Состоялось первое заседание IX сессии Законодательного Собрания, в котором приняли участие 44 депутата
Состоялось первое заседание IX сессии Законодательного Собрания, в котором приняли участие 44 депутата. Депутаты приняли в первом чтении проект уставного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае». Документ внесли депутаты Алексей Клешко и Юрий Швыткин. Поправки обусловлены изменившимся федеральным законодательством. В частности, краевым законом необходимо предусмотреть процедуру и сроки согласования кандидатуры на должность Уполномоченного с Уполномоченным по правам человека в РФ. Процесс будет выглядеть так: Законодательное Собрание края отбирает кандидатуры на этот пост, а после согласования одной из них с главным омбудсменом страны назначает на должность. В связи с таким двухэтапным порядком изменяются сроки внесения в краевой парламент предложений о кандидатах.
Депутат Петр Медведев высказал опасения, что согласование с Москвой несколько ущемит права краевого парламента, не лучшим образом скажется на работе омбудсмена, создаст противоречия в его деятельности. Эти тревоги постарался развеять Уполномоченный по правам человека в крае Марк Денисов, который пояснил, что согласование с Москвой — это лишь одно из новшеств, а «сердцевина заключается в возможности регионального Уполномоченного работать с федеральными структурами, чего раньше не было». Также, по мнению Денисов, риск того, что федеральный Уполномоченный захочет «максимально влезть в краевые кадровые вопросы», минимален. Ко второму чтению уставного закона депутатам еще предстоит тщательно проработать ряд существенных вопросов, выверить все нюансы.
Сессия рассмотрела законопроект «О внесении изменений в Закон края «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016—2017 годов». Говоря о причинах корректировки бюджета, министр финансов края Владимир Бахарь сообщил, что его исполнение происходит в непростых условиях. Снижение цен на нефть и на экспортные металлы, изменение валютного курса, замедление роста экономики — все это сказывается на поступлениях в казну. Так, по двум источникам доходов — по налогу на доходы физических лиц и по налогу на имущество организаций — прогнозные значения, которые были заложены в предыдущей корректировке, не были исполнены. Вместе с тем произошло увеличение по налогу на прибыль организаций, удалось добиться значительной помощи из федерального центра.
В этом году предусматриваются дополнительные средства на строительство и оснащение перинатальных центров (1,1 млрд рублей), на модернизацию системы дошкольного образования (более 480 млн рублей), на обеспечение граждан лекарственными препаратами (около 160 млн рублей), на один килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (107 млн рублей) и на другие цели.
Кроме того, в документе прописаны дополнительные субвенции муниципальным образованиям на реализацию отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги (около 800 млн рублей). На 721 млн рублей увеличится социальная поддержка по оплате жилья и коммунальных услуг. На обеспечение сбалансированности муниципальных бюджетов планируется выделить сверх ранее запланированного около 590 млн рублей. С целью обеспечения ввода в эксплуатацию в 2015 году максимального количества детских садов и общеобразовательных учреждений плюсом предлагается заложить в бюджет чуть более 500 млн рублей. В связи с ростом численности получателей социальных выплат расходы бюджета увеличатся на 1,2 млрд рублей на различные меры социальной поддержки.
В итоге доходы краевого бюджета составят 178,7 млрд рублей, расходы - 200,5 млрд рублей, дефицит останется неизменным — около 22 млрд рублей.
Парламентарии поддержали поправку и единогласно проголосовали за корректировку бюджета в целом.
Также сессия поддержала законопроект «О стратегическом планировании в Красноярском крае». Докладчиком по этому вопросу был заместитель председателя Правительства края — министр экономического развития и инвестиционной политики Виктор Зубарев. Он рассказал об основных положениях документа, о его увязке с федеральным законодательством и мероприятиях, которые предусматриваются в рамках реализации закона. «При разработке законопроекта мы пытались учесть региональные особенности и практику планирования в крае», — заверил Зубарев. Депутаты решили принять законопроект в первом чтении.
