Седьмое заседание седьмой сессии Законодательного Собрания
26 июня состоялось седьмое заседание VI сессии Законодательного Собрания, завершающее парламентский сезон 2013—2014 года. Одним из первых депутаты заслушали доклад Уполномоченного по правам ребенка в крае «О соблюдении прав и законных интересов детей в Красноярском крае в 2013 году».
По итогам 2013 года к Уполномоченному по правам ребенка поступило 649 обращений. Это на 2,4% больше, чем в 2012 году. Больше всего жалоб (137) вызвано нарушениями прав на жилье, 117 связаны с правом жить и воспитываться в семье, 79 — с проблемами в получении образования, 73 — с установлением опеки, усыновления и восстановления родительских прав, 56 — с уклонением от алиментов, несвоевременной выплатой средств на содержание опекаемых детей, социальных пособий, пенсий, стипендий. На нарушение прав детей в образовательных учреждениях поступило 52 жалобы, 17 связаны с охраной здоровья и медицинской помощью. О том, что нарушаются права на гражданство и получение паспорта РФ, сигнализировали 14 человек. По поводу нарушений прав детей-инвалидов поступило 7 обращений.
Кроме того, люди шли к Уполномоченному с просьбой оказать содействие в получении бесплатного школьного питания, детских молочных смесей; привлечении к дисциплинарной ответственности специалистов различных ведомств и организаций за грубое отношение и невнимательность; оказании помощи детям, проживающим в неблагополучных семьях, а также занимающимся попрошайничеством и бродяжничеством; обеспечении энерго- и водоснабжением земельных участков, выделяемых многодетным семьям; приобретении для ребенка музыкального инструмента; урегулировании конфликтов между соседями из-за шумного поведения детей; установлении отцовства.
Уполномоченным и специалистами аппарата в прошлом году даны более тысячи телефонных консультаций, которые в большинстве своем относятся к разъяснению действующего законодательства.
В 2013 году по сравнению с 2011 годом на 25% уменьшилось количество взятых на учет несовершеннолетних, имеющих зависимость от алкоголя, на 57,9% — количество несовершеннолетних, употребляющих алкоголь с вредными для здоровья последствиями. За период с 2010 года в прошлом году впервые взят на учет один подросток с алкогольным психозом (в поселке Ванавара Эвенкийского муниципального района).
С диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя» в 2013 году зарегистрировано 19 подростков, из которых 14 проживают в Красноярске, по одному в Манском, Балахтинском, Емельяновском, Назаровском, Туруханском районах. В 2013 году в крае зарегистрировано 28 несовершеннолетних с диагнозом «Синдром зависимости от наркотических средств» (в Красноярске, Норильске, Лесосибирске, Саянском, Шарыповском районах).
Что касается положительных моментов, то в Красноярском крае в 2013 году введено 11 835 новых мест в детских садах. На эти цели было предусмотрено 3 млрд 634,8 млн рублей, в том числе средства краевого бюджета составили 2 млрд 201,6 млн рублей. Всего в 2013 году введены в эксплуатацию здания 16 детских садов на 2995 мест.
Сейчас в крае 24 265 детей в возрасте до 18 лет относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Это те, кто в силу своих психофизических особенностей не может учиться без создания специальных условий. Большинству детей с ограниченными возможностями здоровья образование предоставляется в условиях общеобразовательных организаций путем создания отдельных коррекционных классов и совместно с другими обучающимися, не имеющими особых образовательных потребностей. В 2013 году в крае так обучались 10 287 детей. В регионе функционирует 112 отдельных классов для детей с нарушением зрения, слуха, речи, задержкой психического развития, интеллекта, сложным множественным дефектом, аутизмом — там обучаются 5760 детей.
Центральной темой доклада стала деятельность органов опеки и попечительства, которые нередко злоупотребляют такой серьезной мерой воздействия, как лишение родительских прав. Есть возможность на 6 месяцев ограничить в родительских правах, дать человеку исправиться, но на практике превалирует именно лишение родительских прав. «Органы опеки третируют семью в Рыбинском районе, воспитывающую шестерых детей, — привела пример Ирина Мирошникова. — Дело дошло до попытки подросткового суицида. За год в крае своих прав лишены родители 1169 детей, а ведь это должно быть крайней мерой! В регионе необходимо создать единый центр принятия решений в области опеки и попечительства».
