Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Онлайн-инструменты, новые рынки, рост в период кризиса»: участники КЭФ-2021 обсудили экспортный потенциал России

«Онлайн-инструменты, новые рынки, рост в период кризиса»: участники КЭФ-2021 обсудили экспортный потенциал России

16.04.2021
1

Падение и взлет

В Красноярске 15 апреля прошла форсайт-сессия «Экспортный потенциал РФ 2035», в ходе которой эксперты должны были не только обсудить сегодняшние реалии, но сделать прогнозы, как в течении ближайших 14 лет будет развиваться российский экспорт, и к чему следует готовиться участникам экономической деятельности.

В ходе сессии директор Центра экономических и финансовых исследований и разработок Российской экономической школы, проректор ВАВТ Минэкономразвития, профессор Наталья Волчкова рассказала, как экспортёрам РФ удалось пережить коронакризисный год и какие меры они принимали, что справиться с трудностями, возникшими из-за пандемии.

«Российский экспорт упал, но чувствует себя гораздо лучше экспорта многих стран мира. Во II квартале 2020 года экспорт РФ упал на 20 %, но здесь же, во II квартале, падение остановилось и начался рост. С мировым экспортом этого не произошло — он продолжал падать в III и IV кварталах. В 2020 году мы провели опрос около 1000 экспортеров обрабатывающей промышленности России и выяснили, что четверть из них кризис не затронул. Около 70 % предприятий использовали „удаленку“ и планируют продолжать ее использовать; четверть экспортеров была вынуждена приостановить работу на определенный период», — сказала Наталья Волчкова.

Согласно результатам опроса, около 35 % рассказали о задержках поставок как из-за рубежа, так и внутри страны. Это говорит о том, что экономический кризис, вызванный пандемией, нанес примерно одинаковый уровень и глобальным, и внутрироссийским цепочкам экспорта. А значит, кризис больше не несет угрозу глобальным цепочкам, считает Волчкова: его тяжесть равномерна как для внешнего, так и для внутреннего рынка — само по себе пересечение границ другого государства не создает дополнительных трудностей для предприятий.

Наталья Волчкова

Важный момент: подавляющее большинство опрошенных предприятий уверены, что не столкнуться с новыми трудностями в дальнейшем. Около половины опрошенных рассказали, что изменение их объема продаж составило менее 25 %.

По итогу получается, что российские экспортеры обрабатывающей промышленности, столкнувшись с падением в начале года — к концу года справились с кризисом.

На конкретных примерах

Советник заместителя Председателя Правления ПАО «Сбербанк» Наталья Голудина во время онлайн-включения в работу студии рассказала, что как ситуацию с экспортом видят в Сбере — именно он обслуживает большую часть российских экпортеров.

«Можно выделить три тренда, которые свойственны успешным экспортерам. Первый тренд — это изменение модели продаж: выходы на международные маркетплейсы и адаптация собственных сайтов под иностранных покупателей. Второй тренд: перестройка каналов продвижения — онлайн-маркетинг, группы в соцсетях, партнерство с блогерами. Третий тренд: переход от офлайн-поиска партнеров к поиску в онлайне. Например, участие в виртуальных выставках и конференциях», — рассказала Наталья Голудина.

Советник заместителя Председателя Правления ПАО «Сбербанк» привела два конкретных примера, когда экпортерам удалось перестроиться под новые условия.

Первый пример: крупный клиент Сбера, компания «Арсал», занимающаяся экспортом экзотических товаров. А точнее планктонных организмов — артемий — которыми питаются креветки. Из-за сокращения туризма у компании сильно сократились заказы: артемий часто заказывал ресторанный бизнес, который пострадал сильнее большинства отраслей мировой экономики. Но компания «Арсал» перешла в онлайн-формат и сильно пересмотрела позиционирование своего продукта. На первый план вышли качественные составляющие, а не эмоциональные — последние могли дать живые офлайн-презентации, от которых пришлось отказаться из-за пандемии.

Второй пример: малый бизнес по производству мёда — компания «Тайга органика» столкнувшаяся не только с сокращением офлайн-мероприятий, но и с транспортными проблемами, отгрузкой товаров в Китай. Компании помог выход на eBay, благодаря которому география поставок заметно выросла — вместо Китая, «Тайга органика» стала поставлять мёд в европейские страны.

В свою очередь Сбер для помощи клиентам сконцентрировался не на финансовых инструментах, а на организации онлайн бизнес-миссий: ими воспользовались 800 клиентов банка, и новый онлайновый формат помог экспортерам выстоять в разгар коронакризиса.

Владимир Виноградов

Рост почтового экспорта

Руководитель департамента развития экспорта и новых направлений бизнеса АО «Почта России» Владимир Виноградов рассказал об оптимистичном прогнозе с точки зрения почтового экспорта, развитию которого во многом поспособствовали коронавирусные ограничения.

«Сегодня в фокусе нашего внимания онлайн-торговля. Самый серьезный шаг по развитию этого направления сделан в прошлом году. Не только потому, что появились возможности внутри России, но и потому что за рубежом пандемия дала необходимость людям покупать преимущественно через интернет. В 2021 году количество экспортных отправлений почты России значительно увеличилось и темп роста продолжается. Это связано в том числе с изменением структуры стран, где ведется онлайн-торговля. Если в 2020 году 30 % потребления шло через США, то в этом году активно подключились страны СНГ», — сказал Владимир Виноградов.

Владимир Виноградов рассказал, что для развития экспорта в первую очередь необходима достаточная инфраструктура. Важны также удобные и понятные цифровые сервисы — например, цифровые инструменты на базе цифровой платформы «Одно окно», упрощающие открытие и ведение бизнеса предпринимателям, должны произвести фурор среди действующих и потенциальных экспортеров.

Другой пример удачного сервиса — сквозная интеграция «Почты России», Федерального таможенной службы и федеральной налоговой службы, позволяющая многим экспортерам получить возмещение НДС. Для этого достаточно оформить отправку в личном кабинете сервиса «Почты России» — и при пересечении границы информации об этом автоматически попадет в Налоговую службу. Это позволяет вернуть 20 % стоимости товара без сбора и подачи в налоговую каких-либо документов вообще.

В общем и целом, прогнозы экспертов оказались достаточно оптимистичными — российский экспорт выстоял в пандемию достаточно успешно в сравнении с общемировым уровнем, а появление новых цифровых технологий и новых практик, выработанных, как ответ на вызовы пандемии — должны в перспективе обеспечить рост экспорта в РФ.

Newslab.ru

Фото: пресс-служба Красноярского экономического форума-2021

Рекомендуем почитать