В Красноярске прошли экологические публичные слушания
7 апреля Законодательное Собрание края провело публичные слушания по вопросу «Об экологической ситуации в городе Красноярске, неотложных и стратегических мерах по ее улучшению». В обсуждении приняли участие депутаты краевого парламента, члены регионального правительства, представители надзорных органов, крупных предприятий, экологических организаций, научного и экспертного сообщества.
Одной из основных экологических проблем города участники слушаний назвали отсутствие полной и объективной картины состояния окружающей среды и, в частности, атмосферного воздуха. На это указали модератор слушаний, спикер ЗС Александр Усс, и заместитель председателя правительства края Юрий Лапшин, выступивший с первым докладом. Вице-премьер отметил, что за последние 6 лет уровень загрязнения атмосферного воздуха в краевой столице снизился с «очень высокого» до «высокого». Он напомнил, что измерения содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе ведут на пяти стационарных постах и двух мобильных лабораториях.
«Но всей полноты картины эта работа, к сожалению, не дает. В идеале мы должны иметь методы объективного контроля на каждом источнике загрязнения. Только это позволит сделать точный вывод об общем объеме выбросов. Формирование объективного мониторинга состояния окружающей среды и в первую очередь атмосферного воздуха — это базовая, системная задача, которую необходимо продолжать последовательно решать. До решения этой задачи нам еще двигаться и двигаться», — констатировал Лапшин.
В этом году, по словам вице-премьера, планируется создать новый пост наблюдения — в Северо-Западном районе, и начать реализацию пилотного проекта совместно с Росгидрометом по организации согласованного функционирования государственной наблюдательной сети и созданию единой информационной системы.
Чиновник предложил крупным предприятиям уже сегодня начать передачу данных производственного экологического контроля и автоматических средств измерений в краевой центр мониторинга, который в свою очередь будет размещать эти данные на своем сайте для сведения горожан. Кроме того, он сообщил, что с 1 января 2017 года все промышленные источники загрязнения должны были оборудованы автоматическими газоанализаторами, а их информация должна предоставляться в режиме реального времени в краевой мониторинговый центр. «Это требуется для объединения всех систем мониторинга и получения объективной картины», — пояснил он.
Также среди предложений краевого правительства — ведение системной работы по совершенствованию транспортной системы города и замене автобусов на более экологичные, создание «коридоров проветривания» при градостроительном планировании, строительство жилых зданий в отдалении от транспортных магистралей, увеличение объемов озеленения микрорайонов и внедрение современных методов уборки города.
Заместитель председателя комитета Законодательного Собрания края по природным ресурсам и экологии Иван Ребрик представил предложения своих коллег по улучшению экологической ситуации в краевой столице. «Мы не должны забывать, что на самом деле мы дышим не теми выбросами, которые где-то на источниках, а теми концентрациями, которые создаются в конкретных местах — у лавочки у подъезда, в песочнице в детском садике, на конкретной остановке. Именно эта концентрация загрязняющих веществ губит наше здоровье», — заявил Ребрик.
Он призвал власти принять такие меры, чтобы уже к 2025 году в Красноярске не фиксировалось превышения ПДК по содержанию вредных веществ в атмосфере. В этих целях он предложил создать рабочую группу, которая займется разработкой комплексной программы «экологического оздоровления» красноярского воздуха. Эта группа, по мысли Ребрика, должна до 1 сентября подготовить проект программы.
Представляя наработки депутатского корпуса в сфере экологии, Ребрик предложил ряд мер по улучшению состояния окружающей среды. Среди них — создание «экологического фонда» в краевом бюджете, который будет формироваться из отчислений основных предприятий-загрязнителей, а средства из него должны идти на создание сети наблюдений и решение проблемы с городским транспортом.
Иван Ребрик также выступил за создание «экологической полиции» либо наделение сотрудников ДПС полномочиями по контролю за соблюдением транспортом экологических требований. В числе других предложенных им мер — разработка программы борьбы с городской пылью, ликвидация свалок вокруг города.
Депутат Горсовета Александр Коропачинский в своем выступлении призвал горожан отказаться от личного автотранспорта. По его данным, доля выбросов автомобилей в загрязнении красноярского воздуха достигает 72%. «Если мы хотим жить в чистой среде, если мы хотим дышать чистым воздухом, мы должны отказаться от автомобиля. Все страны через это прошли. Механизм только один — жесткое ограничение. Кто-то не должен ездить, — пояснил Коропачинский свой план. — Я говорю сейчас непопулярные вещи, но я на ближайших выборах никуда не собираюсь. Часть населения должна пересесть на общественный транспорт, часть — ездить на такси, а часть — платить за то, что они будут ездить в город на своих автомобилях, и эти средства мы с вами должны направлять на экологические мероприятия», — призвал депутат Горсовета.
Директор Красноярского краевого экологического союза Николай Зубов выступил за покупку электробусов, выпускаемых заводом «КАМАЗ». Он расписал преимущества такого вида транспорта и предложил заменить им автобусы на внутригородских перевозках пассажиров. Кроме того, по мысли Зубова, нужно по примеру соседней Хакасии построить солнечную электростанцию, которая будет давать энергию для зарядки электробусов.
Управляющий филиалом ООО «СибНИИуглеобогащение» Сергей Исламов выступил против идеи газификации теплоснабжения города. «Федеральный бюджет не в состоянии профинансировать строительство трубы до города, краевой бюджет — тоже. Теплогенерирующие компании не готовы вложить миллиарды рублей в реконструкцию ТЭЦ и котельных», — заявил он, пригрозив ростом тарифов. Эксперт назвал иллюзорными представления о том, что природный газ является более экологичным топливом: «Сжигание природного газа в котлах, не приспособленных для данного топлива, приведет к резкому увеличению выбросов окислов азота. Это второй по силе воздействия канцероген после бензапирена. Один килограмм природного газа потребляет четыре килограмма кислорода, а два килограмма угля (примерный тепловой эквивалент) — 2,83 килограмма кислорода. То есть мы на 42% увеличим потребление кислорода из атмосферы города. Выброс в атмосферу водяного пара в атмосферу города увеличится в два раза. А если мы начнем накачивать, как хамам, наш город водяным паром, экологический эффект будет отрицательным. Положительных аргументов в пользу природного газа я, специалист с 40-летним стажем, я не знаю».
Директор Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН (Новосибирск) Сергей Кабанихин рассказал об опыте крупных городов мира в борьбе со смогом — среди которых введение жестких требований к промышленности и поддерживаемый властями переход на электротранспорт.
По итогам публичных слушаний была одобрена резолюция с подробным перечнем рекомендаций, которую предстоит принять на одном из ближайших заседаний сессии Законодательного Собрания.