>
>
>
«Аварии нужно анализировать»: чему экологические происшествия учат бизнес и общественность

«Аварии нужно анализировать»: чему экологические происшествия учат бизнес и общественность

18.08.2021
0
Маслянистое пятно в Енисее рядом с железнодорожным мостом в Красноярске. Предположительно — из-за разлива дизельного топлива на террритории автотранспортного предприятия. 5 ноября 2020 г.
Фото: прокуратура Красноярского края

Тысячи инцидентов — много или мало?

Экологи отмечают, что число инцидентов на нефтегазовой инфраструктуре имеет тенденцию к снижению, однако большая открытость информации и резонансные аварии создают впечатление об увеличении.

«У нас плохо со статистикой, тем не менее, думаю, будет правильно говорить о том, что порядка 10 тыс. разных инцидентов происходит в стране ежегодно. Не все они заканчиваются аварийными разливами, но инциденты на нефтегазовой инфраструктуре происходят примерно в таком количестве. Крупные аварии, исчисляемые сотнями и тысячами тонн, случаются буквально единицы в год», − говорит руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России Алексей Книжников

Директор экологической организации «Зеленая Дружина» Артем Речицкий обращает внимание на тот факт, что возросшее внимание общественности позволяет оперативнее решать экологические проблемы.

«В Красноярске много лет в районе Октябрьского моста с территории нефтебазы из-под земли сочится нефтепродукт, и масляная пленка много лет тянется по Енисею. Общественники неоднократно говорили об этом в соцсетях, СМИ и на форумах, однако, все относились к этому как-то безхозяйски, сейчас же, как мы видим, это привлекло внимание прокуратуры», − рассказывает он.

На прошлой неделе природоохранная прокуратура по сообщениям СМИ организовала проверку. В сообщении ведомства отмечается, что масляное пятно в акватории Енисея растянулось на 100 метров. В настоящее время по требованию природоохранного прокурора спасатели ликвидировали пятно с использованием биоразлагаемого сорбента.

Масляное пятно в Красноярске в районе Абаканской протоки Енисея, 12 августа 2021 г.
Фото: Newslab

«Нужно извлекать уроки»

Произошедшие в стране и мире аварии позволяют, по мнению экспертов, извлекать уроки и добиваться снижения воздействия таких ЧП на окружающую среду.

«Ранее случалось довольно много случаев аварий с танкерами и разливами нефти, и тогда на мировом уровне было принято решение, что все танкеры должны иметь двойной корпус. И это было очень важной мерой снижения числа разливов с танкеров. Аварии нужно анализировать, понимать объективную картину по каждой из них, а у нас с этим пока проблемы. Многие компании до сих пор стараются замалчивать сам факт ЧП. Мы по линии общественности добиваемся, что если уже авария случилась, то надо иметь возможность проанализировать ее, извлечь уроки. В этом плане нас очень поддерживает комиссия по экологии Общественной палаты», − говорит Алексей Книжников.

Руководитель Красноярского отделения Российского экологического общества Павел Гудовский, в свою очередь, отмечает, что авария, с которой сталкивается компания, серьезно стимулирует предприятие для того, чтобы больше и эффективнее осуществляли внутренний контроль.

Так, например, «Приангарский ЛПК», столкнувшийся в октябре прошлого года с разливом дизельного топлива в реку Ангара из-за разрыва цистерны на борту транспортировочной баржи, сообщал, что усилил контроль за эксплуатацией и транспортировкой оборудования.

Кроме того, несмотря на то, что дизельное топливо не попало в почву, предприятие по собственной инициативе и рекомендации администрации Кежемского района инициировало большой комплекс работ для ликвидации последствий загрязнения.

Согласно сообщению компании, была проведена рекультивация земли в районе причала Новая Кежма, в частности, организована расчистка в предполагаемых местах нефтескопления и рекультивация грунта с последующим наполнением сорбента. Как отмечал «Приангарский ЛПК», в других местах, за исключением причала, следов нефтепродуктов выявлено не было. Отсутствие нефтепродуктов в воде показала и организованная предприятием воздушная видео- и фотосъемка вдоль участка Ангары протяженностью 50 км.

Факторы ущерба

По словам экологов, ущерб, наносимый окружающей среде при разливах, зависит от нескольких факторов. Среди них — вид и объем нефтепродуктов, масштаб водного объекта, где произошла авария и сезон. Самые сложные для ликвидации разливы происходят в холодное время года: разлившиеся нефтепродукты просто уходят под лед.

Весной прошлого года в Мотыгинском районе Красноярского края, например, на лед реки из-за аварии на трубопроводе на территории нефтебазы «Красноярскнефтепродукт» вылилось 95 тонн топлива. Площадь загрязнения составила около 8 тыс. кв. метров. Однако, на предприятии тогда заявляли, что из-за значительной толщины льда — 90 см — река, напротив, не была загрязнена.

Эксперты также обращают внимание на тот факт, что определенную опасность представляют тяжелые фракции топлива, попадающие на берег. Однако, если берег пустынный, как в районе аварии «Приангарского ЛПК», это минимизирует негативные последствия.

Специалисты Росприроднадзора проверяют место на Енисее, где 26 октября 2020 года были замечены масляные пятна.
Фото: прокуратура Красноярского края

Выводы

Член-корреспондент РАН Михаил Гладышев считает, что аварии, произошедшие в последнее время, − результат несоблюдения природоохранного законодательства и нарушения правил эксплуатации. По его мнению, необходимо усилить работу в части экологического мониторинга в отдельных районах, там, где проложены нефтепроводы и есть другие потенциальные угрозы. При регулярном мониторинге на этих территориях будет проще оценить ущерб в случае аварии.

«Необходимо понимать, что мы должны работать на опережение, контролировать состояние, вовремя обслуживать резервуары, трубопроводы, мониторить экосистему в районе трубопроводов, хранилищ нефти, движения судов. Мониторинг экосистемы позволит понимать, какие могут быть последствия. Ведь для того, чтобы оценить последствия, нам надо знать предыдущий результат. Под Норильском, на реках Долдыкан и Амбарная, где произошел разлив топлива, регулярно велся мониторинг, поэтому ущерб хорошо понятен», − сказал Михаил Гладышев.

Он также добавляет, что в России необходимо готовить команды гидробиологов, которые будут участвовать в ликвидации последствий крупных аварий. Эксперт поясняет, что сегодня в стране не так много специалистов, способных грамотно работать на местах экологических ЧС.

Павел Гудовский обращает внимание на тот факт, что эксперты WWF имеют возможность «наблюдать» за каждой катастрофой по средствам космических снимков. По его мнению, надзорные органы могли бы также наблюдать динамику по космоснимкам. Эксперт считает целесообразным разработать программу, покрывающую наблюдениями территорию страны. Когда при изменениях цвета водных объектов на космоснимках данные передаются в надзорные органы для оперативного реагирования.

Алексей Книжников, в свою очередь, отмечает, что в WWF работает проект общественного мониторинга экологических аварий.

«У нас есть группа в фейсбуке, где активисты из разных регионов делятся информацией. Мы опасаемся пока называть это горячей линией или собирать все сигналы. Поэтому мы стараемся опираться, в первую очередь, на общественные организации в регионах, которые уже являются первым фильтром, чтобы отсеять фейки», − резюмирует эксперт.

Рекомендуем почитать