Откуда берется грязь?
Электрофильтры используются на анодном производстве. Анодная масса — это сырье, необходимое для создания алюминия и работы электролизеров. Делают анодную массу, в свою очередь, из нефтяного или каменно-угольного кокса: его нагревают в прокалочных комплексах. В результате образуется сажа и пыль. Чтобы минимизировать выбросы и было принято решение об установке электрофильтров. Первый запустили в 2017 году.
А сегодня на КрАЗе строят самый большой, последний, фильтр. Теперь очистка будет на всех четырех печах прокалки. Это позволит повысить степень очистки пыле-газовоздушной смеси с 75-78 % по первоначальному проекту до 99,7 % после модернизации.
Как работает фильтр?
«На сегодня готовность электрофильтра составляет порядка 70 %. Ориентировочной время запуска — осень 2023 года. Четыре электрофильтра всего установлено. В этом году мы завершим модернизацию и закончим с выбросами анодного производства в атмосферу. Мы будем и сами рады, и рабочие уже ощущают эффект. Еще несколько лет назад невозможно было снять маски даже на улице, а сейчас уже мы здесь можем находиться без них», — рассказал Вячеслав Серенков, директор анодного производства КрАЗа.
В электрофильтре очистка газов производится при помощи электродов. Они создают электромагнитное поле, которое заряжает частицы прокаленного нефтяного кокса. После этого заряженные частицы улавливаются другими электродами. Собранная пыль уходит в бункер, а оттуда опять в печь прокаливания.
Компания инвестировала в установку электрофильтров порядка 223 миллионов рублей, а на последний фильтр направят еще 78 миллионов.
Ежесуточно каждый электрофильтр собирает и возвращает в технологический процесс до 10 тонн пыли. Помимо снижения экологической нагрузки на окружающую среду, от реализации мероприятий присутствует и экономический эффект, посчитать который просто — одна тонна прокаленного нефтяного кокса стоит около 22 тысяч рублей.
Под надзором!
За соблюдением КрАЗом мероприятий по модернизации следят депутаты и общественники, которые регулярно приезжают на производство с инспекциями. Они высоко оценили темпы оснащения труб электрофильтрами. Однако один из главных вопросов — это измерение экологического эффекта. На каждой трубе есть специальные датчики, которые будут фиксировать объемы выбросов.
«Год назад мы были и видели просто строительную площадку, сейчас действительно большие конструкции промышленные смонтированы, нам показали, что будет внутри электрофильтра, те проводники, которые как раз будут давать электрические поля, соответственно, видно, что работы ведутся», — рассказал руководитель автономной некоммерческой экологической организации Артём Речицкий.
КрАЗ продолжает последовательно внедрять новые технологии в период с 2020 по 2024 годы в соответствии с Программой повышения экологической эффективности и национальным проектом «Экология».
Добавим, программа экологической модернизации на КрАЗа стартовала в 2004 году по инициативе основателя РУСАЛа Олега Дерипаска. За это время построено 24 новых газоочистных установок, внедрен комплекс технологических улучшений. Всё это позволило снизить воздействие на окружающую среду почти в два раза. Впереди у КрАЗа масштабное обновление — РУСАЛ планирует реализовать проект перестройки КрАЗа — снести половину корпусов, построить два новых с современной технологией и создать на части освободившихся площадей парк для сотрудников. Работы начнутся уже в этом году.
Интернет-газета Newslab