Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Новый «Гамлет», перформанс плача и балет под «техно»: гид по театральному фестивалю «Золотая маска» в Красноярске

Новый «Гамлет», перформанс плача и балет под «техно»: гид по театральному фестивалю «Золотая маска» в Красноярске

05.09.2022
1
Лучшие российские спектакли покажут в Красноярске
Фото: Екатерина Цветкова

Вот-вот в Красноярске стартует театральный фестиваль «Золотая Маска», который включает в себя все жанры театрального искусства — драму, оперу, балет, современный танец, оперетту, мюзикл и театр кукол. Настоящий театральный праздник состоится при поддержке российской компании En+ Group. С 5 по 18 сентября красноярцев будут удивлять лучшие спектакли страны.

В афише — драматические и музыкальные спектакли ведущих театров, а также экспериментальные постановки: «Сын» Российского академического Молодежного театра, «Коромысли. Глава 1» и «[Сыра земля] Коромысли. Глава 2» Новосибирской лаборатории современного искусства, а также «Тайм-аут» Новосибирского театра «Красный факел» и «Вечер современной хореографии» Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Так что горожанам будет, на что посмотреть в эти фестивальные недели.

Программа «Золотой маски» откроется 5 и 6 сентября на сцене Театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского спектаклем «Сережа» Московского художественного театра имени А. П. Чехова. Но обо всем — по порядку.

Театральный дайджест

«Сережа» 16+

Где: Красноярский театр оперы и балета им. Д. А. Хворостовского, улица Перенсона, 2
Когда: 5 и 6 сентября 19:00
Сколько длится: 2 ч. 45 мин

В основе спектакля от Московского художественного театра имени Чехова — роман Льва Толстого «Анна Каренина», а также «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана и специально для этой постановки написанный Львом Рубинштейном текст «Вопросы». В 2020 году постановка была удостоена премии «Золотая маска» в номинациях «Лучшая женская роль» (Мария Смольникова) и «Лучшая работа режиссера» (Дмитрий Крымов).

«Нам хотелось сделать „Анну Каренину“ как очередной бунинский „Солнечный удар“ — быстро, нежно и страшно. Но наш спектакль „Серёжа“ — это не „Анна Каренина“. Это спектакль по мотивам великого романа, даже, я бы сказал, по отдаленным мотивам. Там нет ни Левина, ни Кити, ни Стивы Облонского, нет сенокоса, кваса и потной рубахи, нет аппетитных стерлядей и устриц в ресторане и нет потрясающей сцены, когда Каренин пришел к адвокату и, может быть, впервые испытал унижение. Нет сцены скачек, падения Вронского и смерти Фру-Фру, да и паровозика, в общем-то, тоже нет... разве что игрушечный, маленький. Одним словом, это все будет похоже на Толстого, но меньше, короче. Как бы фрагмент. А Серёжа — это сын Анны Карениной, мальчик, тоже восьми лет, который и стоит в центре этого „Солнечного удара“, когда все смешалось, не только в доме Облонских, но и вообще», — отметил режиссер спектакля Дмитрий Крымов.

«Сын» 18+

Где: Красноярский театр оперы и балета им. Д. А. Хворостовского, улица Перенсона, 2
Когда: 9 сентября в 19:00 и 10 сентября в 18:00
Сколько длится: 2 ч. 50 мин.

Спектакль в Российском академическом Молодежном театре в Москве поставил Юрий Бутусов — один из самых парадоксальных российских театральных режиссеров. Это собственное прочтение режиссера пьесы «Сын», замыкающей трилогию французского драматурга Флориана Зеллера «Мать», «Отец» и, соответственно, «Сын». Нашедший свой ключ к Шекспиру, Брехту, Чехову и Ибсену Бутусов ищет человеческое содержание и глубину, обращаясь на этот раз к современному материалу.

«Эта пьеса о Гамлете в каждом из нас. В вынужденных компромиссах, в необходимости соглашаться с тем, с чем не хочет мириться, человек разрушает свою природу, веру в идеальный мир. Идеализм, неприятие несправедливости в человеке невозможно уничтожить. И ничего тут нельзя изменить. А правильно это или неправильно — каждый решает сам. И еще это очень „русская пьеса“. Читая историю этого мальчишки, думаешь об Иванове, Зилове и всех „лишних людях“ русской литературы. Дело не в подростковой депрессии, а в тех экзистенциальных вопросах, которые стоят перед всеми нами», — рассказал Юрий Бутусов.

«КОРОМЫСЛИ. Глава 1» 12+

Где: Красноярский театр драмы имени А. С. Пушкина, проспект Мира, 73 (камерная сцена)
Когда: 12 сентября в 19:00
Сколько длится: 40 мин.

Аудиальный перформанс представляет в Красноярске лаборатория современного искусства из Новосибирска. Режиссер перформанса — Полина Кардымон. Резиденты «Мастерской Крикливого и Панькова» исполнят фольклорные колыбельные, погребальные, свадебные и «сезонные» песни. Три актрисы не просто поют, а проживают, примеряют на себя каждую отраженную в песне традиционную практику, фиксируя при этом свои ощущения и наблюдения в текстовых комментариях.