В рамках долгосрочного планирования парламентарии также рассмотрели проект закона «О приостановлении действия пункта «р» статьи 20 Закона края «О бюджетном процессе в Красноярском крае». Министр финансов Владимир Бахарь пояснил, что в условиях нестабильной экономической ситуации на федеральном уровне было принято решение о переходе на однолетний бюджет. Наш регион пока не собирается это делать. Вместе с тем бюджетный прогноз края на долгосрочный период увязан с федеральным прогнозом социально-экономического развития. От планирования бюджетного прогноза на 12 лет и предложено отказаться. Парламентарии услышали доводы министра и решили поддержать законопроект. Председатель комитета по бюджету и экономической политике Андрей Самохин отметил, что норма закона будет приостановлена до 1 января 2016 года.
Затем депутаты утвердили изменения в Закон края «Об управлении государственной собственностью Красноярского края». Поправки разработаны в соответствии с Трудовым кодексом РФ и перечнем поручений Президента Российской Федерации. Согласно предложенным изменениям дополняются полномочия правительства края по установлению порядка определения условий оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) которых находятся в государственной собственности Красноярского края. Устанавливаются единые подходы и определение основных принципов формирования оплаты труда при заключении трудовых договоров с руководителями краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ. Также в соответствии с постановлением Законодательного Собрания предусматривается необходимость публикации на официальном сайте в сети Интернет отчетов о ходе исполнения плана развития краевых унитарных предприятий.
Продолжительным и заинтересованным получилось обсуждение вопроса о внесении изменений в Закон края «Об административных правонарушениях». Эта инициатива принадлежит Красноярскому городскому Совету депутатов. Предложено ввести следующие размеры санкций для тех, кто не желает оплачивать услуги платных парковок: для граждан — 1000 рублей, для юридических лиц — 2000 рублей. Напомним, что впервые этот законопроект красноярские депутаты внесли в краевой парламент еще в апреле этого года, но сами же попросили снять его с повестки заседания, аргументируя тем, что он требовал доработки. И теперь городские депутаты и чиновники вновь попросили ввести штрафы против неплательщиков за парковки.
Накануне состоялось выездное заседание профильного комитета, в котором приняли участие представители ряда задействованных в реализации проекта ведомств. У депутатов было много конструктивных замечаний к предлагаемому проекту, в основном это касалось технологии реализации — наложения и взимания штрафа. Поэтому в итоге комитет принял следующее решение: вынести законопроект на рассмотрение сессии краевого парламента для рассмотрения в первом чтении и рекомендовать депутатам Законодательного Собрания его отклонить именно по причине несовершенства механизма реализации этого проекта. На сессии развернулась дискуссия, в ходе которой прозвучали различные аргументы. Докладчик — глава города Красноярска Эдхам Акбулатов постарался убедить присутствовавших в зале, что организация платных парковок направлена на защиту интересов большинства горожан и является частью большой комплексной работы по наведению порядка в центре столицы края. Эдхам Шукриевич привел ряд цифр, демонстрирующих нагрузку на центр мегополиса: там проживают 100 тысяч человек и еще 100 тысяч ежедневно приезжают сюда из других районов, здесь на стоянках оставляют 6 тысяч машин. Одна шестая часть улиц в этой части краевого центра занята припаркованным транспортом, до 200 тысяч автомобилей за сутки проезжает через центр. Тенденция такова, что одновременно растет его притягательность для горожан и количество автомобилей, которыми пользуются жители.
«Ситуация в центре будет усугубляться», — сделал выводы мэр и рассказал о том, что делают городские власти для создания комфортных условий в центральной части мегаполиса. Это демонтаж временных сооружений, которые портят облик города, демонтаж наружной рекламы, в первую очередь незаконной, и другие мероприятия, в том числе проект организации парковок в самой густонаселенной части Красноярска. Введение ограничений на бесплатную парковку позволило выделить полосы движения для общественного транспорта, увеличить скорость потока автомобилей в центре на 20 процентов и снизить количество ДТП на 12%.
Глава города попросил депутатов поддержать разработанный документ в первом чтении, обратив внимание на то, что «законопроект направлен на введение мер ответственности за нарушение правил парковки, и в частности правил платной парковки в Красноярском крае. Он подразумевает наведение порядка в первую очередь в дорожном движении в крупных городах, в первую очередь в Красноярске». От инициаторов законопроекта — Красноярского горсовета выступил председатель комиссии по городскому самоуправлению Виталий Дроздов, рассказавший о сути законопроекта и предложенных размерах штрафов.
