Краевые депутаты провели публичные слушания об исполнении краевого бюджета в 2018 году
4 июля в Железногорске депутаты Законодательного Собрания провели публичные слушания об исполнении бюджета Красноярского края в 2018 году. В отличие от прошлых лет в этом году слушания проходили в выездном формате — в Железногорске, на базе Сибирской пожарно-спасательной академии. В мероприятии приняли участие депутаты краевого парламента и местных советов, члены регионального правительства, главы территорий, представители бизнеса, экспертного сообщества и общественности.
Публичные слушания об исполнении краевого бюджета проводятся в соответствии с федеральным законодательством и являются важной частью бюджетного процесса. Они позволяют подвести итог работы органов власти за год в области финансовой и экономической политики. Это эффективный инструмент парламентского контроля, который позволяет обсудить острые проблемы, стоящие перед регионом, и наметить пути их решения. По итогам публичных слушаний будет принят проект резолюции, который после доработки утвердит сессия Законодательного Собрания.
«Мы неслучайно прибыли в Железногорск. Обсуждение исполнения бюджета предполагает некую публичную площадку, где и исполнительная, и представительная власть в лице Законодательного Собрания отчитывается перед жителями Красноярского края. Особенности формирования бюджета 2018 года предполагали базовые значения, которые были достигнуты. Это позволило исполнить обязательства перед жителями края. Основное внимание было сосредоточено на эффективном использовании всех наших финансов, материальных ресурсов, чтобы каждый рубль шел строго по назначению. Минувший год запомнился тем, что в этот период формировались стратегические для края документы. Депутаты Законодательного Собрания активно обсуждали вместе с правительством стратегию развития региона на перспективу до 2030 года. Что касается муниципальных образований, то мы приступили к формированию правовой базы для запуска проекта „Локальная экономика“. Это очень важно для наших районов и городов, поскольку субъекты малого предпринимательства заинтересованы в том, чтобы была государственная поддержка», — рассказал председатель комитета по бюджету и экономической политике Владимир Чащин.
Он также отметил, что по итогам 2018 года более 300 млн рублей получили предприниматели для развития своего бизнеса. Получив господдержку, предприниматели смогли направить более миллиарда рублей на развитие своего дела. Они вышли на экспортные поставки и порядка 400 млн рублей заработали, продавая красноярскую продукцию на внешнем рынке. «Сейчас в Законодательном Собрании на рассмотрении находится проект закона об инвестиционной политике Красноярского края. Это совершенно новый документ, который позволит существенно увеличить наши финансовые и экономические возможности для того, чтобы край, имея такие природные ресурсы, смог реализовать свой потенциал в полной мере», — пояснил депутат.
«2018 год показал, что при правильном бюджетном планировании можно достигать целевых показателей, которые определяют качество жизни любого региона. Сейчас достаточно хорошая правовая база для того, чтобы все финансовые ресурсы были реализованы в наших 24 госпрограммах. По итогам 2018 года примерно 93 % всех бюджетных средств заложено именно в этих программах, то есть деньги идут строго по назначению. Это не распыление финансовых средств, а их концентрация для улучшения качества жизни красноярцев».
Открыл публичные слушания председатель Законодательного Собрания Дмитрий Свиридов. Он отметил, что выездной формат мероприятий, проводимых краевым парламентом, эффективно зарекомендовал себя, поскольку позволяет ознакомиться с особенностями территорий, вникнуть в их специфику. «Железногорск производит позитивное впечатление в плане благоустройства, чистоты и порядка на улицах, — сказал Дмитрий Свиридов. — Хочу поблагодарить руководство города за оказанное гостеприимство и возможность провести здесь публичные слушания. Особые слова признательности хочу выразить нашему коллеге — депутату Законодательного Собрания, директору ГХК Петру Гаврилову, а также начальнику Сибирской пожарно-спасательной академии Ивану Сергееву».
По словам спикера краевого парламента, в 2018 году управление финансами было направлено на сохранение устойчивости консолидированного бюджета края и эффективное исполнение обязательств. Это был год завершающей реализации майских указов президента РФ, решалось множество задач инфраструктурного развития, в основном связанных с подготовкой к Универсиаде.
«Отличительной особенностью бюджета 2018 года являлось увеличение капитальных расходов, — подчеркнул спикер. — Помимо объектов Универсиады введен в эксплуатацию перинатальный центр в Норильске, новый хирургический корпус БСМП в Красноярске, 37 зданий ФАП в районах края, открыто три новых спортивных центра, велось строительство школ, продолжалась подготовка к 400-летию Енисейска. За счет средств дорожного фонда в Красноярске была построена развязка в микрорайоне Тихие Зори, завершено строительство дороги в створе улицы Волочаевской, началась реконструкция дороги Красноярск — Солонцы, продолжается капитальный ремонт дороги Епишино — Северо-Енисейский. В крае реализовывались 24 государственные программы, в том числе две новые — «Энергоэффективность и развитие энергетики» и «Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды».
