21 февраля состоялось выездное заседание комитета по промышленной политике, транспорту и связи.
Депутаты обсудили эффективность и перспективы проекта «Городская электричка» в Красноярске.
Рельсовый маршрут парламентариев пролегал от железнодорожного вокзала до станции Бугач, затем через Красноярск-Северный, по правобережью и завершался отправной точкой — железнодорожным вокзалом. В специальном вагоне рабочей электромотрисы КрасЖД, в которой проходила поездка по Красноярску, народные избранники заслушали несколько докладов и задали выступающим вопросы относительно развития проекта.
Во вступительном слове председатель комитета Владимир Демидов напомнил коллегам, что обсуждение транспортных тем в рамках выездного заседания должно стать традицией. В прошлом году парламентарии посетили предприятие «КрасАвиа», где шла речь о развитии региональной авиации. Сегодня предлагается оценить проект «Городская электричка», запущенный по инициативе Красноярской железной дороги. «Проект существует уже два года, есть положительная динамика пассажиропотока и планы развития, которые мы намерены обсудить», — сказал депутат.
Депутат Законодательного Собрания, начальник КрасЖД Владимир Рейнгардт выступил основным докладчиком. Он рассказал, что на самом деле тема организации городской электрички появилась еще в 2008 году, и эту идею поддержал еще тогда экс-губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Сначала электричка делала полный оборот по городу за 1 час 40 минут, затем удалось сократить это время на 20 минут. Но проект не обрел популярность у пассажиров из-за неразвитости инфраструктуры.
В 2012 году, когда произошел существенный рост автомобилизации населения и городские дороги перестали выдерживать пиковые нагрузки, было решено вернуться к проекту. В сентябре 2014 года было подписано соглашение между Красноярской железной дорогой, администрацией города и правительством края о сотрудничестве при организации перевозок пассажиров такой электрички не только в столице региона, но и внутри Красноярской агломерации.
«Мы первые в России начали реализовывать этот проект, — сообщил Владимир Рейнгардт. — Когда мы его продемонстрировали на Красноярском экономическом форуме, то я увидел живой интерес губернаторов, которые захотели применить его на своей земле. Мы дали начало развития городскому железнодорожному транспорту как большому социальному проекту».
Сегодня проект включает три направления: Овинный — Бугач — Красноярск — Енисей — Сады, Красноярск — Бугач — Красноярск-Северный, Красноярск — Енисей — Дивногорск. Они охватывают практически все районы как на правобережной части города, так и на левом берегу, а также город-спутник. В схему движения входят 17 остановочных пунктов на территории города и 6 на маршруте от Красноярска до Дивногорска. Сегодня ежедневно в городской черте проходят 30 пар электропоездов, в том числе 10 пар, которые курсируют только в пределах Красноярска.
Разработанный график движения обеспечивает доставку жителей в утренние и вечерние часы на работу и обратно, позволяя избежать пробок на дорогах. В некоторых поездах на внутригородских маршрутах число пассажиров достигает 90 % вместимости вагона. Отличительной особенностью внутригородского электропоезда является скорость: время в пути при поездках с правого на левый берег или из центра в микрорайон Северный сокращается минимум в 1,5 раза по сравнению с другими видами общественного транспорта. Еще одно преимущество проекта — единый тариф, который составляет 19 рублей вне зависимости от дальности поездки. Кроме того, с 2014 года ОАО «Краспригород» осуществляет перевозку городских пассажиров по транспортной карте, которая позволяет рассчитываться без наличных денег непосредственно в вагоне электропоезда. Таким способом оплаты пользуются 10% внутригородских пассажиров. При этом при пересадке с одного вида транспорта на другой карта дает возможность экономии в два рубля.
Важный элемент проекта «Городская электричка» — перехватывающие парковки. Доехав до станции Красноярск-Северный или Енисей на личном автомобиле, пассажиры могут оставить его бесплатно на стоянке, если приобретут билет на проезд в городской электричке. Следующая такая парковка появится возле станции Базаиха. Также рассматривается возможность обустройства перехватывающих парковок у станций Злобино и Шинный завод. Для удобства пассажиров в марте 2017 года планируется оснастить все электропоезда беспроводным Интернетом. Если же говорить о количественных характеристиках, то с 2012 года, когда началась реализация проекта, пассажиропоток увеличился на 49%. В 2016 году количество пассажиров стало больше относительно предыдущего года на 8 % и составило 1,145 млн человек.
В 2014 году появился пилотный транспортно-пересадочный узел на самой крупной станции Красноярск-Северный. По решению мэрии к этой станции было подведено 6 городских маршрутных автобусов, что связало электропоезда и автобусы в единую транспортную сеть. Сегодня направление Красноярск — Бугач — Красноярск-Северный обслуживают 7 пар поездов. Время поездки из микрорайона Северный до центра города составляет 30 минут.
Следующим шагом, имеющим стратегическое значение для развития проекта, станет перспективное планирование и строительство новых остановочных пунктов в увязке с градостроительными программами. Новым генеральным планом города предусмотрено, что в 13 микрорайонах будут проживать 340 тысяч человек, которым необходимы транспортные услуги. При этом практика показывает эффективность использования городской электрички. В 2015 году для жителей микрорайона «Белые Росы» был организован остановочный пункт, с которого сегодня ежедневно отправляются в поездки более 500 горожан.