По итогам доклада Уполномоченного будет принято постановление Законодательного Собрания, в котором парламентарии детально обозначат ряд рекомендаций Правительству края и органам местного самоуправления по устранению нарушений прав детей и системному разрешению обозначенных проблем.
«Думаю, что ваши профессиональные знания, одухотворенные чисто человеческими качествами, женским сердцем, позволяют успешно справляться с этим тонким, но таким важным делом. Желаю вам дальнейших успехов», - поблагодарил Мирошникову Александр Усс.
Затем депутаты обсудили законопроект «О внесении изменений в отдельные законы края о социальных выплатах на погашение основного долга или процентной ставки по кредитам (займам), привлеченным гражданами на улучшение жилищных условий». Докладывал Юрий Данильченко, который сообщил, что он вместе с Николаем Глушковым в бытность последнего председателем комитета по здравоохранению и социальной политике является инициатором новеллы.
«Проектом закона предусмотрено сохранение права на получение социальной выплаты в полном объеме за получателями, которые по не зависящим от них причинам перестали быть работниками организации, финансируемой из краевого или местного бюджетов, — рассказал депутат. — К таким случаям предлагается отнести прекращение трудового договора по состоянию здоровья, а также изменение законодательства, в результате которого финансирование стало осуществляться за счет средств федерального бюджета».
Данильченко подчеркнул, что речь идет именно о независящих от воли людей причинах, по которым они перестали относиться к категории бюджетников. Например, это сокращение штата предприятия. Законопроект направлен на то, чтобы сохранить за работником те условия социальной выплаты, которые были ранее оговорены. Его принятие не повлечет дополнительных расходов краевого бюджета. Выплаты будут осуществляться за счет лимитов, предусмотренных в законе о краевом бюджете на 2014 год.
Председатель комитета по бюджету и экономической политике Андрей Самохин сообщил, что документ был рассмотрен на заседании комитета, перечень льготополучателей не расширяется, комитет рекомендует его к принятию в первом чтении. Сессия такое решение поддержала.
В первом чтении депутаты приняли изменения в одну из статей краевого Закона «Об административных правонарушениях».
Как доложил начальник Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю Евгений Вершинин, нужно запретить переход и проезд на переправах в неогражденных и неохраняемых местах, а также пробивание на переправах лунок для рыбной ловли и других целей. Но проблема в том, что в краевом Законе «Об административных правонарушениях» установлена ответственность за нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах только в части купания, а за нарушение требований мер безопасности при пользовании ледовыми переправами и переход по льду граждан под запрещающие знаки административная ответственность отсутствует.
По данным статистики, в 2012 году в крае произошло 8 случаев гибели людей и 6 случаев провала автотранспорта под лед, в прошлом году 6 человек погибли, и пять раз спасателям приходилось вытаскивать автомобили. В этом году в апреле проводилась спасательная операция на Абаканской протоке, где 35 человек вышли порыбачить на тонкий лед, произошел отрыв льдины, и 18 человек остались на ней. Их пришлось экстренно спасать.
Изменения в закон края по установлению административной ответственности призваны уменьшить число происшествий, связанных с гибелью людей на водных объектах вследствие несоблюдения мер безопасности. Пока сумма штрафа не определена. Этот вопрос планируется продумать ко второму чтению на заседании комитета по вопросам законности и защиты прав граждан.
Был рассмотрен вопрос и о внесении изменений в Закон края «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края». Председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Анатолия Матюшенко напомнил, что в крае разработана, утверждена и опубликована программа капитального ремонта, а также создан региональный оператор. Сейчас органами местного самоуправления ведется активная работа по формированию краткосрочных планов по реализации данного проекта в предусмотренном порядке. Данный порядок устанавливает сроки утверждения органами местного самоуправления краткосрочных планов, сроки предоставления этих планов в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края, а также их ежегодное утверждение. С учетом публично установленных критериев определения очередности включения домов, подлежащих капитальному ремонту, в краткосрочные планы возможно закрепление полномочий по установлению процедур подготовки и утверждения этих планов за правительством края.
