Выездное совещание по вопросу оздоровления регионального предприятия «КрасАвиа»
15 декабря комитет по промышленной политике, транспорту и связи Законодательного Собрания Красноярского края провел выездное совещание по вопросу оздоровления регионального предприятия «КрасАвиа». О положении дел народным избранникам доложил генеральный директор Валерий Мордань и его первый заместитель Максим Четвериков.
Открывая заседание председатель комитета Владимир Демидов напомнил коллегам: «8 декабря был принят во втором чтении бюджет Красноярского края. Мы договорились с министром транспорта о том, что будем рассматривать в течение ближайшего времени все виды транспорта, но начать мы решили именно с авиатранспорта, потому что он один из наиболее важных и серьезных вопросов. Мы со своей стороны все, что могли, в бюджет 2017-2019 года внесли, но, к сожалению, все внести не удалось. Уже в первом квартале следующего года мы должны рассмотреть стратегию развития транспортной сферы края, и сейчас мы рассматриваем каждый вид транспорта отдельно, чтобы понять, сколько нам нужно средств и какие еще формы взаимодействия возможны с частными лицами».
Далее депутаты перешли к обсуждению вопроса. Присутствующий на заседании министр транспорта края Сергей Еремин напомнил участникам встречи, что в 2016 году ситуация в компании была критической и требовала вмешательства. «У нас ситуация была такая, что в мае-июне „КрасАвиа“ стояла на краю пропасти. Поэтому, если бы никаких мер предпринято не было, то, я думаю, что компании уже бы и не было. Ситуация была за гранью предбанкротного состоянии. Мы были вынуждены принять меры по трансформации системы менеджмента. Понятно, что сейчас чудес не будет. На наш взгляд, эта процедура стабилизации будет происходит в течение примерно двух лет. Мы все равно понимаем, что на советском парке долго не протянем, нам нужно смотреть в сторону привлечения инвестиционного капитала», — рассказал Еремин.
Говоря о положении дел на предприятии и о том, чего удалось достичь новому руководству первый заместитель гендиректор Максим Четвериков напомнил, что в 2016 году доход «КрасАвиа» составляет чуть более 3 млрд рублей, рентабельность работы, по его словам, сейчас находится в отрицательном состоянии, а ожидаемый финансовый результат — «минус 51 млн рублей». Кроме того, он отметил, что больше половины авиапарка находится в неисправном состоянии, пригодными остаются лишь 44 %.
Существуют у компании также задолженности и долги: 51 млн составляет краткосрочная задолженность, 518 млн рублей — просроченная. «В общем это составляет 12,6 % от оборота предприятия. Сегодня краткосрочные кредиты сокращены на 27 млн и составляют 24 млн рублей, просроченная задолженность сокращена на 273 млн и составляет 245 млн рублей. При проведении мероприятий также было выявлено 80 млн скрытых расходов за конец 2015 — начало 2016 года», — пояснил Четвериков.
Пополнение бюджета компании также удалось совершить путем реализации воздушных судов, которые не имеют спроса и экономически неэффективно используются. Общий доход от этих мероприятий должен составить порядка 5 млн рублей. Срок реализации — до августа 2017 года.
В планах компании, по словам Четверикова, стоит развитие маршрутной сети как межрегиональной, так и внутри края. В рамках федеральной программы планируется открыть 13 новых маршрутов и 6 направлений в рамках коммерческой. Однако в компании отмечают, на сегодняшний день планы по открытию шести маршрутов уже реализованы. Для развития региональной маршрутной авиасети предприятие намерено открыть четыре новых межмуниципальных маршрута таких, как Красноярск — Норильск — Хатанга, Красноярска — Норильск — Диксон, Красноярск — Ярцево, Красноярск — Богучаны — Кодинск. С августа 2016 по май 2017 году «КрасАвиа» также откроет новые для себя маршруты. Это Красноярск — Подкаменная Тунгуска, Красноярск — Туруханск, Красноярск — Североенисейск.
Максим Четвериков также рассказал краевым депутатам, что в ближайшие годы запланирован перевод перевозок на местных воздушных линиях на легкие суда, который позволит повысить эффективность средств: «Замена на Ан-3 около 16 воздушных судов. В настоящее время все перевозки выполняются на Ми-8, количество направлений — 19. Эффект от этих мероприятий составит более 50 млн рублей», — заключил он. Однако на эти цели необходимо построить и отремонтировать посадочные площадки.
