Заксобрание края обсудило актуальные вопросы в жизни края
В Законодательном Собрании края состоялось четвертое заседание VIII сессии, в котором приняли участие 47 депутатов. Поприветствовав коллег, спикер парламента Александр Усс предоставил возможность депутатам высказаться по актуальным вопросам, имеющим значение для жизни края. Первым попросил слово Анатолий Быков. Он напомнил о финансово-экономических сложностях, которые переживают жители Красноярья, и предложил обратиться к федеральному правительству по вопросу пересмотра налоговых отчислений в пользу регионов. Парламентарий также обозначил ряд других проблем, связанных с безработицей, некачественной питьевой водой, необходимостью развития производства. «Хватит заниматься политикой, которая ни к чему не привела, — сказал Быков. — Нам нужно консолидироваться, объединяться». После него выступил заместитель председателя комитета по делам села и агропромышленной политике Владислав Зырянов. Он сообщил, что с 1 апреля вступил в силу новый приказ Министерства транспорта России, который обязывает владельцев крупнотоннажной техники оборудовать свой транспорт тахографами (специальное устройство, предназначенное для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей). По словам депутата, аграриям края для исполнения этого требования необходимо, как минимум, свыше 230 млн рублей. Несмотря на то, что председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил исключить из неоднозначного приказа предприятия АПК, инспекторы ГИБДД штрафовать начали уже сегодня. «Прекрасно понимаю, что они исполняют новые требования, — сказал Зырянов. — Но есть просьба: дайте спокойно завершить посевную!» Позицию коллеги поддержал Сергей Рубцов.
Присутствующий на заседании губернатор Виктор Толоконский согласился с доводами депутата и поручил правительству региона подготовить обращение в федеральный центр.
Парламентарий Михаил Козлов затронул тему установки памятника генералу Александру Лебедю у крайвоенкомата. По словам народного избранника, к таким вопросам необходимо подходить взвешенно: нельзя, чтобы мемориал раскалывал общество на противников и сторонников. «Мне кажется, надо отложить принятие данного решения, — высказал свою позицию Козлов. — Возле железнодорожного вокзала самое место памятнику воинам-сибирякам, погибшим в Великую Отечественную войну. Именно отсюда отправлялись на Запад дивизии, которые остановили немцев под Москвой».
Также перед коллегами выступили депутаты Артем Черных (по вопросу утилизации шлаковых отходов ТГК), Павел Черепанов (по разработке программы развития устойчивого развития села до 2017 года), Петр Медведев (по теме задержания депутата Маганского сельсовета) и ряд других.
Затем сессия приступила к заслушиванию доклада Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае Семена Пальчина «О проблемах реализации конституционных прав и свобод коренных малочисленных народов на территории Красноярского края в 2014 году». Он выделил характерные проблемы в сфере соблюдения прав коренных малочисленных народов Севера в Красноярском крае и показал, что основные нарушения прав граждан этой категории находятся в сферах: ограниченного доступа, а в некоторых случаях и невозможности получения качественных государственных и муниципальных услуг; природопользования, связанного с доступом к рыбопромысловым, охотничьим угодьям и оленьим пастбищам; образования территорий традиционного природопользования; возмещения убытков от хозяйственной деятельности недропользователей; невозможности документально подтвердить свою национальную принадлежность.
В общей сложности Уполномоченному в 2014 году поступило 67 жалоб и обращений. Впервые за последние годы их число снизилось, и значительно. Для сравнения: в 2013 году было зарегистрировано 122 обращения. В докладе отмечена работа муниципальных властей Таймыра, откуда стало поступать на треть меньше обращений от жителей.
Особого внимания заслуживают коллективные обращения в адрес Уполномоченного. К примеру, под одной из жалоб подписались 88 человек. Речь идет о недоступности услуг, оказываемых УФМС, для жителей отдаленных поселков в Таймырском муниципальном районе. Также имеется коллективное обращение тружеников сельскохозяйственного производственного оленеводческого кооператива «Яра-Танама» по вопросу создания территории традиционного природопользования.
Темы коллективных жалоб одновременно и самые распространенные. Более чем в 70 процентах обращений поднимаются вопросы природопользования и доступа к рыбопромысловым, охотничьим угодьям и оленьим пастбищам, 20 процентов обращений связаны с невозможностью получения качественных муниципальных и государственных услуг.