Дмитрий Свиридов напомнил, что по итогам слушаний будет принята резолюция, а сессия рассмотрит законопроект «Об исполнении краевого бюджета за 2018 год».
Об итогах социально-экономического развития края в 2018 году рассказал министр экономики и регионального развития Егор Васильев. Он подчеркнул, что по итогам прошлого года валовой региональный продукт края составил 2,2 трлн рублей, что на 4 % больше показателя аналогичного периода. Основа динамичного развития — крупные инвестпроекты. Ежегодно в экономику края поступает более 420 млрд рублей. «Кроме того, к числу объективных факторов, значительно влияющих на динамику экономического роста, традиционно относятся значения нескольких конкретных внешнеэкономических показателей. В первую очередь я говорю о ценах на нефть, металлы и курсе национальной валюты, — пояснил Егор Васильев. — Среднегодовая цена нефти марки Urals повысилась с 53 долларов США до 70, курс валюты понизился до 62,5 рубля».
По словам министра, наибольшая инвестиционная активность сложилась в нефтегазовом секторе, металлургии, лесном комплексе и транспорте. Кроме того, в 2018 году завершалось строительство социальных и инфраструктурных объектов, прежде всего объектов XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в Красноярске. Реализация на территории края крупных инвестиционных проектов, в частности, реализованных в предыдущие годы проектов освоения нефтегазовых месторождений Ванкорского кластера и месторождений на юге Эвенкии, а также проведенная масштабная модернизация металлургических мощностей на территории Норильского промышленного района стали ключевыми факторами прироста в 2018 году объемов промышленного производства. В целом он увеличился на 6,4 %.
Сектор добычи полезных ископаемых, а также обрабатывающие предприятия продемонстрировали прирост производства на 6,8 % и 6,4 % соответственно. В производственном секторе края высокий удельный вес по-прежнему сохраняется за металлургическим комплексом, за 2018 год прирост составил 5,8 %. В лесопромышленном комплексе на 7,1% увеличился выпуск продукции обработки древесины и производство изделий из дерева.
Ситуация в сельском хозяйстве края в 2018 году, как и в предыдущем, 2017, складывалась под влиянием неблагоприятных погодных условий для отрасли растениеводства в период посевной кампании и в ходе уборки урожая. Тем не менее объем сельскохозяйственного производства вырос на 3,1 %. В сфере жилищного строительства в 2018 году введено 1 148,5 тыс. кв. метров жилья, что на 8,7 % больше, чем в 2017. Увеличение обусловлено значительным сокращением строительства (на 23,1 %) в предыдущем году и активизацией строительства на объектах, приостановленных в 2015-2016 годах в условиях ограниченной доступности кредитных ресурсов для организаций и населения.
По итогам 2018 года инфляция в крае составила 4,3 %. Средняя заработная плата возросла номинально на 11 % к уровню 2017 года и достигла 45,6 тыс. рублей, в реальном же исчислении рост составил 8,2 %. На рынке труда края в прошлом году сохранилась стабильная ситуация: уровень зарегистрированной безработицы составил 0,8 %. В завершение Егор Васильев остановился на территориальном аспекте и подчеркнул, что уровень развития и качество жизни населения в муниципальных образованиях значительно разнятся. К примеру, зарплата в Северо-Енисейском районе в 3,7 раза выше, чем в Назаровском. Объем потребительского рынка на одного жителя в год в Красноярске составляет 308 тысяч рублей, в Шарыповском районе — 32 тысячи.
«Безусловно, существуют объективные географические и исторически сложившиеся факторы. Однако в условиях экономического роста нет оснований эту ситуацию консервировать, и первоочередной задачей региона мы считаем повышение качества жизни в каждом муниципальном образовании», — заявил Егор Васильев.
С основным докладом об исполнении бюджета выступила первый заместитель министра финансов Ольга Собещанская. Она отметила, что помимо указов президента и подготовки к Универсиаде краю в 2018 году предстояло обеспечить решение Конституционного суда, обязывающее выплачивать МРОТ с учетом районного коэффициента и северных надбавок. Благодаря взаимодействию с федеральным центром краю выделили 2,9 млрд рублей, которые отчасти помогли решить проблему. Остальные средства изысканы регионом самостоятельно.
