восстановлением автомобильных дорог, которые активно используются при реконструкции и строительстве железных дорог. По заверению начальника КЖД, есть план восстановления дорог по годам. Например, в районе Уяра работы на трассе запланированы на 2 квартал 2023 года, на это выделят около 206 млн рублей.
Евгений Петренко озвучил идею по созданию специального маршрута для школьников, где можно было бы рассказать об истории развития в крае железной дороги. Также свои предложения и замечания высказали Максим Маркерт, Сергей Сизоненко, Борис Мельниченко.
Информацию Красноярской железной дороги прокомментировал председатель комитета по экономике и налоговой политике Егор Васильев: «Российские железные дороги» — открытая социально ориентированная компания, на которую мы можем рассчитывать. Грузопоток на Восток и так увеличивался год от года, а теперь это стратегическая государственная задача, которая поставлена перед железной дорогой. Экспертные оценки показывают, что прирост грузоперевозок в порты Дальнего Востока составил только около 10%, а перевозки в европейском направлении упали на 30 %. 79 млн тонн, которые перевозятся сейчас, это то, что можно сделать, исходя из имеющихся возможностей. При этом в момент полной загрузки железной дороги идет мощнейшая модернизация, строятся еще пути, 46 млрд потрачено на это. Мы понимаем, что сейчас Восточный полигон переживает исторический момент, расширяется, чтобы выполнять функцию основных экспортных ворот России".