Отдых в Геленджике, работа в Анапе...
Я коренная жительница Красноярска, выросла на Вавилова, родственники до сих пор там. В детстве и подростковом возрасте мне казалось, что все в России живут примерно одинаково, и я никогда не задумывалась о переезде. До тех пор, пока в 16 лет впервые не побывала на море! Родители отвезли меня в Геленджик на две недели в качестве поощрения за то, что я закончила школу и успешно поступила в Красноярский государственный педагогический университет.
Работа учителем всегда меня привлекала и, забегая вперед, скажу, что ни разу не пожалела о выборе профессии, но об этом позже. Пока же я, зеленая абитуриентка, практически уже студентка на пороге новой жизни, стояла на набережной такого яркого и необычного курортного города и понимала, что хочу когда-нибудь переехать жить ближе к морю.
За годы обучения я постоянно искала возможности вернуться в Краснодарский край: сама себе искала педагогическую практику в лагерях, ездила на летнюю подработку во всероссийский детский центр «Смена» (пос. Сукко под Анапой, — прим. ред). С тех самых пор у меня очень теплые воспоминания об Анапе и ее окрестностях: много солнца, фрукты, дешевое вино на розлив в ларьках, которое нам, вожатым, конечно же пить было нельзя (но мы иногда обходили сей запрет).
После диплома я какое-то время поработала в красноярской школе учителем и по совместительству педагогом-организатором. Второе у меня получалось даже лучше: мероприятия, внеклассные занятия со школьниками... Мне все это нравилось, но душа хотела к морю, и я стала мониторить вакансии. Так я попала во Всероссийский детский центр «Океан», но уже не как вожатая, а как организатор разнообразных активностей для детей, педагог творческих направлений. В «Океане» было здорово, я до сих пор считаю его одним из самых крутых и передовых детских лагерей в стране. А Владивосток, как город, — не совсем мое. И это не то море, о котором я мечтала, поэтому я двинулась дальше.
Это было крутое время! Работа в Болгарии и квартира в Подмосковье
Мне очень повезло пройти отбор и попасть в ряды сотрудников детского санаторного комплекса «Камчия» в Болгарии. Это современный и классный лагерь на берегу Черного моря недалеко от города Варна, который принадлежит правительству Москвы. Тогда он еще был круглогодичным (сейчас из-за урезания бюджета, насколько я знаю, он действует только в летний сезон) и туда приезжали школьники по различным социальным программам: спортсмены, одаренные ученики, певцы, танцоры, юные художники и т.д.
В лагерь можно было трудоустроиться по контракту сразу на год, это было крутое время. Мы жили дружною толпой педагогов прямо на территории лагеря, дети — все сплошь интересные и творческие, часто старшего школьного возраста, а значит с ними можно делать хорошие проекты. Обслуживающий и технический персонал состоял из болгар, поэтому кормили невероятно вкусно и «на убой». И все равно мы, педагоги, вечерами ходили в ближайший ресторанчик, чтобы покушать еще что-нибудь вкусненькое из местной кухни.
Я бывала еще на нескольких образовательных проектах, но стала уставать от временных контрактов и отсутствия стабильности. По знакомству меня позвали работать в один из колледжей Москвы. Там как раз активно начала развиваться культура тьюторства в образовательных учреждениях, я получила стабильную хорошо оплачиваемую работу в госучреждении и смогла позволить себе ипотеку на маленькую квартиру недалеко от столицы.
Решиться на переезд помогла удаленка
В Москве я получила колоссальный опыт, обросла связями и поняла очень многое в своей профессии. Столица — это темп, ритм, движение. Все тенденции в образовании, которые внедряются по России, сначала тестируются в Москве. Ну а еще Москва — это пробки, конкуренция, завышенные цены, усталость после рабочего дня, когда ты вынуждена еще пару часов добираться до квартиры, кредит за которую тебе платить много лет. И в которой за шесть лет ты так и не нашла возможности сделать хороший ремонт.
Я всё чаще стала отказываться от дополнительных часов в колледже и уходить на удаленный формат. Оказалось, что в интернете для педагога есть много форматов заработка: курсы, репетиторство, заочные программы и прочее. Помогла пандемия, которая показала что и дети, и взрослые могут учиться онлайн.
Перелом случился, когда я уволилась с бюджетной должности в никуда. Было страшно, но в тот момент моя двоюродная сестра, которая живет с семьей на Кубани, сильно меня поддержала, стала уговаривать перебраться поближе к ней. Мы всё подсчитали: тех денег, что я зарабатываю удаленно, мне было достаточно на достойное проживание в Краснодаре. А суммы, вырученной за продажу квартиры в Подмосковье, хватило, чтобы закрыть кредит, купить аналогичную по площади студию в Краснодаре и сделать в ней ремонт. Такой ремонт, который мне нравится, а не «лишь бы был».
Так два года назад началась моя новая жизнь. Без морозов и сильных холодов, с полноценным летом длиной семь месяцев (с апреля по октябрь), вкусными фруктами практически круглый год. Причем про фрукты я не преувеличиваю: летом здесь на каждый месяц свои лакомства, а зимой мандарины, хурма, маниола... В феврале-марте из Сочи привозят киви: прямо сейчас 100 — 120 рублей за килограмм в любом магазине.