Проектом закона также предлагается признать утратившим силу пункт соответствующего краевого закона, предусматривающий в качестве обязательного приложения к договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта описание состава общего имущества многоквартирного дома. При разработке региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также краткосрочных планов реализации региональной программы такая норма показала себя как избыточная, а ее исключение позволит не увеличивать расходы и, соответственно, дефицит краевого бюджета.
Члены профильного комитета и коллеги из исполнительной власти провели большую работу над изменениями в закон. Документ рассмотрен с учетом заключения экспертно-правового управления Законодательного Собрания. Сессия приняла законопроект в первом и втором чтении.
Также сессия рассмотрела два законопроекта, касающихся социальной поддержки семей с детьми. Внесение изменений в законы края «О защите прав ребенка» и «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» связано с изменением федерального законодательства. Внесены изменения в статьи, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению детей питанием без взимания платы. Проектом закона предлагается ввести и новую категорию детей, которые должны быть обеспечены питанием бесплатно. Это ребятишки из семей, находящихся в социально опасном положении, в которых родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей.
Сейчас эти дети не попадают ни под одну из указанных в законе категорий, вместе с тем они нуждаются в обеспечении питанием, поскольку их родители ведут асоциальный образ жизни и не обращаются в образовательную организацию в целях предоставления их детям питания без взимания платы. Теперь эту функцию смогут взять на себя сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних. Определены также полномочия Правительства края по установлению порядка исчисления величины среднедушевого дохода семьи для определения права на питание детей из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума.
Проектом закона «О внесении изменений в Закон края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению питанием детей, обучающихся в муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, без взимания платы» разработан механизм по исполнению этих полномочий и предусмотрены затраты не только на приготовление завтраков и обедов, но и сопутствующие расходы. Законопроекты приняты во втором чтении.
Депутаты согласовали создание краевого государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Красноярского края».
Докладчиком выступила исполняющая обязанности министра социальной политики края Галина Ковалева. Она сообщила, что центр соцвыплат предлагается создать в целях повышения эффективности управления краевыми финансами, сокращения расходов по администрированию. Министерство социальной политики провело мониторинг трудозатрат по осуществлению органами социальной защиты городов и районов края переданных полномочий по предоставлению мер соцподдержки отдельным категориям граждан. В итоге были выявлены возможные варианты повышения эффективности расходования денег налогоплательщиков, разработана технология оптимизации финансов, произведен расчет оптимальной численности работников отрасли с учетом сокращения дублирующих функций, осуществлен расчет затрат на создание и функционирование центра социальных выплат.
Как рассказала Галина Ковалева, основными функциями учреждения являются централизованное заключение договоров с организациями, предоставляющими услуги по доставке денежных средств их получателям; обеспечение своевременного и рационального использования средств краевого бюджета, направляемых на предоставление мер соцподдержки; разработка механизма экономии финансов; подготовка предложений по формированию расходов на реализацию 31 меры социальной поддержки и обеспечение ежемесячной доставки пособий 1,4 млн их получателей.
Планируется, что в результате создания центра поэтапно на сто человек сократится численность работников соцзащиты в городах и районах края и на пять сотрудников в министерстве соцполитики края. Экономия средств составит не менее 50 миллионов рублей. Работать в центре социальных выплат будут 35 человек.
Что касается затрат на функционирование центра, то ежегодно он будет обходиться краевой казне в 28 млн рублей. Разовые расходы, связанные с созданием учреждения, в этом году составят три миллиона рублей. При этом дополнительных расходов на центр в дефицитном бюджете чиновники искать не собираются, деньги планируется изыскать за счет оптимизации расходов по отрасли «Социальная политика».
