Главная
>
Статьи
>
Общество
>
ЗАГС, детдом и драмтеатр: во что превращали красноярские храмы в советские годы

ЗАГС, детдом и драмтеатр: во что превращали красноярские храмы в советские годы

30.04.2021
155

Покровский собор: кони, камни, картины

При СССР старейший из сохранившихся красноярских храмов (и всех каменных городских зданий вообще) пережил несколько абсурдных метаморфоз, которым не позавидовали бы и протагонисты романов Франца Кафки.

За один только 1935 год по всему Красноярскому краю власти закрыли 49 православных церквей, причем часть из них показательно уничтожили. Но большинство зданий решили переоборудовать под новый функционал. Так стало с отобранным у верующих 22 февраля 1935 года Покровским храмом.

Сначала его передали городским коммунальщикам, потом — Красной армии. Военные переоборудовали церковь в казарму, но вскоре решили, что жить здесь лучше лошадям, а не людям. Конюшней собор оставался и в первые два года Великой Отечественной войны.

В 1943 году знаменитый епископ Лука (он же — хирург и профессор медицины Валентин Войно-Ясенецкий) поднял вопрос о возвращении церкви нескольких храмов, в том числе и Покровского. Принято считать, что в войну сталинизм «примирился» с православием, и все былые гонения и дискриминация верующих остались в прошлом. На деле даже в это время государство на любую уступку верующим шло скрепя сердце и только после многих кругов бюрократических процедур.

Только к октябрю 1944 года здание вернули православным красноярцам, предоставив им самим превращать конюшню обратно в церковь. В 1950-х годах преследования Церкви возобновили уже хрущёвские власти. Красноярские партийцы поспешили за новым идеологическим кульбитом старших товарищей.

К концу 1950-х и без того скромная богослужебная жизнь в храме была парализована. Настоятеля священника Евгения Насекайло арестовали и осудили — якобы использовал при ремонте церкви ворованные доски. В 1962 году церковь закрыли повторно. Горисполком склонялся снести ее по образцу Воскресенского собора на Стрелке. В последний момент власти передумали, решив устроить в здании каменотёсную мастерскую. В 1978 году сюда переехала картинная галерея.

Ещё при СССР бывший храм отреставрировали, нарушив его исторический облик: из бело-голубого он стал красно-зелёным. И только 22 марта 1989 года Покровскую церковь во второй раз вернули православным, а с восстановлением Красноярской епархии она стала кафедральным собором.

«Старые прихожане вспоминали, что в 1989-м власти широко не анонсировали открытие Покровской церкви. Но слух всё-таки разошелся по городу. В назначенный день у еще закрытых дверей собралась большая толпа: прождали полдня, но дождались — храм открыли», — рассказывал красноярский композитор и радиоведущий Дмитрий Васянович.

Иоанно-Предтеченский храм: здесь хотя бы лечили

Можно заметить закономерность: в закрытых храмах коммунисты обычно устраивали либо что-то утилитарное, вроде складов или мастерских, либо намеренно развлекательное, наподобие кино или дома культуры. Красноярский Архиерейский дом с Иоанно-Предтеченской церковью на этом фоне выглядит исключением.

До революции это была городская резиденция красноярских епископов. Изначально деревянное здание в 1890-х годах перестроили в каменное. Объект дал имя всей современной улице Горького, она так и называлась — Архиерейским переулком.

У церкви здание отобрали ещё во время Гражданской войны. Зимой 1920 года новые советские власти выгнали отсюда верующих. Действовали по-рейдерски: красноармейцы и милиция пришли в храм во время литургии, залезли на крышу и начали сбивать кресты. Прихожане оказали сопротивление, завязалась потасовка, но спустя два дня нападавшие всё-таки отбили здание.

Архиерейский дом в начале 20 века

С церкви сняли купола и кресты. Там сначала учредили загс, а потом детский дом. В 1924 году их сменила туберкулёзная больница, и медицинский профиль переоборудованный бывший храм не менял до самого конца СССР. Послевоенные поблажки со стороны государства Архиерейского дома не коснулись.

Последовательно в бывшей епископской резиденции действовали районная больница, травмпункт и онкодиспансер. За это время Архиерейский дом сильно обветшал: к 1990-м годам здание находилось в полуаварийном состоянии, и его реставрация растянулась на почти 20 лет. Только в 2016 году Архиерейский дом и Иоанно-Предтеченский храм при нем освятили повторно.

Успенский монастырь: отобрали целым, чтобы вернуть руины

Ставшую одной из достопримечательностей современного Красноярска обитель постигла похожая судьба. Ко времени революции это был молодой, но бурно развивавшийся монастырь: с несколькими десятками послушников, огородами, пашнями и мастерскими.