Председатель комитета по вопросам законности и защиты прав граждан Юрий Швыткин рассказал, что на заседании профильного комитета проходило достаточно конструктивное обсуждение проекта представителями общественности, контролирующих органов, департамента городского хозяйства. Суммируя поступившие предложения, он высказал замечания к проекту: не установлен верхний и нижний предел штрафных санкций, можно уменьшить размер штрафов, предусмотреть такую меру наказания, как предупреждение. Он также предложил создать условия для законопослушания и привел пример установки шлагбаума в аэропорту Емельяново. Там нет необходимости наказывать за неуплату: прежде чем автовладелец попадет на стоянку, он вынужден раскошелиться. «Главное наше замечание, — отметил председатель профильного комитета, — несовершенен механизм реализации этого законопроекта».
Депутат Анатолий Быков предложил пересмотреть подходы: «Я еще 15 лет назад говорил Петру Пимашкову, что это проблема будущего нашего города. Нужно строить паркинги. И это необходимо делать сегодня. Нельзя подписывать ни один документ по строительству дома без подземных стоянок. Город сегодня в коллапсе».
«Это справедливое суждение», — поддержал коллегу спикер Александр Усс и проинформировал парламентариев о том, что накануне было принято решение выработать проект постановления Законодательного Собрания, в котором будет предусмотрен комплекс мер, направленных на совершенствование документа. О них он попросил рассказать депутата Егора Васильева.
Егор Евгеньевич высказал свои сомнения и обозначил явные недостатки проекта, рассказав и о том, что прокуратура обжаловала саму схему инвестирования, которая и с точки зрения депутатов не выдерживает критики. «Делать вид, что мы рассматриваем документ в отрыве от ситуации в городе, в котором живем, мы не можем. Не зря Красноярский горсовет вышел с такой инициативой. Мы готовим проект постановления, в котором постараемся учесть все поступившие замечания и предложения. В случае если Законодательное Собрание фактически «зацементирует» изменения по тем ключевым пунктам, о которых говорит и прокуратура, и общественность, то, конечно же, закон может быть принят в первом чтении», — подвел итог своего выступления депутат.
Многие парламентарии приняли участие в обсуждении — Михаил Козлов, Марина Добровольская, Всеволод Севастьянов, Владислав Зырянов, Татьяна Волоткевич, Владимир Бедарев, Николай Трикман, Александр Дьяков, Артем Черных.
Вице-спикер Алексей Клешко, выступивший в завершение, заметил: «Здесь уже все аргументы высказаны. Мы это внимательно рассматривали на заседании фракции и поручили Егору Евгеньевичу Васильеву, который давно от «Народного фронта» занимался этой темой, подготовить проект постановления Законодательного Собрания. Проект подготовлен. В нем содержатся предложения в адрес правительства края и администрации города Красноярска по существенной корректировке проекта платных парковок. В частности, утверждение мест по организации платных парковок мы рекомендовали бы проводить через обсуждение и предварительную публикацию. Это во-первых. Второе: осуществлять проект должно муниципальное предприятие, а не частник, потому что властно-распределительные функции должны быть все-таки у власти. Третье: полученные средства должны направляться в городской бюджет, а из него — на совершенствование транспортной инфраструктуры города. В-четвертых, речь идет о снижении платы и введении возможности пониженной оплаты для льготных категорий граждан».
Высказал свое мнение и Александр Усс: «Мы должны так организовать практику платных парковок, чтобы люди поняли, что это нужно им самим — и пешеходам, и владельцам машин, а не власти и тем более не какой-то частной структуре». Депутаты приняли законопроект в первом чтении 38 голосами «за» при шести «против» и одном воздержавшемся.
Депутаты приняли в первом чтении законопроект о внесении изменения в статью 4 Закона «О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае». Правительством края предложено дополнить статью положением, регулирующим порядок предоставления мер государственной поддержки северного оленеводства. До настоящего времени товаропроизводители (оленеводческие хозяйства, являющиеся юридическими лицами) могли получать субсидии по двум основаниям. Во-первых, по Закону края «О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края» (субсидии на поддержку домашнего северного оленеводства). Во-вторых, по Закону края №3-868 (субсидии на компенсацию части затрат на содержание поголовья северных оленей или субсидии на компенсацию части затрат на наращивание поголовья северных оленей).