«В условиях внедрения в законодательство РФ принципов платности за пользование земельными, биологическими ресурсами на конкурсной и аукционной основе не учитываются законные права и интересы коренных малочисленных народов, что сводит на нет принимаемые в последние годы меры социального и экономического характера. И как следствие, положение коренных малочисленных народов продолжает ухудшаться», — констатировал Пальчин.
По словам уполномоченного, необходимо внести изменения в Земельный кодекс РФ, которые бы позволяли предоставлять земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Он отметил, что не выстроена эффективная система управления северными территориями, не решаются проблемы правового регулирования особого статуса административно-территориальных единиц, образованных в границах бывших автономных округов.
Одним из существенных недостатков сложившейся на местах системы власти Семен Пальчин назвал игнорирование мнения коренных народов, что влияет на их жизненный уровень. Выступающий отметил, что правительством края неоправданно затянуты разработка и принятие программы, посвященной развитию северного домашнего оленеводства. Он также сделал акцент на том, что в крае отсутствует четко и ясно сформулированная рыболовная, рыборазводная политика, нет рыбной отрасли как таковой, несмотря на то, что ресурсы северного рыболовства велики. И оленеводство, и добыча рыбы — это традиционные промыслы, которые позволили бы обеспечить занятость коренного населения.
В докладе были затронуты и проблемы взаимоотношений с крупными недропользователями, которые получают миллиардные прибыли, а местное население по-прежнему живет в ветхом жилье и с завистью смотрит на жителей Ямала и Якутии, где сложилась иная практика взаимодействия с финансово-промышленными группами.
Депутат Владислав Зырянов заострил внимание коллег на деятельности крупнейших финансово-промышленных групп, осваивающих природные богатства края: «Я хотел бы услышать, как они взаимодействуют с коренными народами Севера, сколько школ построено, сколько снегоходов куплено, сколько детей вывезено на юг отдыхать и так далее» — и предложил отразить эту проблему в постановлении по докладу Уполномоченного.
Валерий Сергиенко поинтересовался, не пора ли вернуться к особому статусу северных территорий и принять соответствующий закон, и предложил вновь сделать эти территории округами. Необходимость принятия подобного закона затрагивали в своих выступлениях председатель профильного комитета Анатолий Амосов и депутат Николай Фокин.
На многие вопросы депутатов ответил в своем выступлении губернатор: «Безусловно, мы обсуждаем сущностные, жизненно важные вопросы и в целом развитие северных территорий края, жизни коренных малочисленных народов Севера. Первое: нам действительно нужен закон края об особых подходах к развитию наших национальных районов — Таймыра и Эвенкии. Проект такого закона в основном сформирован. Этим активно занимался комитет, который возглавляет Алексей Клешко, этим занимается Юрий Захаринский со своими коллегами. И я думаю, что мы должны к первому чтению этот закон точно сформатировать. Он должен отразить позицию органов власти края: к этим районам мы должны подходить по-особому — по функционированию органов государственной власти — и федеральных, и краевых на этой территории; по особому режиму землепользования и пользования биологическими природными ресурсами и по особому бюджетному финансированию развития социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Все тут решаемо, на мой взгляд, и этим сейчас нужно более акцентированно заняться. Больше мы ждать не можем». По результатам обсуждения доклада за основу принят проект постановления, в который войдут и предложения депутатов, прозвучавшие на сессии.
Правительству края рекомендовано разработать до 1 июня 2015 года план мероприятий по реализации прав коренных малочисленных народов на территории края с учетом проблем, указанных в докладе Уполномоченного, а также сформировать рыбопромысловые и охотопромысловые участки для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов с учетом мнения их уполномоченных представителей; разработать подпрограмму краевой госпрограммы «Развитие здравоохранения», направленную на обеспечение доступности медицинской помощи для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, где, в частности, предусмотреть строительство модульных зданий медицинских организаций в поселениях, расположенных в местах традиционного проживания КМН, и организацию комплексных медицинских обследований для кочующих оленеводов, охотников и рыбаков.