Экспертно-правовое управление Законодательного Собрания внимательно изучило представленные министерством соцполитики документы и на основе этого подготовило справку. В ней, в частности, говорится, что «в случае создания учреждения экономия средств краевого бюджета может составить более 16 млн рублей. С учетом того, что полномочия центру будут передаваться поэтапно, в течение 2014 и 2015 года, то есть и сокращение численности работников органов социальной защиты населения городов и районов края тоже будет идти поэтапно, то в ближайшей перспективе заявленные показатели экономии средств краевого бюджета в связи с созданием центра не будут достигнуты».
Свое заключение составила и Счетная палата края. Аудиторы посчитали, что реально экономить деньги налогоплательщиков центр начнет лишь с 2016 года. Специалисты говорят и о том, что через центр следовало бы со временем начать проводить все 230 мер соцподдержки, которые есть в крае, а не только их часть. Это было бы целесообразно.
Кроме того, на сессии Законодательного Собрания с годовым отчетом о работе Правительства выступил и. о. первого заместителя губернатора — председателя Правительства края Виктор Томенко.
Он рассказал о результатах выполнения ведомственных и долгосрочных целевых программ, о проведенных мероприятиях и достижениях в различных отраслях. В частности, глава кабмина сообщил, что в 2013 году деятельность Правительства осуществлялась на основе реализации 52 долгосрочных и 20 ведомственных целевых программ. 2013 год стал завершающим для реализации ведомственных целевых программ. Бюджет текущего года и двух последующих сформирован уже на основе госпрограмм.
Виктор Томенко коротко рассказал о моментах, которыми запомнился 2013 год, и остановился на тех стратегических вопросах, над которыми работало Правительство края. «Мы живем в период значительных перемен в политической и социально-экономической сфере края, — отметил он в своем выступлении. — Многие вопросы и темы, которыми мы занимались, ждет серьезная перезагрузка».
Традиционно председатель правительства начал отчет с экономики. Он отметил, что в 2013 году продолжился интенсивный промышленный рост: «Четвертый год подряд мы завершили, на мой взгляд, с достойными показателями. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру на основные виды продукции, объем промышленного производства в крае вырос на 9%». В среднем по России этот показатель, напомнил Виктор Томенко, составил 100,4%, это совсем другая цифра.
Суммарно промышленное производство края превысило триллион рублей. Такой прирост обеспечил не только добывающий сектор, где рост составил почти 16%, но и энергетика, обрабатывающая промышленность. Заметно увеличилась добыча нефти и золота, прирост обеспечивали и наукоемкие предприятия.
Виктор Томенко остановился в докладе и на развитии других отраслей, отметив определенные успехи в сельскохозяйственном производстве в крае. Так, в 2013 году собрано 2,21 млн тонн зерна, что составило 123,9% относительно уровня 2012 года. Красноярский край занял по этому показателю шестнадцатое место среди субъектов Российской Федерации, а в Сибирском федеральном округе — четвертое. В 2013 году урожайность составила 21,5 ц/га, что выше средней урожайности по Сибирскому федеральному округу (15,9 ц/га) в 1,4 раза. Показатель урожайности зерновых в крае десятый год подряд является наивысшим среди регионов Сибирского федерального округа, чему способствует господдержка отрасли.
Томенко также отметил успехи края в строительстве. В отчетном году в крае было введено более миллиона квадратных метров жилья, что на 5,3 % превысило уровень 2012 года. Показатель обеспеченности жильем населения региона по итогам прошлого года превысил значение 2012 года и составил 23,2 кв. м на одного человека.
Еще одно достижение — снижение уровня безработицы до минимального показателя за последние 20 лет. Меры по содействию занятости населения способствовали снижению уровня зарегистрированной безработицы до 1,4% (в 2012-м было 1,6%).
«В целом, — отметил и. о. председателя правительства, — 2013 год был для края еще одним годом поступательного успешного развития».
В сфере образования в прошлом году был сделан заметный шаг в решении проблемы нехватки мест в детских садах. В итоге дополнительно было введено 11 835 мест — это в три раза больше, чем в 2012 году, продолжилась работа по строительству новых дошкольных учреждений, приобретению и возврату зданий детских садов, их ремонту и реконструкции.