Поправка к закону предлагает предоставлять меры господдержки северного оленеводства по одному из предусмотренных законами края оснований по выбору оленеводческих хозяйств. Имеющееся «задвоение», по мнению правительства края, нарушает принцип эффективности использования бюджетных средств.
Для справки: субсидии на компенсацию части затрат по наращиванию поголовья северных оленей за счет средств краевого бюджета составляют 260 рублей на одну голову оленя, а выплаты по второму закону — 9 699,2 рубля также на одну голову оленя. Однако депутаты и представители коренного населения при обсуждении законопроекта в профильном комитете высказали свои опасения по поводу того, что поспешное принятие этого документа может навредить развитию оленеводства в крае. Комитет рекомендовал принять проект закона в первом чтении, запланировав внимательно проанализировать, не ущемляет ли разработанный документ интересы оленеводов.
Заместитель председателя комитета Валерий Вэнго откровенно признался на сессии, что было желание открыть большую дискуссию, но с учетом того, что заседание затянулось, законопроект следует принять в первом чтении, предполагая обсуждение спорных моментов ко второму чтению.
Вниманию депутатов на сессии был представлен отчет министра образования Светланы Маковской о положении дел в подведомственных сферах государственного управления. Министерство образования осуществляет нормативное регулирование, обеспечивает получение дошкольного, общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, защиту прав и интересов ребенка.
На реализацию государственной программы Красноярского края «Развитие образования» направляется более 20 процентов краевого бюджета. Расходы ежегодно растут и в 2015 году составляют 44,3 млрд рублей. Сеть образовательных учреждений края включает в себя более двух тысяч учреждений. В своем выступлении министр рассказала о достижениях, проблемах и основных задачах, стоящих перед отраслью образования, в отношении дошкольного, общего, дополнительного образования детей, а также среднего профессионального образования, летнего отдыха и оздоровления детей, системы защиты их прав.
В настоящее время более 115 тыс. (91,3%) детей в возрасте от 3 до 7 лет получают услугу дошкольного образования. За семь лет в системе дошкольного образования края было создано около 42 тысяч идополнительных мест. В 2015 году запланирован ввод еще 13 084 мест, в том числе за счет строительства 29 зданий и приобретения семи зданий под ДОУ.
Всего на создание дополнительных мест в период реализации указа Президента (2012—2015 годы) было предусмотрено более 10 млрд рублей, в том числе в 2015 году более 4,5 млрд. В 2016 году в краевом бюджете на эти цели предусмотрено почти 2 млрд рублей.
Однако, несмотря на все усилия, в крае по-прежнему сохраняется очередь для определения в ДОУ — более 7,5 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет. Самая большая очередность — в Красноярске (3946), Березовском (637), Курагинском (448), Емельяновском (463) районах.
Система общего образования является сложной и неоднородной: в крае почти 30% школ (325) с наполняемостью до 50 учеников и более чем 44% — до 100 учеников; 63% школ расположены в сельской местности, но в них обучается только 25% учеников.
Говоря о достижениях в системе общего образования, Светлана Маковская отметила, что реализуемая в крае многоуровневая система работы с одаренными детьми позволила проявить свои интеллектуальные, спортивные и творческие способности более 130 тыс. школьникам. По итогам 2015 года Красноярский край показал хорошую динамику роста количества победителей и призеров финального этапа Всероссийской олимпиады школьников и оказался по этому показателю на третьем месте среди регионов Сибири.
Наиболее общими показателями, характеризующими качество образования, являются результаты итоговой аттестации. В 2015 году в Красноярском крае 116 человек получили по 100 баллов. По сравнению с 2014 годом выросла доля участников ЕГЭ, набравших высокие баллы по физике, химии, биологии, информатике и ИКТ, обществознанию. Однако итоговая аттестация 2015 года показала наличие серьезных проблем в школьном образовании: около 3% участников ЕГЭ не справились с математикой на базовом уровне.