В постановлении рекомендовано разработать подпрограмму занятости лиц, относящихся к КМН Севера, в рамках государственной программы Красноярского края «Содействие занятости населения»; разработать подпрограмму развития северного оленеводства в рамках госпрограммы «Создание условий для сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края и защиты их исконной среды обитания» на 2014—2016 годы. В постановлении также предложено обратить внимание правительства на необходимость реагирования на рекомендации Законодательного Собрания по вопросам организации рыбопромысловых участков и территорий традиционного природопользования.
Депутат Петр Медведев в своем выступлении предложил через полгода заслушать, как исполняется постановление по докладу Уполномоченного. Его поддержал депутат Олег Пащенко, предложив предварять доклад информацией о том, что сделано по предыдущему ежегодному докладу.
На сессии депутаты приняли во втором чтении законопроект о льготном провозе багажа гражданами при их переезде из районов Крайнего Севера. Напомним, что законопроект направлен на приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Согласно новой редакции Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, выплачивается получателям трудовых пенсий или пенсий по государственному пенсионному обеспечению и инвалидам, а также членам их семей за счет средств межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда РФ. Проект признает утратившими силу положения отдельных законов края, регулирующих предоставление указанной компенсации за счет средств краевого бюджета. Кроме того, прекратит действовать и закон края о компенсации провоза багажа пенсионерам и инвалидам, переезжающим с Крайнего Севера на новое место жительства.
Депутаты при обсуждении законопроекта посчитали необходимым убедиться в том, что он не ухудшит положения северян, пользовавшихся ранее льготами при переезде на Большую землю. В результате доработки первоначальное название документа «О внесении изменений в отдельные законы края и признании утратившим силу Закона края «О компенсации стоимости провоза багажа к новому месту жительства неработающим пенсионерам по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» ко второму чтению было изменено. Его новое наименование — «О внесении изменений в отдельные законы края в сфере обеспечения социальных гарантий граждан, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
По инициативе председателя профильного комитета Анатолия Амосова, его заместителя Валерия Вэнго, депутатов Николая Фокина и Людмилы Магомедовой в законопроект ко второму чтению внесены существенные поправки, учитывающие пожелания северян, с которыми они обращались к народным избранникам.
В территориях Крайнего Севера (за исключением Таймыра) компенсация начисляется исходя из стоимости провоза багажа из расчета не более 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше железнодорожных тарифов. Но в настоящее время Российские железные дороги не перевозят пятитонные контейнеры и не предоставляют информацию о стоимости их перевозки, что затрудняет либо делает невозможным получение компенсации. Поправки депутатов вносят изменения в механизм расчета компенсации. Он дополнен возможностью расчета по выбору заявителя — исходя из стоимости провоза 200 кг груза на семью авиатранспортом или почтовым отправлением.
Кроме того, сессия рассмотрела в первом чтении законопроект «Об условиях предоставления государственной поддержки за счет средств краевого бюджета». Об основных положениях документа рассказал председатель комитета по бюджету и экономической политике Андрей Самохин. По его словам, цель документа — усилить государственный контроль и создать прозрачный механизм в отношении государственной поддержки хозяйствующих субъектов. Также основанием для подготовки законопроекта послужили заявления о деофшоризации российской экономики, которые прозвучали в посланиях Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию.
Проектом закона предусмотрены условия предоставления поддержки из краевого бюджета, ее запрет в отношении компаний, зарегистрированных в государствах и территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения либо не предусматривающих операций, перечень которых утверждается Министерством финансов РФ, а также организаций, учредители, собственники которых зарегистрированы в офшорных зонах. Для органов исполнительной власти края устанавливается обязанность размещать на своих официальных сайтах информацию о получателях государственной поддержки, объемах и основаниях ее предоставления, а также о возврате средств.
«Законопроект был рассмотрен на заседании комитета, где было принято решение вынести его на сессию, — сообщил Андрей Николаевич. — Со стороны экспертно-правового управления Законодательного Собрания и Счетной палаты есть замечания по тексту, но концептуально он готов».
Не все парламентарии согласились с новой инициативой. Так, председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Валерий Сергиенко высказал нарекания к статье 6 законопроекта. По словам депутата, в условиях рыночной экономики нельзя требовать от предприятий сохранения общей численности рабочих. «Актуальности в этом законопроекте нет никакой, дыры законодательства он не латает, — заявил Сергиенко.— Все правоотношения по предоставлению государственной поддержки урегулированы в действующем нормативном поле. Считаю, что этот документ продиктован популистскими соображениями и попытками еще более ухудшить условия получения предпринимателями господдержки. Перед малым бизнесом, производителями появятся дополнительные барьеры».