В сфере здравоохранения и демографии наблюдаются неплохие результаты. По итогам 2013 года в крае коэффициент естественного прироста населения составил +1,7 (в 2012-м — +1,6). Снижение общей смертности за 2013 год по отношению к 2012 году составило 0,8%. Хорошему результату способствовали мероприятия по созданию трехуровневой системы оказания медицинской помощи больным по кардиологии, онкологии, травматологии, акушерству и гинекологии, неонтологии. В частности, открытие краевого перинатального центра в предыдущий период позволило к концу 2013 года создать условия для оказания современной высокотехнологичной медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным (в том числе родившимся недоношенными). В 2013 году продолжилась модернизация инфраструктуры учреждений здравоохранения Красноярского края в целом. В настоящее время завершен первый этап реконструкции краевого онкологического диспансера в Красноярске. Введены в эксплуатацию лечебно-диагностический, приемный, палатный корпуса.
В течение 2013 года различные меры социальной поддержки были предоставлены 1 миллиону 258 тыс. граждан, материальная помощь оказана более чем 300 тыс. граждан, при этом средний размер выплат составил 4,9 тыс. рублей. Особое внимание в последние годы уделяется вопросам социальной поддержки, реабилитации и социальной интеграции инвалидов в общество. В отчетном периоде продолжилась системная работа по формированию безбарьерной среды и обеспечению доступа инвалидов к информационным технологиям, транспортным услугам, социально значимым объектам.
Деятельность краевых государственных учреждений культурно-досугового типа была направлена на сохранение и развитие традиционной народной культуры, любительского художественного творчества, организацию культурно-социальных акций и праздников. В 2013 году проведено 1180 мероприятий, которые посетили 554,4 тыс. человек.
Завершая свой доклад, Виктор Томенко отдельно остановился на проблеме роста государственного долга края. В своем выступлении он попытался убедить депутатов в том, что крупные заимствования были оправданны и позволили краю двигаться вперед в развитии. За четыре года удалось реализовать множество проектов и программ. Например, построено 23 новых детских сада, строились и реконструировались дороги, школы, Большой концертный зал краевой филармонии, драматический театр и многие другие объекты.
Свое выступление и. о. председатель правительства закончил на оптимистичной ноте: «Анализ текущей ситуации показывает, что по итогам первого полугодия наши экономические показатели продолжают расти. Все это свидетельствует о том, что наша политика в области социально-экономического развития дает свои позитивные результаты, край по уровню инвестиционной привлекательности продолжает лидировать». Виктор Томенко призвал объединить усилия всех ветвей власти, чтобы край остался лидером, точкой роста на территории нашей страны. «Все наши трудности временные и носят объективный характер», — считает он.
После этого депутаты приступили к обсуждению отчета. Как и оговаривалось в начале сессии, Виктор Петрович первым делом рассказал о ситуации на рынке ГСМ в связи с аварией на Ачинском НПЗ.
По словам и. о. премьера, официальная информация о причинах происшествия опубликована во всех СМИ. В ночь на 16 июня на НПЗ возникла утечка газа из-за разгерметизации колонны. В результате этого произошел взрыв, унесший жизни восьмерых человек. 19 человек пострадали, при этом двое из них до сих пор находятся в реанимации в тяжелом состоянии. По факту ЧП возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение требований обеспечения безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».
«Решения, которые позволят предотвратить подобные случаи, будут приняты, — заверил и. о. председателя правительства. — «Роснефть» обещает восстановить производство в кратчайшие сроки и обеспечить занятость людей, временно оставшихся без работы. Всем семьям погибших и пострадавшим выплачены денежные компенсации. Из резервного фонда на эти цели было выделено порядка 10 млн рублей».
Что касается запасов топлива, то их достаточно для нужд региона. Кроме того, достигнута договоренность с другими НПЗ о поставках, которые смогут заместить потери ГСМ вследствие ачинской аварии. «Зная опыт взаимодействия с «Роснефтью», можно быть уверенными, что эти договоренности будут выполнены», — считает Виктор Томенко.