В целях обеспечения высокого качества математического и естественно-научного образования в этом учебном году министерством реализуется проект создания сети специализированных классов. Такие классы математической, естественно-научной и инженерно-технологической направленности созданы в 25 муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Как считает министр образования, одним из важнейших условий получения качественного образования является наличие квалифицированных кадров. В общеобразовательных организациях края работает около 22,5 тысячи учителей. В настоящее время в школах края насчитывается 637 вакансий учителей, из них более 50% в сельских школах. Наиболее востребованными являются учителя иностранного языка, начальных классов, математики, русского языка и литературы. В результате проведенных мероприятий в 2015 году удалось стабилизировать ситуацию с ростом числа вакансий учителей в целом по краю и сократить их количество в сельских школах. Количество вакансий уменьшилось с 1317 в 2013 году до 637 — в 2015-м, соответственно в сельских школах края — с 839 до 326.
В части обеспечения условий организации образовательного процесса за последние три года построено 14 школ, 12 из них расположены в сельской местности, устранена аварийность 28 зданий, из них в 2015 году — десяти. Впервые за последние годы за счет средств краевого и федерального бюджетов (более 69 млн руб.) будет проведен ремонт спортивных залов 30 школ, расположенных в сельской местности. Однако проблема несоответствия инфраструктуры в школе современным требованиям, точнее говоря, безопасным условиям остается крайне актуальной. На сегодняшний день в крае 42 аварийных здания школ (3,5%), 29 из которых требуют капитального ремонта, взамен 13 необходимо строительство новых зданий. В рамках госпрограммы «Развитие образования» на устранение аварийности в 2016 году в краевом бюджете запланировано 130 млн рублей.
За последние четыре года все школы края обеспечили необходимым учебно-лабораторным оборудованием и спортивным инвентарем, бесплатными учебниками (израсходовано 700 млн руб.). В 2016 году в краевом бюджете на замену школьных автобусов предусмотрено 50 млн рублей, что позволит заменить порядка 30 автобусов.
В системе профессионального образования в 2015 году завершено укрупнение 103 учреждений начального и среднего профобразования. В результате реорганизации в 54 профессиональных образовательных организациях организовано обучение по 140 профессиям и специальностям — открыты 14 новых программ подготовки специалистов среднего звена в 7 учреждениях, которые ранее реализовывали только программы НПО, увеличена доля обучающихся по целевым договорам с гарантированным трудоустройством в 2015 году до 32% от общего набора.
Еще одно направление в деятельности министерства — организация летнего отдыха и оздоровления. Ежегодно около 42% детей школьного возраста отдыхают в оздоровительных учреждениях края (загородные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, палаточные лагеря). В целом сохраняется общее количество детей, включенных в различные виды отдыха, оздоровления и занятости, на уровне 80%.
За последние три года за счет краевого бюджета проводится реконструкция, капитальный и текущий ремонт загородных оздоровительных лагерей. Кроме того, введены в эксплуатацию новые инфраструктурные объекты, в том числе 6 жилых корпусов, 5 медицинских блоков, 2 пищеблока, 7 спортивных площадок. При этом инфраструктура загородных лагерей остается устаревшей, не позволяющей обеспечить современный уровень отдыха и оздоровления. В связи с этим в дальнейшем мероприятия по модернизации загородных лагерей будут продолжены. В 2016 году на данные цели предусмотрено почти 124 млн рублей.
Одним из полномочий министерства образования является государственная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В крае проживает 16 014 детей такой категории (2,8% от общей численности детского населения), причем более 80% из них «социальные сироты», то есть дети, утратившие родительское попечение при живых родителях.
Более 77% детей-сирот воспитывается в замещающих семьях. В связи с развитием семейных форм воспитания банк данных о детях-сиротах сократился на 73%. Это позволило за период с 2006 по 2015 год ликвидировать 29 детских домов и передать их здания в муниципалитеты под 15 детских садов, 2 школы, 6 учреждений дополнительного образования, муниципальное жилье.
На учете в министерстве образования состоит 5508 детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, в том числе 3540 человек уже получили право на обеспечение жильем, но не реализовали его. В 2015 году планируется обеспечить жильем 611 детей-сирот. Для реализации этого права требуется более 5 млрд рублей.
В обсуждении отчета приняли участие Михаил Козлов, Борис Мельниченко, Юрий Данильченко, Анатолий Амосов, Виктор Кардашов, Сергей Зяблов, Петр Медведев и другие депутаты.
Павел Семизоров: «Почему в сельских школах теперь нет подготовки по рабочим профессиям? Некоторые выпускники оставались на селе и работали по полученной специальности. Теперь у сельских школ нет такой возможности, так как нет средств на приобретение техники?»
