24 марта в Законодательном Собрании Красноярского края состоялся круглый стол на тему обеспечения доступности банковских услуг для жителей сельских поселений региона
Причиной обсуждения данной темы стали многочисленные обращения жителей муниципальных территорий региона к депутатам и главам районов. Участие в круглом столе приняли краевые парламентарии, представители банковского сообщества, главы районов края, а также специалисты и эксперты.
В приветственном слове ко всем участникам заместитель председателя Законодательного Собрания Алексей Клешко отметил, что тема предоставления банковских услуг в территориях региона как никогда важна и уже давно поднималась депутатами. «Депутаты Законодательного Собрания края неоднократно поднимали эту тему, и связано это, конечно же, с тем, что наши коллеги, особенно избранные в территориях края, достаточно часто сталкиваются с реальными проблемами.
При этом мы понимаем, что банковский сектор — в значительно степени частный, банковский сектор — это вид бизнеса, но надо понимать, что в целом на территории края мы должны обеспечить доступность услуг. Сегодня деятельность наших граждан в основном связана с банковскими услугами. Мы полагаем, что в рамках круглого стола примем ряд конструктивных и конкретных предложений, которые пойдут в нашу резолюцию. Тема взаимодействия органов государственной власти и банковского сектора в части обеспечения доступности услуг, с нашей точки зрения, является государственной и важной задачей», — пояснил Клешко.
Затем парламентарии заслушали доклад заместителя управляющего отделения Красноярского края Сибирского управления Центробанка России Алексея Гагарина, который рассказал, что на начало текущего года в Красноярском крае банковский сектор включает в себя 777 пунктов банковского обслуживания — это 4 региональных банка и 2 филиала, а также одна региональная небанковская кредитная организация и 27 филиалов региональных банков и 734 внутренних подразделений банков.
Кроме того, региональным отделением Центробанка России отмечено, что на начало 2016 года Красноярский край по числу банковских отделений занимает первое место по Сибирскому федеральному округу, что обусловлено в первую очередь площадью территории. Вместе с тем, отметил Гагарин, показатели обеспеченности банковскими услугами в регионе ниже уровней показателей по СФО.
«В Красноярске расположено около 40 банковских офисов, на долю всех поселений края приходится меньше 30 %, остальные 34 % — это города края. В пяти муниципальных районах края действует по одному пункту банковского обслуживания — Ермаковский, Идринский, Пировский, Тасеевский, Тюхтетский районы. В состав муниципальных районов с количеством пунктов самообслуживания более 10 преимущественно входят и городские поселения — Ачсинский, Канский, Минусинский, Рыбинский, Назаровский, Шарыповский, а также Богучанский, Курагинский и Березовский районы», — доложил Алексей Гагарин.
В регионе также сохраняется тенденция сокращения банковских филиалов, что подтвердил и министр финансов региона Владимир Бахарь. Так, в 2014 году банковская сеть сократилась на 63 единицы, в том числе и передвижной пункт. В 2015 году — на 137 единиц. Самый высокий уровень доступности банковских услуг отмечен в Красноярске. Эксперты связывают это с тем, что в краевом центре развита инфраструктура. «Для большинства же районов и городов края это нехарактерно. В рамках резолюции мы предлагаем включить предложение по развитию инфраструктуры в районах края — дороги, транспорт, связь, способствующие повышению доступности банковских услуг», — добавил Гагарин.
В ходе обсуждения депутаты отметили, что необходимо серьезное взаимодействие органов власти и банковских структур. Министр финансов тут же пояснил, что напрямую воздействовать на банки правительство не может согласно федеральному законодательству, однако в крае уже создано две рабочие группы, одна из которых занимается разработкой предложений по взаимодействию органов исполнительной власти и банковской сферы, а другая — разработкой предложений для повышения доступности банков для населения.
В рамках деятельности рабочей группы, был проведен анализ обеспечения банковскими услугами населения, который показал, что уровень обеспеченности жителей края «неравномерный»: в городских округах и ЗАТО среднее значение составляет 500-600 человек на 1 банкомат, в муниципальных районах — более 1,5 тысяч человек на банкомат, а в целом по Красноярском у краю на одно банковское подразделение приходится 3 100 человек. «В этой связи нами была подготовлена дорожная карта, где показано наиболее сложные ситуации по банковским услугам. — подчеркнул Владимир Бахарь. — По ней мы проводим совещания и практика дает положительные результаты».
Он также озвучил парламентариям основные причины недоступности банковских услуг в поселениях: сокращение количества банковских подразделений на селе из-за сложной экономической ситуации; сокращение количества предоставляемых услуг юридическим и физическим лицам; нехватка банкоматов; сокращение режима рабочего дня; сокращение обслуживающего персонала в банковских подразделениях; удаленность села от городского центра; отсутствие качественной инфраструктуры, малочисленность населения в территориях края, убыточность подразделений кредитных организации.
К обсуждению проблемы подключились и представители банков, которые подтвердили сложности в территориях региона, а также выразили готовность сотрудничать с правительством края и и органами местного самоуправления. Кроме того, банки озвучили ряд своих планов, которые будут реализованы в районах, а представители «Почты России» рассказали депутатам, что в скором времени на базе почты запустится банк.
Депутаты же призвали представителей банков развивать связь в поселениях и обеспечивать жителей районов банковскими услугами в полной мере. «На самом деле на сессии поднимала вопрос по отсутствию банкоматов в сельской местности я. Мне грустно, что я сегодня не услышала для своего округа ничего полезного — никакой информации, хотя практически нет связи в Мотыгинском, Тасеевском, Богучанском районе, Североенисейском, Абанском районах — 5 территорий, в которых нет практически связи и нет банкоматов. Один банкомат только стоит в селе Абан. Нужно идти в села, поселки, мы должны оказывать услуги населению, даже если один человек живет в поселке, три, пять — они должны получать услуги. Социальные проекты должны быть», — высказалась депутат Вера Оськина.
Прокомментировал проблему банковских услуг и председатель комитета по бюджету и экономической политике Законодательного Собрания Андрей Самохин: «У нас очень большая территория. Из более 1700 населенных пунктов региона более 15, тысяч не обеспечены банковскими услугами, то есть не могут выполнить элементарные функции — получить деньги, безналичный расчет и прочее. Кроме того, у нас есть 60 населенных пунктов, где даже нет почтовых отделений. Конечно, сегодня в современном мире чувствовать себя ущемленным — это недопустимо. Некоторые банки закрыли просто свои отделения из-за большой себестоимости и низкой доходности — им никто ничего возмещать не будет. Но задача государственной власти обеспечить доступность таких услуг, чтобы люди беспрепятственно смогли воспользоваться ими».
По итогам обсуждения участники круглого стола подготовили резолюцию, которая включает в себя рекомендации для банков, местных органов самоуправления и правительства края. Кроме того, в документ включена рекомендация по повышению среди населения финансовой грамотности. Этот документ в скором времени рассмотрят на комитете по бюджету и экономической политике края, а затем, возможно, и на сессии Законодательного Собрания.