Также Виктор Томенко рассказал об обрушении конструкций на химкомбинате «Енисей», в результате которого погибли два человека и столько же были травмированы, о падении башенного крана в Красноярске, унесшем жизнь еще одного нашего земляка, и об аварии, связанной с крушением частного самолета, в котором один человек погиб и один получил травмы. По словам и. о. премьера, все произошедшие ЧП не связаны друг с другом. «Система реагирования на чрезвычайные ситуации в нашем крае поставлена оперативно, — сказал он. — Но эту работу мы будем совершенствовать».
Затем слово попросил председатель комитета по делам Севера и коренным малочисленным народам Анатолий Амосов. Он поднял вопрос о развитии малой авиации и спросил, что предпринимает исполнительная власть для его решения. Ответ последовал такой: программой развития малой авиации занимается специально созданная рабочая группа. Но уже ясно, что это стоит больших денег. Что же касается аэропортового хозяйства, то последовательно реализуется политика по передаче северных аэропортов в федеральную собственность.
Депутат Михаил Козлов поднял тему спада производства алкогольной продукции и заявил, что не в пример соседям в Кемеровской и Иркутской области наши предприятия находятся на грани банкротства. «Край потерял в этой отрасли 700 млн рублей. Мы будем заниматься этой статьей дохода?» — спросил он.
Парламентарий Валерий Исаев напомнил, что приближается заготовка кормов и в прошлом году крестьяне столкнулись с проблемой грузоперевозок, когда надзорные органы нещадно штрафовали за превышение допустимой массы транспортных средств на дорогах. Исаев попросил узнать, как этот вопрос решается на уровне Федерации. И.о. председателя правительства пообещал свое содействие.
Владислав Зырянов в качестве пожелания попросил Виктора Томенко не только обращать внимание на крупные производства, которые находятся на севере нашего региона, но и содействовать развитию малых предприятий на юге края.
Депутат Вера Оськина спросила, намеревается ли исполнительная власть в свете Универсиады-2019 развивать спорт в районах. Виктор Томенко сказал, что о создании каких-либо специальных спортивных центров речи сейчас не ведется. Политика исполнительной власти в этом направлении предусматривает комплексность. То есть построенный объект в районах должен использоваться не только как спортивный, но также как культурный и образовательный.
Депутат Александр Дьяков обратил внимание коллег на то, что во время отчета не прозвучало, сколько открыто новых предприятий в нашем регионе, сколько выпущено новых обеспечивающих специалистов, хотя, по мнению парламентария, в нынешней ситуации это очень важно знать. В ответ на этот тезис было сказано: акцент специально сделан на развитии крупных предприятий, поскольку прирост основных инвестиций, поступивших в 2013 году, обеспечен за счет них.
Затем слово взял депутат Борис Мельниченко. Он напомнил, что агропромышленный комплекс края имеет три источника финансирования: спрос населения, государственную компенсацию и банковские кредиты. Если первое не покрывает расходы, приходится обращаться ко второму, а если и второе не способно помочь крестьянам, то остается идти в банк. «Закредитованных предприятий в крае 95 процентов, — посетовал он. — Если ничего не произойдет, мы попадем в тупик, предприятия будут закрываться».
Виктор Петрович согласился, что АПК — это особое явление, но если не будет пределов поддержки аграрного сектора, тогда будет происходить конфликт с другими отраслями. «Сегодня не в сельских территориях края живет 75% населения, — сообщил Виктор Томенко. — В этом заключается сложность увеличения объемов господдержки. Понятно, что ситуация сложная. Мы будем решать вопросы, исходя из возможностей».
Сессия Законодательного Собрания рассмотрела в окончательном варианте проект закона «Об образовании в Красноярском крае». Основанием для разработки этого документа является вступление в силу с 1 сентября 2013 года аналогичного федерального акта, принятого в целях совершенствования системы образования в РФ. Концептуальное изменение федерального законодательства повлекло за собой и значительное изменение положений краевого закона «Об образовании». В связи с этим возникла необходимость в принятии нового законодательного акта Красноярского края, регулирующего правоотношения в сфере образования.
