Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Экспедиции в Арктику, гастротуры и суда на электротяге»: как будет развиваться сибирский туризм в ближайшие годы?

«Экспедиции в Арктику, гастротуры и суда на электротяге»: как будет развиваться сибирский туризм в ближайшие годы?

14.06.2022
7
Дискуссионная площадка форума в конгресс-холе СФУ

Интерес растет с каждый годом

Тема Красноярского края как туристического центра очень активно обсуждалась последние пару лет — сказалось закрытие границ из-за коронавируса. Оставшись без своих привычных курортов и заграничных маршрутов, жители России невольно стали обращать внимание на карту собственной страны — и обнаружили много интересного. По итогу, одни только Ергаки за год посетило в три раза больше туристов, чем обычно. Однако, в краевом агентстве по туризму отмечали, что такой всплеск интереса — вещь больше ситуативная. Этот интерес еще нужно превратить в устойчивый спрос.

Развитие туризма в регионе осуществляется в том числе и за счет нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В 2022 году в рамках проекта в 18 регионах, включая Красноярский край, появилась программа развития школьного туризма. Благодаря ей в этом году 7,5 тысяч учащихся 5-9 классов края смогут отправиться в путешествие по родному региону.

В Красноярске на днях прошел Сибирский туристический форум, участники которого как раз обсуждали развитие внутреннего туризма — который на фоне санкций и закрытий границ иностранных государств для россиян стал таким же актуальным, как и в дни пандемии. В форуме приняли участие депутаты Государственной Думы, представители регионов Сибирского и Уральского федеральных округов, туристического бизнеса, межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».

В форуме приняли участие депутаты Госдумы, представители регионов Сибирского и Уральского федеральных округов, туристического бизнеса, межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»

Губернатор Красноярского края Александр Усс отметил, что мощная промышленность Красноярского края не должна быть единственной его сильной стороной — с экономической точки зрения это чревато так называемой «голландской болезнью», когда на фоне бума в одном-единственном секторе экономики, остальные сектора не развиваются (поскольку доходов от него более чем достаточно).

Долгие годы туристическая отрасль Красноярского края не была в центре внимания властей, предпринимателей и обычных красноярцев, отметил губернатор. К тому же, в советские времена из-за находящихся на его территории оборонных предприятий Красноярск был вообще закрыт для иностранцев. Однако после проведения ряда крупных спортивных мероприятий — Зимней универсиады-2019, Чемпионата России по фигурному катанию (2019), Первенства мира по кёрлингу среди юниоров (2020), Первенства мира по фристайлу и сноуборду (2021) — многое изменилось.

«Сегодня мир стремится открыть для себя новые неизведанные места, суровую природу, делает ставку на промышленный туризм. Поэтому такие — еще не познанные и неизведанные в туристическом отношении места, могут сделать резкий рывок. Несмотря на последствия ковида, мы видим увеличивающийся интерес к нашему краю — число визитов с туристической целью превышает 900 тысяч в год. Наш аэропорт, считающийся самым комфортным в России после Шереметьево, в год посещают более 2,7 млн пассажиров», — рассказал губернатор.

По факту, каждый регион Сибири обладает уникальными особенностями, которые можно использовать для привлечения туристов. Главное — создать удобную инфраструктуру. Как раз этот вопрос и находится в центре внимания властей.

Туризм по-новому

Начиная с Зимней универсиады, в регионе прошло еще несколько крупных мероприятий: празднование 400-летия Енисейска, молодежные Дельфийские игры, а также вновь состоялся Красноярский экономический форум. Такие мероприятия позволяют подготовить регион к большому количеству гостей, выявить проблемы и найти способы их решения.

Очевидно, что Сибирь не может быть курортным местом отдыха. Но это и не нужно — на заседании выделили те направления, которые либо уже реализованы, либо появятся в ближайшем будущем.

Например, самая длинная лестница в России, ведущая на Торгашинский хребет, не только обеспечивает удобство для туристов, но и сама по себе является точкой притяжения — фото и видео после ее открытия разлетелись по всему миру. Сюда же можно записать смотровую площадку на Николаевской сопке и восточный вход на Столбы. Или взять тот же красноярский экопарк «Гремячая грива» — он добавляет уникальности всему региону.