Стратегически важным для Красноярска видится внедрение транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Генпланом города предусмотрено возведение шести таких узлов регионального и шестнадцати — городского значения. Первый крупный ТПУ «Северное шоссе» появится в месте пересечения улиц Авиаторов и Светлогорской на площадке между двумя новыми микрорайонами — «Преображенский» и «Солонцы-2». Предполагается, что здесь пассажиры будут попадать по крытому переходу в современный терминал, где смогут подождать свой автобус или пройти в супермаркет.
Владимир Рейнгардт также рассказал о том, как будет использоваться городская электричка при проведении Универсиады в Красноярске. Маршрут электропоездов позволит доставлять гостей к основным спортивным объектам: фан-парку «Бобровый лог» (ст. Бобровый лог), Академии зимних видов спорта (ст. Путепровод), Ледовой арене «Тихие Зори» (ст. Тихие Зори), спорткомплексу им. И. С. Ярыгина и Центральному стадиону (ст. Студенческая), «Арене-Север» (ст. Северное шоссе). При этом парламентарий добавил, что администрации города необходимо усилить свою работу в части обеспечения подходов к станциям и провести ряд других мероприятий инфраструктурного характера.
Следующим докладчиком был министр транспорта Сергей Еремин. Он отметил, что первоначально у властей, инвесторов, транспортных компаний, пассажиров было разрозненное понимание проекта. За короткий срок удалось выработать идеологию и скоординировать все заинтересованные стороны. В то же время министр подчеркнул, что проект городской электрички находится еще только в начале пути и для эффективной его реализации нужны серьезные капиталовложения.
«Мы серьезно не увеличим пассажиропоток без пересадочных узлов и обновления подвижного состава, — заявил министр. — Максимум дойдем до полуторамиллионного пассажира. Но это не та цифра, к которой мы стремимся. Мы должны перевозить 20 млн пассажиров в год. Однако без инфраструктурных вложений мы не выйдем на такие отметки».
Заместитель главы Красноярска Игорь Титенков рассказал о мероприятиях администрации, проводимых в рамках соглашения с КрасЖД и правительством края. По его словам, в 2013 году на станциях Злобино, Базаиха, Енисей были отремонтированы тротуары, установлены опоры освещения. Работы также проводились на Путепроводе, Красноярск-Северном и других станциях. В 2014 году были установлены информационные указатели на платформах Шинный завод, Водопьяново, Белые Росы. В 2015 году к Белым Росам была подведена пешеходная дорога и установлены опоры освещения. Проблемным вице-мэр назвал только земельный вопрос: есть полосы отвода железной дороги, к которым примыкает городская территория, и здесь необходимо наладить координацию.
В ходе выездного заседания Владимир Рейнгардт заострил внимание коллег на проблеме обновления подвижного состава электричек. Суть в том, что в связи с вступлением в силу технического регламента Таможенного союза правительство РФ приняло решение о прекращении с 2016 года эксплуатации подвижного состава при достижении назначенного срока службы.
На балансе красноярской дирекции находится 35 технически исправных электропоездов, или 243 вагона. В их числе 18 вагонов, которые компания приобрела в прошлом году в рамках инвестиционной программы. На это ушло порядка 700 млн рублей. Из общего количества парка компания арендует 32 электропоезда, или 213 вагонов. Еще 30 вагонов арендовано у Центра транспортной логистики (ЦТЛ), который находится в собственности края. С 2017 по 2020 годы подлежат выбытию 15 электропоездов, или 118 вагонов (49% парка). Из них в этом году — 26 вагонов, в 2018-м — 74, в 2019-м — 8, в 2020-м — 10.
«Таким образом, уже в 2018 году совокупный парк подвижного состава РЖД и ЦТЛ составит всего 173 вагона, что меньше необходимого для обеспечения перевозок», — подчеркнул депутат.
В ходе дальнейшей дискуссии прозвучали разные варианты решения проблемы. Владимир Рейнгардт предложил обратиться к правительству РФ и в Госдуму для разработки специальной программы, субсидирующей обновление пригородных электропоездов в регионах страны. Также обсуждалась идея предоставить налоговую льготу железнодорожникам на вновь вводимые объекты при условии обновления парка поездов. Депутат Виктор Кардашов предложил привлечь инвестиции физических лиц под условный проект «Народная электричка», а Иван Серебряков — финансово-промышленных групп, работающих на территории края.
В результате обсуждения было решено подготовить обращение в правительство РФ и детально проанализировать вопрос обновления подвижного состава.
«Сегодня многие коллеги впервые проехали в городской электричке, увидели и услышали, что она собой представляет, — прокомментировал итоги поездки председатель комитета Владимир Демидов. — Этому проекту уже три года, мы считаем, что он нужен и важен для Красноярска. Но для его развития необходимо обновлять подвижной состав. Городская электричка пока перевозит около 1,2 млн пассажиров в год. Вместе с тем весь общественный транспорт Красноярска перевозит 700 тысяч пассажиров ежесуточно. Чтобы люди больше пользовались электричкой, необходимо организовать пересадочные пункты, платформы, обеспечить к ним доступ, подвести автобусные маршруты. Сделано уже немало, но для развития нужны капитальные вложения. Сегодня на заседании были представители строительного бизнеса, которые занимаются возведением домов в микрорайонах, нуждающихся в общественном транспорте. Нам нужно использовать государственно-частное партнерство, смотреть на финансовые возможности в рамках подготовки к Универсиаде и бюджета следующего года».