Светлана Маковская: «Профессиональная подготовка школьников в Красноярске проводится на базе профессиональных образовательных учреждений образования. Мы планируем распространить этот опыт на сельские школы. Субвенции школам выделяются, и им решать, что покупать — компьютеры или трактор. Хотя действительно в последнее время упор был сделан на обучение информационным технологиям».
Владимир Бедарев: «Будет ли сохранена система обучения в вечерней школе? Как будет использоваться помещение закрытой вечерней школы в Кировском районе?»
Светлана Маковская: «Здание передано под учреждение дополнительного образования детей. В Законе «Об образовании в РФ» нет формы «вечерняя школа», обучение таких подростков будет осуществляться на базе общего образования, по тем же программам и с такой же итоговой аттестацией, но в вечернее время. Набор учеников на вечернее обучение будет осуществляться на базе общеобразовательных школ».
Вера Оськина: «Есть ли в крае школы, где не преподается иностранный язык в связи с острой нехваткой учителей по этому предмету?»
Светлана Маковская: «Большая часть вакансий закрыта за счет увеличения нагрузки имеющимся преподавателям. В тех школах, где вообще нет преподавателя иностранного языка, преподавание ведется дистанционно».
Владимир Демидов: «Судя по отчету, оздоровительным отдыхом охвачено всего 42% детей. Скажите, сколько отдохнуло в загородных лагерях и планируете ли вы увеличить количество детей, охваченных именно этим видом отдыха, с привлечением частных инвесторов?
Светлана Маковская: «Загородный отдых самый финансово затратный из-за стоимости путевок, самый массовый — в лагерях дневного пребывания. В последнее время растет спрос на отдых в палаточных лагерях. В следующем году мы планируем увеличить количество детей, отдохнувших за пределами края. Для отдыха детей в загородных лагерях резервы есть, но не хватает бюджетных средств».
Марина Добровольская: «С чем связаны добровольно-принудительные взносы на ремонт в образовательных учреждениях?»
Светлана Маковская: «Финансирование ремонта осуществляется на уровне муниципалитетов, из-за недостатка средств действительно есть случаи, когда деньги собираются с родителей. Это недопустимо. Сбор средств возможен только по решению родительского собрания и только на нужды детей, к примеру, на дополнительное образование, но никак не на ремонт».
Итоги обсуждения подвела председатель комитета по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова:
«Комитет всегда уделял самое пристальное внимание сфере образования. Деятельность министерства и лично Светланы Ивановны за отчетный период можно признать грамотной и профессиональной. Такой министр заслуживает уважения с учетом огромного объема работы. Но есть проблемы, которые требуют немедленного решения. Прежде всего надо избавить министерство от непрофильных функций по управлению недвижимым имуществом, оставшимся после реорганизации профессионального образования — это огромное количество объектов, оборудования, инженерных сетей. Надо все срочно передать в казну, соответствующему ведомству. Министерство образования призвано учить, а не охранять и ремонтировать.
В ближайшее время министерству необходимо вплотную заняться решением ряда вопросов по детям-сиротам: обеспечением жильем, выплатой им компенсации на аренду жилья, оплатой услуг ЖКХ и текущего ремонта и созданием специализированного жилого фонда. Проезд детей, прежде всего сирот, из северных территорий к месту отдыха оплачивается солидной суммой из бюджета. Надо провести переговоры с авиаперевозчиком о снижении тарифов. Комитет ждет от министерства поступления ряда очень важных законопроектов (к примеру, о бесплатном питании).
И последнее, на что очень хотелось бы обратить внимание (к сожалению, в отчете это не прозвучало). Мы с радостью рапортуем о сокращении очереди в детские сады и строительстве новых зданий ДОУ. Но почему-то никто не говорит о том, что будет дальше, когда эти дети пойдут в школу. Во вторую смену в 2014 году обучалось 33 тысячи детей, в 2015-м — 37 тысяч, а через два года будем вводить третью смену?! Очередь перекочует в школы и будем платить компенсацию уже за непредоставление места в школе? Хочу напомнить, что мы должны обеспечить предоставление образовательной услуги, а не компенсировать ее отсутствие.