В целом год удалось завершить успешно. Бюджет исполнен по доходам в сумме 238 млрд рублей, что на 29,7 млрд рублей больше уровня 2017 года. Во многом этому способствовала межведомственная работа по повышению доходной базы, в которую включились практически все министерства и ведомства. Проводилась активная работа с земельно-имущественным комплексом, а также по совершенствованию федерального и краевого законодательства.
Безвозмездные поступления составили 39,2 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2017 годом на 4,5 млрд. Рост обусловлен главным образом выделением краю средств на подготовку к проведению Универсиады, а также на повышение минимального размера оплаты труда. Кроме того, получена поощрительная дотация из федерального бюджета в размере 1,6 млрд рублей за рост налогового потенциала по налогу на прибыль. Расходы составили 239,8 млрд рублей, из них собственные — 215,4 млрд. Своевременно финансировались все социально значимые расходы: заработная плата, меры социальной поддержки, коммунальные услуги, трансферты территориям. «Дефицит сложился в размере 1,8 млрд рублей, что меньше планового в 10 раз. Это самое низкое значение дефицита бюджета за последние годы», — подчеркнула Ольга Собещанская.
По итогам 2018 года объем государственного долга края оказался ниже планового уровня на 13,6 млрд рублей и составил 103,9 млрд. При этом его доля в налоговых и неналоговых доходах снизилась — с 57,4 % до 52,3 %. Забегая вперед Ольга Собещанская сообщила, что по итогам первого полугодия текущего года госдолг удалось снизить до 96 млрд рублей. Также она отметила, что эффективность проводимой в крае бюджетной политики подтверждается заключениями независимых экспертов, в том числе международными рейтинговыми агентствами.
В заключение Ольга Собещанская заявила, что текущий год — самый важный с точки зрения запуска национальных проектов. В ближайшую трехлетку на их реализацию в краевом бюджете запланировано свыше 50 млрд рублей, из которых половина — средства Федерации. Региону предстоит активно включиться в эту работу и при этом не забывать о достигнутых ранее показателях в плане выполнения майских указов президента. Кроме того, важно продолжить курс на повышение эффективности расходов и качества управления. Ольга Собещанская сообщила, что край намерен экстраполировать опыт реорганизации учреждений культуры, где были сокращены юридические лица, на другие сферы, в частности, на образование.
Следующим выступил заместитель председателя Счетной палаты края Виктор Астраханцев. Он представил заключение контрольного органа на отчет об исполнении бюджета. По его словам, 2018 год характеризуется переходом экономики края от стадии восстановления к стадии роста, наращиванием объемов промышленного производства, закреплением благоприятной ситуации на рынке труда, увеличением объемов внутренней и внешней торговли, благоприятной ценовой конъюнктурой на основные экспортируемые товары.
«Вместе с тем подтвердились отдельные риски социально-экономического развития, среди которых значились снижение объема строительных работ и инвестиционной активности организаций, превышение целевых темпов инфляции, относительное увеличение уровня бедности населения края», — посетовал зампред Счетной палаты.
В 2018 году приоритеты финансовой политики были направлены на решение основных задач, обозначенных в послании президента РФ Федеральному Собранию, и другими ориентирами, определенными на федеральном и краевом уровнях. Но добиться удалось далеко не всех поставленных целей, подчеркнул докладчик, поскольку доходный потенциал края отстает от растущих потребностей, продиктованных как накопившимися проблемами, так и национальными задачами.
«Мы продолжаем жить, опираясь на свой собственный налоговый потенциал и в меньшей степени на федеральный ресурс, который, как правило, носит целевой характер, — сказал Виктор Астраханцев. — Нам трудно судить, насколько сохранены органами исполнительной власти края навыки работы с федеральным центром. Но не покидает здоровое подозрение, что взаимодействие может быть более продуктивным».
В качестве замечаний Виктор Астраханцев отметил, что в отчетном периоде не в полной мере учтены приоритеты развития, обозначенные в послании президента РФ. Это касается предоставления помощи населению, исходя из справедливости, адресности и нуждаемости; обновления детских поликлиник; создания ФАПов и врачебных амбулаторий в малых поселках и деревнях; реконструкции сети региональных аэропортов. Отдельные задачи в части взаимосвязи бюджетного и стратегического планирования, программно-целевых методов управления, повышения качества администрирования доходов сохраняют актуальность и сейчас.
Зампред Счетной палаты обратил внимание на то, что край продолжает оставаться в тройке лидеров страны (после Краснодарского края и Московской области) по абсолютной величине государственного долга. При этом аудитор одобрительно высказался в отношении сокращения дефицита и роста доходной базы.