Свою позицию обозначил и другой депутат-аграрий — директор ЗАО «Назаровское» Валерий Исаев: «Сфера действия этого закона — «отношения по предоставлению всех видов господдержки хозяйствующим субъектам, осуществляемым за счет средств краевого бюджета, включая предоставление субсидии для компенсации части затрат, связанной с производством и реализацией товаров и услуг». Вместе с тем 80% предприятий АПК края закредитовано! Вы же видите, какая на сегодняшний день стоимость энергоносителей и минеральных удобрений. Законопроект не соответствует федеральному законодательству, поскольку он закладывает другие условия предоставления поддержки. В таком виде его принимать нельзя!» Коллегу поддержал заместитель председателя комитета по делам села и агропромышленной политике Владислав Зырянов: «Идея открытости правильная, но в таком виде закон принимать нельзя. Если говорить об инвесторах, то ни один из них не придет, если будут такие условия. Идея вроде бы правильная, но благими намерениями известно куда дорога вымощена».
Андрей Самохин обратил внимание коллег на статью 7 законопроекта, в которой говорится, что должен быть подписан договор между получателем господдержки и ее плательщиком. В этом договоре, по словам Андрея Николаевича, можно предусмотреть все спорные моменты. «И если поддержка оказывалась с целью сохранения рабочих мест, а предприятие пренебрегло этим условием, тогда справедливо будет отказать ему, — сказал депутат. — Считаю, что эти вопросы могут решаться на договорной основе».
Председатель комитета по экологии и природным ресурсам Александр Симановский сообщил, что спорная формулировка об обязательном сохранении рабочих мест была взята из условий предоставления господдержки предприятий лесной отрасли в 2008 году. И лесозаготовители вполне смогли работать по тем правилам. «Законопроект антикоррупционный, он говорит об общих условиях получения субсидий, и считаю, что концептуально он может быть принят», — считает Александр Алексеевич.
Вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко заявил, что авторы законопроекта основными его положениями считают следующие. Во-первых, необходимость создания общих условий для всех хозяйствующих субъектов, претендующих на предоставление господдержки. Во-вторых, максимальная открытость и прозрачность тех, кто получает господдержку. В-третьих, недопущение к участию в господдержке офшорных компаний.
По итогам голосования дискуссионный законопроект «Об условиях предоставления государственной поддержки за счет средств краевого бюджета» был принят в первом чтении минимальным большинством голосов. Ко второму чтению авторы документа пообещали основательно его доработать и пригласили к участию в этом процессе всех заинтересованных депутатов.
Сегодня на сессии принято постановление Законодательного Собрания края к губернатору и главе Красноярска, в котором предлагается в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне разработать с участием широкой общественности и утвердить правовыми актами основные положения (концепцию) государственной политики Красноярского края в сфере истории, краеведения и культурного наследия, а также среднесрочный план конкретных мероприятий по ее реализации. Необходимо также определить задачи в этой сфере в каждом муниципальном образовании, в том числе в Красноярске — административно-политическом центре Красноярского края. Необходимо увековечить основные этапы исторического пути Енисейской губернии и Красноярского края, а также память о выдающихся жителях края, внесших существенный вклад в его развитие.
«В качестве одного из первоочередных шагов предлагаем у железнодорожного вокзала станции «Красноярск» и сборного пункта краевого военного комиссариата установить мемориал Памяти в честь воинов-сибиряков, отправлявшихся исполнять воинский долг. Именно отсюда уже на третий день Великой Отечественной войны отправлялись эшелоны с сибиряками-добровольцами, подлинными защитниками Отечества, многие из которых уже больше никогда не вернулись к своим семьям, став жертвами и героями кровопролитной войны. Отсюда отправлялись исполнять свой воинский долг в «горячие точки» тысячи призывников и военнослужащих — жителей нашего края. Мемориал должен стать символом мужества и долга защитников Отечества, но также отдать дань уважения их семьям. Искренняя и честная работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в сфере истории, краеведения и культурного наследия способна сплотить, консолидировать наше общество. Истоки уверенности в будущем — это достойное сохранение исторической памяти нации»», - говорится в обращении.