В процессе разработки проект закона претерпел значительные изменения: только ко второму чтению было внесено более тридцати поправок, а всего их было 109. Закон разграничивает полномочия органов государственной власти края в сфере образования, закрепляет гарантии реализации прав на образование, устанавливает основы финансового обеспечения в этой сфере. В проекте закона частично были сохранены положения действующего закона, определяющие основы краевой государственной политики в области образования, в частности, гарантии прав на образование, государственные программы развития образования. Новеллой законопроекта являются положения, регламентирующие инновационную деятельность в данной сфере.
К примеру, по аналогии с федеральным законом краевой законопроект предусматривает особенности получения образования отдельными категориями учащихся. В главу «Гарантии реализации прав на образование» законопроекта включены статьи, регулирующие получение образования обучающимися с ограниченными физическими возможностями и лицами, проявившими выдающиеся способности. Дошкольное образование теперь рассматривается как начальная ступень системы образования. Причем частные детские сады при наличии лицензии получили право на субсидирование из бюджета расходов на заработную плату, учебные пособия и игрушки. В целях предоставления обучающимся стипендий в сфере профессионального образования края законом предусмотрена отдельная статья, регламентирующая указанные вопросы. Законопроект принят во втором чтении и вступит в полную силу в начале нового учебного года.
Депутаты приняли закон «Об исполнении краевого бюджета за 2013 год» и резолюцию публичных слушаний по вопросу «Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2013 год».
Законопроект представил исполняющий министра финансов края Владимир Бахарь. Он рассказал об основных параметрах исполнения бюджета, о проблемах, вызванных изменением федерального законодательства, о достигнутых социально-экономических показателях. Подробно с информацией об исполнении краевого бюджета за 2013 год можно ознакомиться здесь.
В доработанной по итогам публичных слушаний резолюции «Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2013 год», в частности, рекомендовано правительству края совместно с Законодательным Собранием:
- осуществлять взаимодействие с федеральными органами власти, направленное на совершенствование межбюджетных отношений и получение дополнительных средств федерального бюджета на реализацию майских указов президента, возмещение «выпадающих» доходов и покрытие дополнительных расходов бюджета края, возникших в связи с изменением действующего законодательства на федеральном уровне;
- обеспечить повышение эффективности бюджетных инвестиций;
- направлять полученные сверхплановые доходы на погашение дефицита краевого бюджета, снижение заимствований и финансирование приоритетных направлений, определенных в установленном порядке.
Правительству края рекомендовано:
- обеспечить своевременную и качественную подготовку проекта краевого бюджета на 2015 год и плановый период 2016—2017 годов, исходя из реальных доходных источников и с учетом уточненных параметров прогноза социально-экономического развития Красноярского края;
- не допускать формирования краевого бюджета на очередной финансовый год и представления его в Законодательное Собрание для принятия в качестве закона края без своевременного установления соответствующих расходных обязательств;
- обратить внимание на необходимость повышения качества бюджетного планирования и эффективности бюджетных расходов;
- принимать действенные меры по своевременному и полному освоению средств, выделенных бюджету Красноярского края из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других источников;
- обеспечить реализацию плана мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Красноярского края, направленного на снижение темпов роста государственного долга;
- провести анализ инициативных расходов за счет средств краевого бюджета, на основании оценки рассмотреть возможность сокращения или отмены неэффективных расходов.
Кроме того, народные избранники приняли в двух чтениях законопроект «О внесении изменений в Закон края «О бюджетном процессе в Красноярском крае». В нем, в частности, говорится о списании безнадежной задолженности перед краем, утверждении перечня строек и объектов Правительством. Помимо прочего закон затрагивает вопрос формирования единой программы по увеличению доходных источников. Однако при этом отраслевые программы останутся — единая доходная программа будет создаваться на их базе. Как сообщил заместитель председателя комитета по бюджету и экономической политике Егор Васильев, законопроект, ряд положений которого устраивал не всех депутатов, претерпел к сессии существенные изменения. В откорректированном виде он одобрен парламентариями.