Предлагаю принять за основу проект постановления по отчету министра, а к следующей сессии подготовить окончательный вариант с учетом поступивших поправок».
По итогам отчета сессия приняла проект постановления Законодательного Собрания с конкретными предложениями в адрес правительства края.
На сессии Законодательного Собрания заслушан отчет заместителя председателя Правительства Красноярского края Натальи Рязанцевой о положении дел в подведомственных областях в 2015 году. В основе отчета — основные направления развития науки, высшего образования и инноваций в регионе, а также доклад о работе агентства науки и инновационного развития края (образовано в марте 2015 года), которое находится в ведении заместителя председателя правительства. Основная задача агентства — государственная поддержка научной, научно-технической и инновационной деятельности для создания оптимальных условий ее развития. Кроме того, агентство активно поддерживает научно-техническое и инновационное развитие вузов и НИИ региона.
Агентство науки и инновационного развития курирует работу КГАУ «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор», КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности», ОАО «Агентство развития инновационной деятельности» и Ассоциацию экономического взаимодействия «Кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск».
Как следует из отчета, сейчас в рамках приоритетного направления по повышению эффективности научно-образовательного комплекса и инновационной системы региона в интересах социально-экономического развития края создается Совет по научно-техническому и инновационному развитию при губернаторе (единая экспертная площадка). Также ведется работа по привлечению федерального финансирования на поддержку существующих и перспективных инновационных проектов в регионе. Кроме того, идет поиск инвесторов для региональных инновационных инициатив (например, промышленный парк ЗАТО Железногорск, территория опережающего социально-экономического развития ЗАТО Железногорск, создание новых институтов развития).
Кроме того, в июне 2015 года агентство совместно с КГАУ «КРИТБИ», ОАО «Агентство развития инновационной деятельности Красноярского края» и ассоциацией экономического взаимодействия «Кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск» успешно защитило заявки Красноярского края на федеральное софинансирование региональных проектов:
67,5 млн рублей на создание регионального центра инжиниринга «Биотехнологии и глубокая переработка растительного сырья»; центра сертификации, стандартизации и испытаний новых материалов; центров молодежного инновационного творчества (при софинансировании из регионального бюджета 10,1 млн рублей);31,1 млн рублей на развитие комплексного инвестиционного проекта кластера инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск при краевом софинансировании 8,35 млн рублей.
Помимо этого в 2015 году привлечены средства Фонда содействия инновациям (Фонд Бортника) на софинансирование проектов малых и средних инновационных предприятий края и резидентов КРИТБИ — на сумму 175,6 млн рублей (без привлечения средств краевого бюджета).
Таким образом, ожидается, что агентством и подведомственными учреждениями в 2015 году будет привлечено на развитие инновационной деятельности в регионе 274,2 млн рублей из средств федерального бюджета при софинансировании из краевого бюджета в сумме 48,1 млн рублей.
В сентябре 2015 агентство совместно с ОАО «Агентство развития инновационной деятельности Красноярского края» представило заявку в ФИОП РОСНАНО по проекту создания «Красноярского нанотехнологического центра».
Установлено плодотворное сотрудничество с представителями Минобрнауки РФ, ФАНО России, руководителями вузов, научных организаций СО РАН, наукоемких производств, инновационной инфраструктуры края, федеральными экспертами по разработке и реализации в крае нескольких проектов научно-образовательных и инновационных центров. Уже согласованы модель формирования опорного регионального вуза в рамках конкурса Минобрнауки РФ и модель социально-гуманитарного и педагогического образования в регионе (базовая организация — Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева).
Кроме того, планируется выдвинуть Сибирский федеральный университет для участия в конкурсе на поддержку вузов «5—100». Совместно с агентством молодежной политики создана рабочая группа по разработке концепции стратегического управления талантами в Красноярском крае. Также подготовлена концепция развития краевого фонда науки. В бюджете федеральных научных фондов РФФИ и РГНФ на 2016 год предусмотрено соответственно 60 млн и 10 млн рублей на софинансирование краевых проектов.
Правительством края совместно с Минобрнауки России, МГУ им. М. В. Ломоносова, Сибирским федеральным университетом 2—4 октября 2015 года в Красноярске организован и проведен V Всероссийский фестиваль науки, который посетило свыше 65 000 человек.