Сессия не поддержала инициативу по внесению в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Докладывал по этому вопросу автор документа — заместитель председателя комитета по бюджету и экономической политике Егор Васильев. Он пояснил, что цель законопроекта — упорядочить систему технического осмотра самоходных транспортных средств (ТС) на территории нашей страны и повысить собираемость сборов, уплачиваемых в региональные бюджеты. Для данной категории ТС действует несколько иной регламент, нежели для автомобилей, грузовиков, автобусов и прочих машин. Заключается он в том, что законодательно владельцы самоходных ТС сначала оформляют полис ОСАГО и только затем проходят техосмотр. Поскольку штрафные санкции налагаются не за отсутствие талона ТО, а за отсутствие полиса ОСАГО, многие граждане считают возможным обойти процедуру технического освидетельствования машин. С одной стороны, это угрожает безопасности, а с другой — приводит к снижению поступлений в краевой бюджет. Со слов Васильева, регламент можно сделать такой же, как и для автомобильного транспорта. Это принесет 10 млн рублей в краевой бюджет.
«Инициатива поддержана нашими соседями, Координационным советом ассоциации «Сибирское соглашение», и членами комитета по бюджету и экономической политике», — сообщил Егор Васильев.
По итогам голосования только 20 парламентариев проголосовали за поддержку федеральной инициативы, 14 — против, 6 воздержались.
Затем на сессии рассмотрен проект постановления Законодательного Собрания о ходе подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года. Напомним, что на мартовской сессии депутаты заслушали и обсудили доклады первого заместителя Губернатора края — председателя правительства края Виктора Томенко и главы Красноярска Эдхама Акбулатова по этому вопросу. В постановлении предлагается признать работу правительства и АНО «Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске» на подготовительном этапе удовлетворительной.
Парламентарии внесли в постановление ряд предложений губернатору и правительству края. Так, губернатору предлагается определить должностное лицо из числа членов правительства края, персонально ответственное за подготовку к проведению Универсиады. Правительству рекомендуется рассмотреть вопрос о разработке проекта краевого закона о подготовке к проведению Универсиады. В целях создания в Дивногорске центра спортивной подготовки по зимним видам спорта предложено продолжить в 2015—2017 годах финансирование КГАОУ СПО «ДУТОР».
В ходе подготовки к спортивному событию предлагается разработать комплекс мероприятий, демонстрирующих гостям Универсиады историю, самобытность и культурное многообразие Красноярского края. По мнению парламентариев, также необходимо скоординировать с проведением Универсиады отдельные мероприятия по празднованию 400-летия Енисейска.
В постановлении правительству края предложено проработать механизмы максимального использования научного, производственного, образовательного, творческого потенциала предприятий и организаций, расположенных на территории края, для выполнения задач по подготовке к проведению Универсиады, активно вовлекать общественность края и города в эту работу. При проектировании и строительстве объектов рекомендуется учитывать мнение профессиональной общественности, учреждений и организаций, которые будут их в дальнейшем использовать, обслуживать и осуществлять тренировочный процесс и коммерческую деятельность.
Председатель профильного комитета Людмила Магомедова заверила, что в проект внесены все поступившие предложения от депутатов, органов исполнительной власти, парламентской комиссии. Сессия утвердила постановление Законодательного Собрания края.
На сессии были согласованы кандидатуры представителей края в органы управления и контроля акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Красноярского края. Речь шла о таких предприятиях, как ОАО «Красноярсккрайгаз», ОАО «Красноярский завод цветных металлов им. В. Н. Гулидова», «Красноярскнефтепродукт», ОАО «Красноярскгражданпроект», ОАО «Красноярский Промстройниипроект», «Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса» и ОАО «Красноярская региональная энергетическая компания». Накануне сессии на одном из заседаний комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения у депутатов были замечания не столько к кандидатурам, сколько к процедуре согласования. По словам председателя комитета Анатолия Матюшенко, документы поступили в нарушение всех регламентных сроков буквально за сутки до заседания комитета. А в списках ни много ни мало 37 кандидатов в советы директоров предприятий и ревизионные комиссии. Просмотреть эти документы депутаты просто не успели.
Тем не менее, между заседанием комитета и сессией конфликтность ситуации была разрешена к обоюдному согласию сторон, кандидатуры рассмотрены и согласованы.