Вообще, «уникальность» и есть ключевое слово в развитии местного туризма. Какой смысл пытаться копировать уже существующие туристические центры, если можно заинтересовать людей тем, чего нет ни в одной стране мира? И здесь особую роль играет заполярный туризм — скажем, с чем может сравниться поездка на плато Путорана? Ведь второго такого места нет на всей планете.

Даже совсем уж холодные северные территории — та же российская Арктика, о развитии которой так много говорят в последние годы, могут привлечь определенный вид туристов — любителей суровой природы, которая неохотно покоряется человеку. В дискуссии на форуме его участники отметили, что полеты на Северный полюс могут выполняться из Хатанги в течение апреля каждого года.

Отдельно стоит выделить речной туризм. Еще в 2021 году по Енисею пошел реконструированный теплоход «Максим Горький». Сейчас на Средне-Невском судостроительном заводе строятся еще два речных теплохода — «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев».

В августе 2022-го по Енисею пойдет первое в Красноярском крае судно на электротяге на 130 мест, которое будет курсировать между Красноярском и Дивногорском. Зарядную станцию поставят на новом причале в районе дивногорского «Торгового порта» — места, где можно попить кофе, купить сибирские продукты и сувениры. В будущем планируется увеличить количество электросудов до шести и запустить круизы на них по Красноярскому морю.

Гастрономический туризм — еще один способ привлечь гостей. Так, благодаря институту гастрономии Сибирского федерального университета в краевой столице появилась своя школа шеф-поваров. А местные рестораторы смогли открыть кафе и рестораны, которые своим меню выгодно отличаются от заведений по всей России.

Трудности, и что с ними делать

Развитие туристических направлений в Сибири будет во многом зависеть от того, какую поддержку региональные инициативы получат на федеральном уровне. Как раз поэтому в форуме участвуют представители межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» — ожидается, что к решениям экспертно-консультационного совета МАСС прислушаются в правительстве страны.

Присутствовавший на заседании заместитель председателя Государственной Думы Федерального собрания РФ, бывший глава республики Тыва Шолбан Кара-оол в беседе с журналистами отметил, что совместная работа бизнеса и органов власти разных уровней сегодня стали очень важны.

«Мы не имеем права жить так, как жили до этого — сегодняшние вызовы совсем другие. Экономисты любят говорить, что в периоды кризиса появляются новые возможности. И я считаю, что для сибиряков туризм является именно такой возможностью. Сейчас даже на федеральном уровне власти многие считают, что российский туризм — это только юг страны, и, может быть, Алтай. Но я, как сибиряк, знаю, что у нас есть мощнейший потенциал для развития туризма. В Красноярском крае уже реализован целый ряд прорывных проектов — и я считаю, что подобные возможности есть у каждой территории», — считает Шолбан Кара-оол.

Сейчас важно, чтобы решения, озвученные на форуме, поддержали на федеральном уровне

Участники форума на примере республики Алтай обсудили трудности, которые мешают развитию туризма. Есть потребность в совершенствовании законодательства, например, процедуру регистрации маломерных судов следует упростить (такой транспорт часто задействован в речных экскурсиях), а лесное законодательство — конкретизировать. Последнее нужно, чтобы турбазы на лесных участках имели право ставить ограждения для обеспечения безопасности отдыхающих — пока что на арендованных лесных участках можно ставить лишь декоративные заборы.

Помочь развитию туризма могут гранты от Ростуризма — но победить в них сибирским регионам сложно из-за критериев, по которым оценивают каждый проект. Помочь может создание отдельной категории грантов, предназначенных для развития туризма в Сибири. Также в Красноярском крае можно запустить федеральный проект Росреестра «Земля для туризма», который уже реализуется в пилотных регионах страны. Отдельным пунктом для Красноярского края идет речной туризм, который в России развит достаточно слабо — но в силу географических особенностей именно Сибирь может стать главным его флагманом для всей страны.

Как итог, для Красноярского края и всей Енисейской Сибири открываются интересные перспективы. Из-за санкций российский внутренний туризм оказался примерно в том же выигрышном положении, что и в пандемию. Остается только грамотно распорядится открывшимися возможностями и сделать уникальные места Сибири точками притяжения не только для сибиряков, но и гостей из других регионов и иностранных государств.

Интернет-газета Newslab
Фото: Александр Черных, arctic-russia.ru

Усс Александр Викторович
Член Совета Федерации

Рекомендуем почитать