В заключении выступления Четвериков также добавил, что предприятие намерено более активно участвовать в закупках, в частности заключать контракты с Лесопожарным центром и санавиацией. Кроме того, одна из самых серьезных работ по оздоровлению компании пройдет в 2019 году — в «КрасАвиа» планируют сменить правовую форму с государственного предприятия Красноярского края на акционерное общество. По словам руководства, это позволит снизить риск отчуждения краевого имущества, сократить процедуры сделок, а также привлечь внешнее финансирование.
Заслушав доклад депутаты Законодательного Собрания края адресовали несколько вопросов докладчикам. Владимир Демидов поинтересовался за счет чего будет увеличена маршрутная сеть: «У вас в планах есть открытие новых маршрутов, а за счет чего, если изношенность авиапарка составляет больше половину?». В дискуссию вмешался министр транспорта Сергей Еремин, который отметил, что реализовать эту задачу получиться за счет ремонта и обновления старой техники.
Александр Симановский рекомендовал плотнее работать с лесопожарным центром, чтобы бюджетные средства использовались предприятиями края. Депутат Иван Серебряков предложил составить конкуренцию «Нордстару» и наладить сообщение между Красноярском и Норильском. Зампредседателя комитета Владимир Чащин поинтересовался, как обстоят дела с маршрутом Красноярск — Шушенское, и получил ответ, что такой рейс был запущен с мая по сентябрь 2016 года и будет возобновлен в этот же период. Намечено проведение кампании по привлечению пассажиров на этот маршрут.
Затем депутаты перешли к обсуждению еще одного вопроса: становление аэропорта «Черемшанка» единым региональным авиаоператором. Как рассказал гендиректор аэропорта Андрей Колесников, создание единого оператора краевой авиации позволит сохранить инфраструктуру северных аэропортов, а также продолжить развитие социальных программ.
«Сохранение инфраструктуры северных аэропортов, развитие региональной базы авиакомпаний, поддержка социально значимых напправлений полетов, „КрасАвиа“ же сможет сосредоточиться на перевозочной деятельности и реновации воздушных судов. Суммарный положительный эффект для двух государственных компаний „КрасАвиа“ и „Черемшанка“ составит порядка 60 млн рублей в год, при этом создание базового аэропорта не потребует бюджетных инвестиций, так как будет осуществлять за счет собственных средств предприятия», — рассказал Колесников.
Он также отметил, что «Черемшанка» будет предоставлять услуги по более низкой стоимости: «Например, стоимость обслуживания Ан-24 в „Емельяново“ составляет 28 тысяч рублей, в „Черемшанке“ — 7 042. Средние расходы обслуживания одного пассажира в „Емельяново“ составляют порядка 2,5 тыс рублей, в „Черемшанке“ — от 800 до 1300 рублей. Разница в цене доходит до 300 %, я не думаю, что эта разница будет снижаться».
В случае создания единого регионального оператора аэропорты Туры, Байкита, Ванавары, Хатанги и Енисейска перейдут под управление предприятия «Черемшанка». По словам Андрея Колесникова, это позволит консолидировать имеющиеся аэропортные мощности «Черемшанки», а «КрасАвиа» улучшить финансово-экономическое состояние.
«Наше предприятие готова за счет собственных средств обеспечить качественное обслуживание пассажиров с минимизацией всех затрат, я имею ввиду избыточную и оплачеваемую при этом пассажиром комфортность, которую мы не собираемся обеспечивать при организации региональных перевозок — трапы, импортные автобус, пальмы, дорогостоящие кафе и прочее», — добавил он.
Владимир Демидов спросил, ставит ли правительство целью акционирование Черемшанки. Министр Сергей Еремин ответил, что первоочередная задача авиапредприятия — собрать под свое крыло северные аэропорты, создать единого оператора регионального аэропортового хозяйства. В свою очередь это снизит издержки компании «КрасАвиа», на балансе которой находится ряд объектов. Что касается вопроса акционирования, то это уже следующий шаг.
Владимир Чащин также поинтересовался, в чем смысл передачи убыточных аэропортов из одного госпредприятия в другое. Сергей Еремин отметил: «Аэропорт и авиакомпания — это, по сути, два разных вида бизнеса. Сейчас предприятие „КрасАвиа“ вынуждено перекрывать убытки от аэропортов доходами от своей основной деятельности — авиаперевозок. Андрей Колесников к словам министра добавил, что Черемшанка сможет покрывать финансовые издержки за счет других аэропортов. При этом появится единый аппарат управления, что будет способствовать эффективности экономики».
По итогам дискуссии информация от руководства «КрасАвиа» была принята к сведению, депутаты отметили, что намерены и дальше отслеживать ситуацию на предприятии. По вопросу создания единого оператора аэропортового хозяйства края на базе авиапредприятия «Черемшанка» члены комитета решили обратиться в правительство края.