«КОРОМЫСЛИ. Глава 1», Лаборатория современного искусства, Новосибирск
Фото: lab4dram.ru

«Они поют так, как они понимают, так, как мы можем понять эти песни из настоящего времени. Мне кажется, поэтому и возникает пересечение с современностью. Мы, люди с абсолютно другим бэкграундом, воспроизводим эти тексты, эти песни, которые оживают благодаря тому, что мы заново пытаемся их осмыслить. „Коромысли“ нужны для того, чтобы понять, что происходило в прошлом, что традиционные песни — это не просто какие-то вопли, у них есть конкретное применение. Мне кажется, это помогает иначе посмотреть на свою культуру, на то место, в котором живешь, и убедиться в том, что традиция не сводится к кокошникам и другим псевдоаутентичным атрибутам», — поделилась режиссер Полина Кардымон.

«[СЫРА ЗЕМЛЯ] КОРОМЫСЛИ. Глава 2» 18+

Где: Красноярский театр драмы имени А. С. Пушкина, проспект Мира, 73 (камерная сцена)
Когда: 13 сентября в 19:00
Сколько длится: 45 мин.

«Представьте, что у вас завтра свадьба, а подруги и мать горько плачут и причитают по невесте, как будто вас уже нет. И вы присоединяетесь к этому плачу и прощаетесь со своей прошлой жизнью и прошлой собой. Девушка умерла — родилась жена...», — продолжает режиссер первых «Коромыслей» Полина Кардымон. Вторая глава аудиального перформанса посвящена теме смерти и возможности пережить уход близкого полноценно.

Спектакль «[Сыра земля] Коромысли. Глава 2», Новосибирская лаборатория современного искусства
Фото: Дмитрий Яцюк

«Тайм аут» 18+

Где: Красноярский театр драмы имени А. С. Пушкина, проспект Мира, 73 (основная сцена)
Когда: 15 сентября в 19:00
Сколько длится: 3 ч.

«Людочка» — ласково называют ее подопечные. «Заурядная тетка», — говорит ей дочь-студентка. Люде чуть за 40, она социальный работник и мать-одиночка. С пакетами наперевес она изо дня в день разносит продукты пенсионерам, а по вечерам переписывается в «Одноклассниках». Люда изо всех сил хочет быть счастливой, но вся ее жизнь — затянувшийся тайм-аут, из которого попробуй вырвись.

Театральная сцена, где играет спектакль новосибирский театр «Красный факел», становится лабиринтом-супермаркетом, который обживают персонажи. Крупные планы актеров выводятся в режиме онлайн на большой экран — и зритель может уловить малейшие изменения в мимике, прочитывая не только настроение, но и потаенные мысли героев.

«В „Тайм-ауте“ я пытался найти дистанцию между бытовой, вроде бы, историей и воздействием на нас линий судьбы — того, что называется тонкий мир. Это и в пьесе черным по белому написано — в конце несколько персонажей обращаются в богов скандинавского пантеона, на что указывает финальный монолог», — акцентировал сам Петр Шерешевский.

Балеты «KAASH», «Маленькая смерть» и «Autodance» / вечер современной хореографии 16+

Где: Красноярский театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского, улица Перенсона, 2
Когда: 17 и 18 сентября с 18:00
Сколько длится: 20, 30 и 25 мин.

Отправными точками для создания спектакля «KAASH» танцовщика и хореографа Акрама Хана стали «индуистские божества, черные дыры, индийские циклы времени, таблы, созидание и разрушение». Этот балет — стремление хореографа навести мосты между мирами современного танца и индийского классического танца катхак.

Второй балет программы — шедевр Иржи Килиана «Маленькая смерть». «Маленькой смертью» французы называют высшую точку слияния двух сил, любви и разрушения... Премьера этого одноактного балета состоялась 11 июля 2010 года.

Балета «Autodance» создала израильская хореограф Шарон Эяль совместно с Гаем Бехаром для Балета Гётеборга в 2018 году. Танцовщики и танцовщицы кажутся бесполыми, акцент внимания смещается на движения их ног. В пространстве органично сливаются танец, техника его воплощения и музыка в жанре «техно».

Как бизнес развивает культуру?

Последние несколько лет культура «шагает» семимильными шагами по Красноярскому краю, и во многом таким изменениям красноярцы обязаны активному бизнес-сообществу. Так, компания En+ Group постоянно инвестирует в социальные проекты городов — в том числе благодаря активной позиции в области развития культуры в регионах предпринимателя и мецената Олеги Дерипаски, основателя компании-лидера низкоуглеродной металлургии и возобновляемой энергетики в России.

Фестиваль «Золотая маска»
Следить за афишей фестиваля можно на Newslab.ru и на сайте фестиваля «Золотая маска»

Например, в 2017 году компания была партнером проекта «Золотая Маска в кино». Тогда лучшие спектакли больших форм показывали на экранах в малых городах и поселках России. А в 2019 году компания финансировала приезд в Екатеринбург спектакля БДТ «Слава». До пандемии ежегодно организовывались в регионы и гастроли Школы-студии МХАТ.

Спектакли, которые будут проходить на сценах Красноярского театра оперы и балета имени Хворостовского и драмтеатра имени Пушкина, смогут посетить сотрудники предприятий холдинга En+ Group, в том числе и дочернего РУСАЛа, а также представители социальных учреждений-партнеров компании и театралы из Красноярска и Дивногорска.

Анастасия Гнедчик специально для интернет-газеты Newslab.ru

Рекомендуем почитать