В 1920 году все имущество монахов национализировали новые власти. Бывшей братии монастыря оставили только саму Успенскую церковь, но уже в 1921 году забрали и её. Служивших и живших при обители людей выкинули на улицу; предположительно большинство из них потом были репрессированы.

В монастыре устроили сначала тифозный госпиталь, затем — больницу для выздоравливавших красноармейцев, спустя время — детский дом. С 1946 года до перестроечных лет здесь работал дом отдыха «Енисей».

Так же, как и в случае с Иоанно-Предтеченским храмом, сильно перестроенный в своё время монастырь потом долгое время не ремонтировали. К 2000 году, когда обитель вернули Церкви, износ зданий составлял почти 90 %. Возрождение монастыря вместе со строительством нового храма в честь иконы «Всецарица» и культурно-историческим центром заняло ещё 15 лет.

Спасский собор в Канске: против театра взбунтовались сами стены

Воинствующий атеизм 1930-х годов в равной степени коснулся и крупные города, и села, и районные центры. К 1938 году все храмы отобрали у православных в городе Канске.

Крупнейшая и старейшая городская церковь, Спасский собор, принадлежала тогда не легитимной Русской Православной Церкви, а так называемой «Живой Церкви» (обновленцам). В 1920-х годах через этот раскол советские власти хотели отвадить верующих от «официальных» священников и епископов, которых считали нелояльными.

В сталинскую эпоху «живоцерковники» стали не нужны, и их коммунисты преследовали так же, как и других верующих. Спасский собор оставался одним из последних оплотов обновленцев во всей Сибири. 29 марта 1938 года городской исполком постановил церковь закрыть и устроить в ней аэроклуб. Для этого партийные активисты не только разрушили соборную колокольню, но и уничтожили небольшой погост рядом с храмом.

21 марта 1946 года официальной Церкви вернули Спасский собор, но на этом его злоключения не закончились. 24 декабря 1963 года власти решили повторно отобрать храм у православных, прикрываясь якобы скорой перепланировкой города. Как компромисс, верующим предложили «перенести» церковь из центра Канска на окраинное кладбище.

Парадокс, но так и случилось: за три месяца группа под руководством священника Игоря Сойко действительно построила новый Спасский храм в посёлке Кан-Перевоз. «Добровольцев бывало до ста человек. Многие священники из других епархий приезжали посмотреть на „новое чудо света“. В стране в год по полторы тысячи храмов закрывали — в Канске строили!», — вспоминал потом отец Игорь.

В бывшем же соборе устроили драмтеатр. По Канску ходили слухи, что в учреждении всё не ладно. То плач загадочный из бывшего алтаря слышно, то прямо на спектакле наспех выложенные изразцы обвалятся, обнажив старинные росписи с ликами святых.

В 1970-х здании передали краеведческому музею, в 1992 году — вернули верующим. При повторном освящении собору дали имя Свято-Троицкого, оставив Спасской церковь на кладбище.

Минусинский Спасский собор: как храм спасла легенда о Ленине

Чемпионом по выживаемости среди храмов в советское время стал Спасский собор в Минусинске. Он простоял закрытым только восемь лет: с 1935 по 1943 годы.

При этом в здании не устраивали ни конюшен, ни театров с мастерскими; там «всего лишь» хранили зерно. В реалиях того времени это был лучший из худших вариантов. После войны церковь вернули верующим, и она уже не закрывалась до самого конца СССР.

В атеистические времена в Сибири лучше всего «выживали» либо небольшие неприметные храмы, либо те, что стояли где-то на окраинах или кладбище. Там даже ярым богоборцам не пришло бы в головы устроить аэроклуб или кинотеатр. Минусинский собор не попадает в обе категории: он массивен, примечателен и стоит в самом центре города. В чём же его секрет?

Материалы по теме
Храмы, которые мы потеряли
Пять утраченных православных святынь Красноярска

Народная легенда гласит, что при Хрущёве собор всё же хотели переделать в планетарий. Но некий местный батюшка из ссыльных якобы ходил по инстанциям и доказывал, что Спасскую церковь закрывать нельзя, так как она связана с памятью о Владимире Ленине. Священник уверял, что здесь вождь мирового пролетариата венчался с Надеждой Крупской во время сибирской ссылки. Ведь в дореволюционной России светских браков не было, и через венчание вынужденно проходили даже неверующие.

«На самом деле венчались они, скорее всего, в Шушенском, на месте ссылки Ленина, однако, зная психологию советского чиновника — ­как бы чего не вышло! — можно думать о правдоподобности рассказа», — резюмировал современный минусинский священник и публицист Сергий Круглов.

Максим Рычков специально для Newslab

Рекомендуем почитать