Хоть на море, хоть в горы
Плюсов (помимо того, что я избавилась от обременения ипотеки, а это для меня очень важно) у жизни в Краснодаре я вижу множество. Да, я не на море, но рядом: могу в любой момент уехать хоть на автобусе, хоть на электричке. А еще отсюда легко попасть в Крым, в Абхазию, в горы Кавказа. На курорты Ставрополья можно сгонять на выходные, чтобы попить минеральной воды в Ессентуках и Кисловодске. Из неочевидного рядом Адыгея, Кабардино-Балкария и много всего.
Краснодарский край мне нравится своей ухоженностью: здесь хорошие дороги по всему региону, даже небольшие городки и станицы очень опрятные, чистые. В частном секторе почти нет старых разваливающихся домов, везде чувствуется достаток. Очень много выращивается культур на полях, всегда в доступе хорошие свежие продукты, молочка, соленья собственного производства.
Я не люблю покупать продукты в «Магнитах» и «Ленте», ведь в шаговой доступности всегда есть лавки с фермерскими товарами. Адыгейский домашний сыр стоит 450 рублей за килограмм, свежую свинину на кости я покупаю за 225 рублей, курица целиком от 125 до 190 рублей за кило (но места надо знать). Очень развита система общественного питания, везде кулинарии, где можно объесться рублей на 300, а вечером после 20.00 — скидки.
Еще очень нравится, что в городе активная конкуренция и, как следствие, высокое качество услуг. Ты можешь рассчитывать на хорошее обслуживание в ресторане, вкусную выпечку в пекарне, качественное окрашивание в парикмахерской по вполне вменяемым ценам. Хотя, насколько я знаю, все это можно получить и в Красноярске, если ничего не изменилось за последние годы.
Что еще для меня важно после Москвы? Стоимость такси. Город небольшой, компактный, и практически везде можно добраться рублей за 300 — 600. Но это плюс для меня, ведь я работаю из дома, а транспорт мне нужен лишь иногда. Всем остальным же я не завидую, ведь Краснодар захлебывается в пробках и зимой, и летом.
Когда-то это был небольшой населенный пункт, который резко вырос с наплывом людей, желающих сюда переехать. За несколько лет по окраинам Краснодара выросло множество высотных микрорайонов, а дорожная сеть города к этому просто не готова. Но спрос есть, и жилые комплексы продолжают строить огромными темпами! Поэтому проблема транспортной загруженности здесь стоит остро и в ближайшее время не разрешится.
Каждый второй — переехавший
Вот так я плавно перешла к минусам, отмечу еще несколько. Перенаселенность в городе, в который продолжают и продолжают приезжать люди со всей страны. Такое чувство, что тут каждый второй — переехавший. А в Краснодаре нет и не было никогда крупных предприятий, чтобы обеспечить всех работой. Это и плюс тоже: экология в регионе шикарная, но многим людям трудно найти свое место. Мы с друзьями иногда шутим, что стройка — это и есть градообразующее предприятие Краснодара. Потому что большинство «переселенцев» идут работать риелторами, строителями, ремонтниками и т.д.
Или пытаются заниматься предпринимательством. В моем ЖК, например, все первые этажи заняты микро-бизнесами. У меня в радиусе пяти минут пешком 7 супермаркетов, 8 пекарен, 10 аптек, 6 кулинарий, пять (! я не шучу) пунктов выдачи заказов Wildberries и три — Ozon. Остальные площади заняты строймагами и алкогольными точками. Как они все выживают, я не знаю.
Еще один минус — социальная инфраструктура не успевает за ростом населенного пункта. До больницы добираться далеко, садиков не хватает, один единственный нормальный городской парк всегда переполнен людьми, потому что гулять и отдыхать больше негде. Особенно это чувствуется летом, когда хочется сбежать от жары, но общественный пляж далеко — на водохранилище, а реку Кубань сложно назвать водоемом, на котором хочется проводить время. Для этого она слишком грязненькая и плохонькая. А на море, хоть оно и близко, каждый день не наездишься.
Конечно, минусы есть, они везде есть. Еще бензин здесь стоит как в Москве, а летом дороже. Транзитный город для отдыхающих, пробки даже на трассе. Но и плюсов хватает. Те, кто ценит эти преимущества, могут прижиться на Кубани, хотя почти все они рано или поздно мечтают перебраться в пригород: построить дом и выращивать абрикосы на этой плодородной земле, в которой даже доска зацветет. Те, для кого минусы перевешивают — возвращаются в свои города. У меня есть такие знакомые, я их не осуждаю. Кому-то категорически не подходит климат: влажная летняя жара плохо влияет на сердечников, например.
Что касается меня, то я всё еще обживаюсь здесь и получаю от этого удовольствие. Но со временем хотела бы перебраться в Анапу. Мне нравится этот город, он не такой шумный как Сочи и дешевле Геленджика. Но, конечно, квартиры там значительно дороже. Поживем, увидим, что из этого получится.
Беседовала Анна Козлова, специально для Newslab,
фото из личного архива героя интервью