Сейчас активно идет работа по проведению в Железногорске V инновационного форума (ноябрь 2015 года).
Александр Усс поблагодарил Наталью Рязанцеву за отчет, после чего депутаты задали ей ряд вопросов.
Вице-спикер Алексей Клешко спросил: «Какие меры предпринимает правительство края, чтобы не была ликвидирована академия музыки и театра и художественный институт в Красноярске? Как мы собираемся бороться за наш педагогический университет, чтобы он не оказался закрытым? Пока там ситуация очень тяжелая. Вы фактически это подтверждаете, когда говорите, что на педагогов идут учиться троечники. И третий вопрос — по поводу назначения на должность руководителя КРИТБИ человека из того коммерческого предприятия, которое «поставило на уши» весь город с системой платных парковок, о чем сегодня в первой части нашей сессии мы очень много и подробно говорили».
Татьяна Волоткевич заострила внимание на законе о социальной поддержке выдающихся педагогических кадров высшей школы. Виктор Кардашов поинтересовался перспективами Сибирского технологического университета, работе аспирантур ведущих вузов. Вера Оськина уточнила: «Есть ли у вас понимание, как работать с вузами, которые вы отметили в своем докладе, есть ли понимание, как сделать так, чтобы они вошли в десятку лучших в стране?»
Всеволод Севастьянов обеспокоился кадровой проблематикой в связи с построенным не так давно Институтом нефти и газа. Николай Креминский поднял тему получения субсидий сельхозтоваропроизводителями, «где одним из условий ее получения является наличие квалифицированных, имеющих высшее образование кадров на предприятии. Но агрономов, зоотехников, ветеринаров на селе практически нет».
Денис Побилат высказал пожелание проводить больше научных форумов в крае. Анатолий Матюшенко обозначил такую проблему: «Подъем высшей школы экономики связан с инновациями, и прежде всего с развитием высшей школы в крае. А мы практически все последние годы отмечаем ее отрыв от реальных объектов экономики».
Заместитель председателя правительства края дала довольно обстоятельные ответы по обозначенным темам, однако не все ее ответы удовлетворили депутатов. Заинтересованная дискуссия продлилась больше часа.
Подвел итог обсуждения Александр Усс. Обращаясь к Наталье Рязанцевой, он отметил:
«Когда я услышал некоторые ваши оценки и цифры, тоже разволновался и стал пить воду. Вот, допустим, такая обнадеживающая цифра: вы сказали, что СФУ участвует в конкурсе «Топ-100», второй тур проходит во Владивостоке и, если я вас правильно понял, с перспективой получения полутора миллиардов рублей. Насколько я знаю, речь идет только о 100—150 миллионах рублей. А полтора миллиарда — это, может быть, на всех дают. И вопрос этот на самом деле не финансирования, а престижа.
Меня несколько удивили некоторые вещи, касающиеся оценки состояния высшего образования в Красноярском крае. Я являюсь председателем Координационного совета по высшей школе всей Сибири, и общая картина мне известна. Сегодня лицо высшего образования Красноярского края — это Сибирский федеральный университет, даже исходя из числа студентов, в нем обучающихся. Когда мы создавали СФУ, то вузы, которые сейчас входят в его состав, занимали в рейтинге 70-е, 80-е место и так далее... Сегодня СФУ занимает 14-е место в России. В стране около пятисот вузов, включая старейшие, имеющие богатую историю. И вот появился «вуз-выскочка», и он стал 14-м.
Коллеги, это наше с вами достижение. К нам никто не присылал с Оксфорда преподавателей, мы это сделали с вами вместе, своими руками и с теми же людьми. Даже если СФУ будет занимать 20-е, 25-е место в ближайшие десять лет, это будет означать, что мы спасли высшее образование Красноярского края. Опорный вуз — этот тот, который воспроизводит культурные коды, характерные для всех регионов.
Помимо интеграции была поставлена тесная связь СФУ с производством, формированием запроса со стороны прежде всего финансово-промышленных групп. Для этого президент своим волевым решением по факту построил нам Институт нефти и газа. Одним словом, нам надо вместе многое обсуждать, и тогда, уверен, многое у нас получится». По итогам отчета сессия приняла проект постановления Законодательного Собрания с конкретными предложениями в адрес правительства края.