«В 2018 году структура доходов существенно не изменилась, — сказал он. — Основными остаются налоги на прибыль, на доходы физлиц и на имущество организаций. Обращает на себя внимание объем неналоговых доходов, который за пять лет увеличился на 47 % и приблизился к 5 млрд рублей. Основной объем задолженности (42 %) приходится на министерство лесного хозяйства — по арендным платежам за использование лесов. Наблюдается тенденция увеличения безвозмездных поступлений в краевой бюджет — рост на 13 %».
В отношении расходной части зампред Счетной палаты сделал акцент на том, что бюджет исполнен в сумме 239,8 млрд рублей, и это составляет 95,2 % от плана. Неисполненными оказались средства в сумме 12 млрд рублей, которые должны были быть направлены на объекты капитального строительства и на межбюджетные трансферты. «В 2018 году планировалось введение 46 объектов из перечня строек, а фактически было введено из них в эксплуатацию 19, — подчеркнул Виктор Астраханцев. — Очевидно, что ввод строящихся объектов остается низким, что приводит к нарастанию объемов незавершенного строительства».
Доля межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям составила 40 % от средств краевого бюджета. Из них 55 % занимают субвенции, 42,5 %— субсидии и дотации. Общая линейка трансфертов увеличилась с 201 до 213. В завершение Виктор Астраханцев сказал, что край является одним из опорных регионов страны и на фоне других может позволить себе больше положенного.
Следующим выступил вице-спикер краевого парламента, член комитета по бюджету и экономической политике Сергей Зяблов. Его доклад был посвящен программно-целевым подходам при формировании бюджета. «Каждое муниципальное образование в крае обладает своей спецификой и возможностями. 50 % бюджета наполняет десяток крупнейших компаний, и в территориях, где они расположены, ситуация „повеселее“. А в остальных с 2013 года не прибавилось ни на йоту бюджетных показателей. Поэтому мы поддерживаем минэкономики в плане региональных проектов развития, как и то, что территориям важно своевременно подключаться к их реализации».
Сергей Зяблов посетовал, что в крае наблюдается большой отток населения. Есть вопросы и по зарплате: в реальном выражении она практически не растет. В связи с этим вице-спикер отметил важность программного принципа формирования бюджета и заявил, что госпрограммы края доказывают свою эффективность. В заключение депутат коснулся развития локальной экономики, решения инфраструктурных проблем и комплексной программы развития сельских территорий, которая была принята на федеральном уровне.
После докладчиков слово было предоставлено другим участникам публичных слушаний. Министр спорта Сергей Алексеев рассказал собравшимся о том, что на мероприятия в области физкультуры и спорта в 2018 году было направлено более 15 млрд рублей, в том числе 3 млрд за счет федеральных средств. Муниципальным образованиям были предоставлены субсидии на модернизацию материально-технической базы (получили 27 МО), на обустройство плоскостных сооружений в сельской местности (получили 11 МО), на поддержку действующих спортивных клубов по месту жительства (получили 52 МО), на приобретение специализированного спортивного инвентаря для людей с ограниченными возможностями здоровья (получили 12 МО). В проекте бюджета на будущую трехлетку все субсидии в том же объеме будут сохранены. Также министр сообщил, что на реализацию национального проекта «Спорт — норма жизни» в крае в 2019 году будет направлено 300 млн рублей.
Заместитель министра строительства Елена Цитович рассказала о том, как в муниципальных образованиях в рамках софинансирования реализуются программы по благоустройству территорий. Она сообщила, что население активно принимает в этом участие, в территориях ремонтируются памятники, погосты, пешеходные дорожки, дворы, скверы и парки. Также Елена Цитович подробно осветила требования для участия в конкурсах и программах.
Первый заместитель главы Красноярска Владислав Логинов остановился на теме подготовки краевого центра к Универсиаде. По его словам, город приобрел новые общественные пространства, которые уже полюбились красноярцам. К реализации проектов удалось привлечь бизнес и общественность. Применялись современные технологии, впервые были построены надземные пешеходные переходы из алюминиевых конструкций. Администрация приобрела хороший опыт управленческих решений.
Глава Сухобузимского района Александр Алпацкий рассказал о реализованных проектах, с которыми в администрацию обращались жители муниципального образования, и поблагодарил краевую власть за возможность участвовать в программе поддержки местных инициатив. Председатель Курагинского районного Совета депутатов Любовь Заспо сообщила о практике проведения муниципального форума в территории и подчеркнула, что такие мероприятия помогают обозначать проблемы и выстраивать стратегические цели, намечать точки роста экономики.
В завершение Дмитрий Свиридов поблагодарил всех за работу и сказал, что все предложения в резолюцию публичных слушаний можно будет направить в редакционную группу. Документ депутаты обсудят в профильном комитете, после чего его вынесут на рассмотрение сессии.